Работа способствует формированию представлений учащихся с важнейшими секретами творчества: воображение и фантазия, способствует овладению отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.
Цели:
Формирование представлений учащихся с важнейшими секретами творчества: воображение и фантазия. Способствовать овладению, отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.
Развивать внимание, мышление, наблюдательность.
Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.
Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста;
Метапредметные
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Н.А.Чуракова " Литературное чтение 1 часть 3 класс, русский язык 3 кл.,2 часть С.Прокофьев пьеса " Мимолетности № 1
Межпредметные связи: архитектура, живопись, музыка.
Просмотр содержимого документа
«приложение»
Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.
Жила-была на дне реки большая-пребольшая щука. И вот отправилась она однажды на охоту. Устроила в водорослях засаду и затаилась. Ждет, наблюдает. Вдруг увидела одиноко плывущего карася. Видать, от стаи отбился. Щука погналась за ним. Карась же, хоть и небольшого ума был, но понял: сейчас его кушать будут. Да как пустится наутек! Только пятки (простите, плавники) засверкали Щука от эдакой наглости так растерялась, что даже не обиделась. А потом встрепенулась и рванула за карасем во всю свою прыть. Она плыла, не разбирая дороги, и поэтому не заметила, как карась вдруг метнулся в сторону. Сама же щука на полной скорости врезалась в густую тину, да и застряла. А карась, отдышавшись, спокойно поплыл по своим делам. ( сказка)
Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.
В одном лесу жила маленькая пташка, которая очень любила петь чудесные песни. Она так красиво пела, что весь лес собирался послушать ее! От сороки она узнала, что у людей принято дарить цветы любимым исполнителям. А цветы она любила также сильно, как и петь! Долго грустила пташка. Но однажды, после очередного импровизированного концерта, Дятел подлетел к Пташке и подарил ей… ромашку! Уж он то был истинным джентльменом! Пташка была невероятно счастлива!!!(сказка)
Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.
.Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать. (небылица)
Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет. (небылица)
Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.
5.Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (рассказ)
Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.
6.Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь. (рассказ)
Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.
Жила-была на дне реки большая-пребольшая щука. И вот отправилась она однажды на охоту. Устроила в водорослях засаду и затаилась. Ждет, наблюдает. Вдруг увидела одиноко плывущего карася. Видать, от стаи отбился. Щука погналась за ним. Карась же, хоть и небольшого ума был, но понял: сейчас его кушать будут. Да как пустится наутек! Только пятки (простите, плавники) засверкали. Щука от эдакой наглости так растерялась, что даже не обиделась. А потом встрепенулась и рванула за карасем во всю свою прыть. Она плыла, не разбирая дороги, и поэтому не заметила, как карась вдруг метнулся в сторону. Сама же щука на полной скорости врезалась в густую тину, да и застряла. А карась, отдышавшись, спокойно поплыл по своим делам.
Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.
В одном лесу жила маленькая пташка, которая очень любила петь чудесные песни. Она так красиво пела, что весь лес собирался послушать ее! От сороки она узнала, что у людей принято дарить цветы любимым исполнителям. А цветы она любила также сильно, как и петь! Долго грустила пташка. Но однажды, после очередного импровизированного концерта, Дятел подлетел к Пташке и подарил ей… ромашку! Уж он , то был истинным джентльменом! Пташка была невероятно счастлива!!!
Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла, плясать,
А ухват ей подпевать.
Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.
Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.
Просмотр содержимого документа
«э. мошковская»
Тема урока Э.Мошковская "Вода в колодце". Поход в Музейный дом. Павел Филонов "Нарвские ворота" и фотография Нарвских ворот
Цели:
Формирование представлений учащихся с важнейшими секретами творчества: воображение и фантазия. Способствовать овладению, отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.
Развивать внимание, мышление, наблюдательность.
Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.
Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста;
Метапредметные
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Н.А.Чуракова " Литературное чтение 1 часть 3 класс, русский язык 3 кл.,2 часть С.Прокофьев пьеса " Мимолетности № 1
Межпредметные связи: архитектура, живопись, музыка.
Этап урока | Формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Улыбнитесь друг другу и гостям добрым взглядом. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца тёплыми чувствами. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Актуализация | Работа в парах
Фронтальная работа | Ребята получают задания на карточках: У вас на партах находятся тексты Вы сейчас работаете в парах Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится. Решите, кто из вас будет читать текст, а кто докажет к какому жанру он принадлежит - Какова цель каждого из этих жанров? Слайд 2 Цель небылицы – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. Цель сказки – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром. Цель рассказа – “ рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей. | Демонстрация знаний, умений. Умение сотрудничать Выражение своих чувств, мыслей, текста. Восприятие текста. |
Постановка цели и задач урока | Проблемный вопрос | - Ребята, мы с вами читали очень много интересных рассказов, сказок, стихотворений поэтов, писателей, рассматривали картины художников. В чём же секрет их творчества? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Ответить на этот вопрос помогут нам в этом сегодня поэтесса и художник. Откройте учебник на стр.121 Слайд 4 -Кто нам поможет открыть секрет? ( Э. Мошковская) Мошковская Эмма Эфраимовна (1926-81) , русская детская писательница. Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. Занималась переводами, писала стихи и рассказы. Ее стихи, тонко передают мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний Сборники "Дядя Шар", 1962; "Слушай, дождик!", 1963; "Сто ребят - детский сад", 1965; "Дом построили для всех", 1970.
| Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности Принятие учебной задачи. |
Первичное усвоение новых знаний | Работа с произведением Э.Мошковской “Вода в колодце” | Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Вода в колодце» Слайд 5 1) Чтение про себя 2) Образцовое чтение (читает 1 ученик) 3) Вопросы: - Вам понравилось стихотворение? - Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она? (свежая, студёная, чистая, холодная) - Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтверждение тому, что для поэта вода обладает почти волшебными свойствами? (В неё падают звёзды, кто напьётся, тот обязательно засмеется) - А удалось ли поэтессе передать запах воды? (Дети находят подтверждение) - А самое главное, вода пахнет “деньками” счастливыми. Как вы понимаете эти слова? ( она пахнет детством, летом, каникулами) - Ценит ли герой – рассказчик время, проведённое в этом месте? (да, часто вспоминает, об этом говорят запахи из памяти героя) - Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отменное обоняние и особый взгляд на мир) - Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия? -В каком ещё произведении мы встречали в этом году описание ключевой воды? ( Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами») - Найдите в этом рассказе описание вкуса ключевой воды. На какой странице?(стр.59) -Есть ли сходства в описания воды разными авторами? ( да) - Ю. Коваль обладает особым взглядом на мир? Что ему в этом помогает? (фантазия и воображение) | Читают текст. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей. Отвечают на вопросы. Анализируют текст. |
ФИЗМИНУТКА | | Слайд 6 | |
Первичная проверка понимания | Поход в “Музейный дом” | Давайте теперь попробуем раскрыть секрет творчества художника Павла Филонова. - Работа с толковым словарём. Стр. 122 слайд 7 - Кто знает, что такое арка? (Значения слова находят в толковом словаре) - Найдите в “ Музейном доме фотографию “Нарвские ворота” слайд 8 | Работа с толковым словарём. |
Первичное закрепление | История создания Нарвских ворот
Вывод | Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1814 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Россия победоносно завершила войну с Францией. Чтобы торжественно встречать победителей, всего за один месяц построили эти ворота. Такое название этому памятнику дано в связи с его расположением у начала дороги на реку Нарву. В 1834 году Нарвские ворота возобновили. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху – колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди. На аттике (стенке над карнизом, предназначаемой для надписей и барельефов) надпись бронзовыми буквами: «Победоносной российской Императорской гвардии признательное отечество в 18 день августа 1834 г.» , а над аркой: «Воздвигнут повелением Императора Александра I». С внутренней стороны ворот надпись: «Сооружены значительным денежным соучастием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова» . слайд 9 Построены Ворота архитектором Стасовым; Рядом с аркой расположилась застава, через которую обязательно должны были пройти путники, направлявшиеся в столицу.
- А теперь рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Слайд 10 - Видите коней? Фигуру наездника? - А арку под конной группой видите? - Догадались, какое время года изобразил художник? (зима) - Почему так думаете? ( люди тепло одеты) - А какой день погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение. (день погожий и солнечный-пятна золотистого , оранжевого цвета) Слайд 11 - А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят отдельно от города? - Где видно, что ворота – это вход в большой город с многоэтажными домами? - Сравни изображение коней на картине и на фотографии. На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные, сказал Миша. На картине как будто кони ожили, - заметила Маша. - Вам не кажется , что художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики? Кто догадался, зачем он это делает? - спросила Анишит Йокоповна. - А тебе удалось догадаться? Миша сказал: - Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит. Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной. Костя Погодин решил уточнить: - Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов. - А что скажешь ты? - Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изобразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой, праздничной.) -В чём же секрет творчества поэтов и художников? (В развитой фантазии и воображении. Фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой и праздничной,) Слайд 12 | Рассматривают картину, фотографию Выполняют задание. Отвечают на вопрос, объясняют. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы Формулируют вывод. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос |
Творческое применение | | -Мы говорили, что еще можно увидеть, вернее услышать фантазию в музыке. Прослушивание пьесы С.Прокофьева " Мимолетности № 1 ". Дети рисуют, фантазируют на листочках. Выставка на доске. Слайд 13 | Рисуют, фантазируют |
III. Итог. Рефлексия деятельности | | Понравился ли вам урок?- Что именно вам понравилось на уроке? -О чём расскажете друзьям, родителям? -С каким писателем познакомились? -Понравилось вам фантазировать? - Мы с вами выполнили поставленную цель урока?
Слайд 14 | Оценка и рефлексия собственной деятельности. |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению | Выучить стихотворение Мошковской наизусть | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»