kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Э. Мошковская "Вода в колодце". Поход в Музейный дом. Павел Филонов "Нарвские ворота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа способствует формированию представлений учащихся с важнейшими секретами творчества: воображение и фантазия, способствует овладению отличать  особенности рассказа, небылицы, сказки.

Цели:

Формирование представлений учащихся с  важнейшими секретами творчества: воображение и фантазия. Способствовать овладению, отличать  особенности рассказа, небылицы, сказки.

Развивать внимание, мышление, наблюдательность.

Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.

Предметные: совершенствовать речь  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста;

Метапредметные

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Н.А.Чуракова " Литературное чтение 1 часть 3 класс, русский язык 3 кл.,2 часть С.Прокофьев пьеса " Мимолетности № 1

Межпредметные связи:  архитектура, живопись, музыка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение»

Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.

  1. Жила-была на дне реки большая-пребольшая щука. И вот отправилась она однажды на охоту. Устроила в водорослях засаду и затаилась. Ждет, наблюдает. Вдруг увидела одиноко плывущего карася. Видать, от стаи отбился. Щука погналась за ним. Карась же, хоть и небольшого ума был, но понял: сейчас его кушать будут. Да как пустится наутек! Только пятки (простите, плавники) засверкали Щука от эдакой наглости так растерялась, что даже не обиделась. А потом встрепенулась и рванула за карасем во всю свою прыть. Она плыла, не разбирая дороги, и поэтому не заметила, как карась вдруг метнулся в сторону. Сама же щука на полной скорости врезалась в густую тину, да и застряла. А карась, отдышавшись, спокойно поплыл по своим делам. ( сказка)



Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.



  1. В одном лесу жила маленькая пташка, которая очень любила петь чудесные песни. Она так красиво пела, что весь лес собирался послушать ее! От сороки она узнала, что у людей принято дарить цветы любимым исполнителям. А цветы она любила также сильно, как и петь! Долго грустила пташка. Но однажды, после очередного импровизированного концерта, Дятел подлетел к Пташке и подарил ей… ромашку! Уж он то был истинным джентльменом! Пташка была невероятно счастлива!!!(сказка)



Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.

  1. .Едет повар на тарелке,
    Две кастрюли впереди,
    А лоханка позади.
    Кричит ему кухарка:
    «где моя лоханка?»
    Услыхали чугуны,
    Загудели как жуки.
    Услыхали ложки,
    Запрыгали как блошки.
    Кочерга пошла плясать,
    А ухват ей подпевать. (небылица)

Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.

  1. Едет на лисе
    Курица верхом,
    Бежит качан капустный
    С зайцем кувырком.
    Ловит щука в море
    Сетью рыбака,
    Плавает корова
    В крынке молока.
    Зернышко пшеницы
    Воробья клюёт,
    А червяк ворону
    В коробе несет. (небылица)

Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.

5.Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (рассказ)



Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.



6.Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь. (рассказ)





Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.

  1. Жила-была на дне реки большая-пребольшая щука. И вот отправилась она однажды на охоту. Устроила в водорослях засаду и затаилась. Ждет, наблюдает. Вдруг увидела одиноко плывущего карася. Видать, от стаи отбился. Щука погналась за ним. Карась же, хоть и небольшого ума был, но понял: сейчас его кушать будут. Да как пустится наутек! Только пятки (простите, плавники) засверкали. Щука от эдакой наглости так растерялась, что даже не обиделась. А потом встрепенулась и рванула за карасем во всю свою прыть. Она плыла, не разбирая дороги, и поэтому не заметила, как карась вдруг метнулся в сторону. Сама же щука на полной скорости врезалась в густую тину, да и застряла. А карась, отдышавшись, спокойно поплыл по своим делам.



Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.

  1. В одном лесу жила маленькая пташка, которая очень любила петь чудесные песни. Она так красиво пела, что весь лес собирался послушать ее! От сороки она узнала, что у людей принято дарить цветы любимым исполнителям. А цветы она любила также сильно, как и петь! Долго грустила пташка. Но однажды, после очередного импровизированного концерта, Дятел подлетел к Пташке и подарил ей… ромашку! Уж он , то был истинным джентльменом! Пташка была невероятно счастлива!!!



Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.

  1. Едет повар на тарелке,
    Две кастрюли впереди,
    А лоханка позади.
    Кричит ему кухарка:
    «где моя лоханка?»
    Услыхали чугуны,
    Загудели как жуки.
    Услыхали ложки,
    Запрыгали как блошки.
    Кочерга пошла, плясать,
    А ухват ей подпевать.

























Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.

  1. Едет на лисе
    Курица верхом,
    Бежит кочан капустный
    С зайцем кувырком.
    Ловит щука в море
    Сетью рыбака,
    Плавает корова
    В крынке молока.
    Зернышко пшеницы
    Воробья клюёт,
    А червяк ворону
    В коробе несет.



Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.

  1. Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
    Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.



Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится.



  1. Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.









Просмотр содержимого документа
«э. мошковская»

Тема урока Э.Мошковская "Вода в колодце". Поход в Музейный дом. Павел Филонов "Нарвские ворота" и фотография Нарвских ворот


Цели:

Формирование представлений учащихся с важнейшими секретами творчества: воображение и фантазия. Способствовать овладению, отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.

Развивать внимание, мышление, наблюдательность.

Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.

Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста;

Метапредметные

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Н.А.Чуракова " Литературное чтение 1 часть 3 класс, русский язык 3 кл.,2 часть С.Прокофьев пьеса " Мимолетности № 1

Межпредметные связи: архитектура, живопись, музыка.

Этап урока

Формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный


Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу и гостям добрым взглядом. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца тёплыми чувствами.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность


Актуализация


Работа в парах





Фронтальная работа


Ребята получают задания на карточках:

У вас на партах находятся тексты

Вы сейчас работаете в парах

Прочитайте текс. Определите, к какому жанру он относится. Решите, кто из вас будет читать текст, а кто докажет к какому жанру он принадлежит

- Какова цель каждого из этих жанров?

Слайд 2

Цель небылицы – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.

Цель сказки – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.

Цель рассказа – “ рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

Демонстрация знаний, умений.


Умение сотрудничать


Выражение своих чувств, мыслей,

текста.


Восприятие текста.




Постановка цели и задач урока










Проблемный вопрос

- Ребята, мы с вами читали очень много интересных рассказов, сказок, стихотворений поэтов, писателей, рассматривали картины художников.

В чём же секрет их творчества?

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Ответить на этот вопрос помогут нам в этом сегодня поэтесса и художник.

Откройте учебник на стр.121 Слайд 4

-Кто нам поможет открыть секрет? ( Э. Мошковская)

Мошковская Эмма Эфраимовна (1926-81) , русская детская писательница. 
Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака.
Занималась переводами, писала стихи и рассказы.
Ее стихи, тонко передают мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний Сборники "Дядя Шар", 1962; "Слушай, дождик!", 1963; "Сто ребят - детский сад", 1965; "Дом построили для всех", 1970.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности


Принятие учебной задачи.





Первичное усвоение новых знаний

Работа с произведением Э.Мошковской “Вода в колодце”


Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Вода в колодце» Слайд 5

1) Чтение про себя

2) Образцовое чтение (читает 1 ученик)

3) Вопросы:

Вам понравилось стихотворение?


- Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она? (свежая, студёная, чистая, холодная)


- Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтверждение тому, что для поэта вода обладает почти волшебными свойствами? (В неё падают звёзды, кто напьётся, тот обязательно засмеется)


- А удалось ли поэтессе передать запах воды? (Дети находят подтверждение)

- А самое главное, вода пахнет “деньками” счастливыми. Как вы понимаете эти слова? ( она пахнет детством, летом, каникулами)

- Ценит ли герой – рассказчик время, проведённое в этом месте? (да, часто вспоминает, об этом говорят запахи из памяти героя)

- Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отменное обоняние и особый взгляд на мир)

- Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия?

-В каком ещё произведении мы встречали в этом году описание ключевой воды? ( Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»)

- Найдите в этом рассказе описание вкуса ключевой воды. На какой странице?(стр.59)

-Есть ли сходства в описания воды разными авторами? ( да)

- Ю. Коваль обладает особым взглядом на мир? Что ему в этом помогает? (фантазия и воображение)

Читают текст.


Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.


Выражение своих чувств, мыслей.









Отвечают на вопросы.









Анализируют текст.





ФИЗМИНУТКА


Слайд 6


Первичная проверка понимания

Поход в “Музейный дом”


Давайте теперь попробуем раскрыть секрет творчества художника Павла Филонова.

- Работа с толковым словарём. Стр. 122 слайд 7

- Кто знает, что такое арка? (Значения слова находят в толковом словаре)

- Найдите в “ Музейном доме фотографию “Нарвские ворота” слайд 8


Работа с толковым словарём.





Первичное закрепление

История создания Нарвских ворот





























































































Вывод


Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1814 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Россия победоносно завершила войну с Францией. Чтобы торжественно встречать победителей, всего за один месяц построили эти ворота.

Такое название этому памятнику дано в связи с его расположением у начала дороги на реку Нарву.

В 1834 году Нарвские ворота возобновили. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху – колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди.

На аттике (стенке над карнизом, предназначаемой для надписей и барельефов) надпись бронзовыми буквами: «Победоносной российской Императорской гвардии признательное отечество в 18 день августа 1834 г.» , а над аркой: «Воздвигнут повелением Императора Александра I». С внутренней стороны ворот надпись: «Сооружены значительным денежным соучастием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова» . слайд 9

Построены Ворота архитектором Стасовым; Рядом с аркой расположилась застава, через которую обязательно должны были пройти путники, направлявшиеся в столицу.



- А теперь рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова.

Слайд 10

- Видите коней? Фигуру наездника?

- А арку под конной группой видите?

- Догадались, какое время года изобразил художник? (зима)

- Почему так думаете? ( люди тепло одеты)

- А какой день погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение. (день погожий и солнечный-пятна золотистого , оранжевого цвета)

Слайд 11

- А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят отдельно от города?

- Где видно, что ворота – это вход в большой город с многоэтажными домами?

- Сравни изображение коней на картине и на фотографии.

На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные, сказал Миша. На картине как будто кони ожили, - заметила Маша.

- Вам не кажется , что художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики? Кто догадался, зачем он это делает? - спросила Анишит Йокоповна.

- А тебе удалось догадаться?

Миша сказал:

- Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.

Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.

Костя Погодин решил уточнить:

- Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.

- А что скажешь ты?

- Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изобразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой, праздничной.)

-В чём же секрет творчества поэтов и художников?

(В развитой фантазии и воображении.

Фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой и праздничной,)

Слайд 12

Рассматривают картину, фотографию















Выполняют задание.















Отвечают на вопрос, объясняют.










Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы




Формулируют вывод.



















Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос

Творческое применение


-Мы говорили, что еще можно увидеть, вернее услышать фантазию в музыке.


Прослушивание пьесы С.Прокофьева " Мимолетности № 1 ". Дети рисуют, фантазируют на листочках. Выставка на доске. Слайд 13


Рисуют, фантазируют

III. Итог.

Рефлексия деятельности



  1. Понравился ли вам урок?-

  2. Что именно вам понравилось на уроке?

-О чём расскажете друзьям, родителям?

-С каким писателем познакомились?

-Понравилось вам фантазировать?

- Мы с вами выполнили поставленную цель урока?



Слайд 14

Оценка и рефлексия собственной деятельности.


Домашнее задание

Инструктаж по выполнению

Выучить стихотворение Мошковской наизусть


Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.






Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Эмма Мошковская

Эмма Мошковская

"Вода в колодце".

Поход в Музейный дом. Павел Филонов "Нарвские ворота" и фотография Нарвских ворот

Цель небылицы  – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.  Цель сказки  – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.  Цель рассказа  – « рассказать» случай из жизни ( пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей

Цель небылицы – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.

Цель сказки – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.

Цель рассказа – « рассказать» случай из жизни ( пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей

В чем секрет творчества писателей, поэтов, художников?

В чем секрет творчества

писателей, поэтов, художников?

Эмма Мошковская российская детская писательница и поэтесса.. 

Эмма Мошковская

российская детская писательница и поэтесса.. 

Эмма Мошковская “Вода в колодце”

Эмма Мошковская “Вода в колодце”

Арка -  архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами .

Арка - архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами .

Павел Филонов « Нарвские ворота»

Павел Филонов « Нарвские ворота»

В чём же секрет творчества поэтов и художников?  В развитой фантазии и воображении. Фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой и праздничной

В чём же секрет творчества поэтов и художников?

В развитой фантазии и воображении. Фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой и праздничной

Прослушивание пьесы С.Прокофьева

Прослушивание пьесы С.Прокофьева

" Мимолетность № 1 ".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Э. Мошковская "Вода в колодце". Поход в Музейный дом. Павел Филонов "Нарвские ворота"

Автор: Левашова Ольга Петровна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 337992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства