|   III.    Сооб  щение темы урока. Поста  новка учеб  ных задач.                                                                          IV. Актуа   лиза   ция опор   ных зна   ний.                                                                                                      V. Изучение нового мате  риала.                   |    Самоопре  деление к деятельности                                                                                          Работа по теме урока   Работа по учебнику  c.122-123               Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 71).                                          Физ.минутка                                    1. об органах и системе органов человека.  Рассказы учащихся.              Презента  ция и нагляд  ность                                      Презента  ция                                                                                                                    Презента  ция и нагляд  ность                                                                      Презента  ция и нагляд  ность                              Нагляд  ность                                                                                  Работа по плакату «Правила посадки»                 Презента  ция и нагляд  ность                   Обобщение учителя.                  Тест                                                                                                                                                                                                                              Система органов человека      Тетрадь    с. 72                                                                              Физкульт  минутка                                                               Анатомия, физиоло   гия, гигиена как науки.   Рассказ учителя с элементами беседы.                                                                                              Работа с учебником  С.125       |     – Какой раздел мы с вами повторяли? («Эта удивительная природа».)   – Сегодня мы начинаем новый раздел: «Мы и наше здоровье».   Работа в парах.   – У вас на столах лежат конверты. В них спрятана тема нашего урока.   В конверте словосочетание «Организм человека» разрезано на слоги (один конверт на двоих).   – Соедините слоги, и вы получите два волшебных слова.   – Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать, как устроен наш организм, зачем изучать его строение, что надо делать, чтобы быть здоровым.)     – Сегодня вы узнаете, какие науки изучают организм человека, какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм.                          Беседа:  – что вы знаете об организме человека?  – Для чего нам нужны эти знания?  – Сегодня мы узнаем о нём больше.  – Как вы думаете, из чего состоит организм человека? (Ответы учащихся.)  – Давайте обратимся к учебнику и узнаем, верно ли мы предположили.    – Какие органы вы знаете? Для чего они нужны человеку? (Ответы учащихся.)  – Давайте опять обратимся к нашему верному помощнику – учебнику. Прочитайте в учебнике, что образуют органы, выполняющие общую работу. (Систему органов.)  – Рассмотрите иллюстрацию в рабочей тетради (с. 71), карандашом подпишите название органов человека. (сердце, легкие, печень, кишечник, пищевод.)  – Что управляет деятельностью всего организма? (Нервная система.)  – Из чего она состоит? Рассмотрим иллюстрацию в учебнике        Поднимайте плечики, (плечи вверх.)  Прыгайте, кузнечики, (прыжки на месте.)  Прыг-скок, прыг-скок,  Выше, выше, высоко,  Прыгай на ногах легко.  Сели, травушку покушали, (сесть за парты.)  Тишину послушали.              Сердце.    Сердце человека состоит из четырёх камер, разделенных перегородками и клапанами. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Масса сердца всего от 250–350 граммов. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Сердце – самый мощный в мире мотор. В течение жизни сердце человека совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Каждая половина сердца участвует в работе кровеносной системы. Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащенную кровь, затем распределяет её по всем тканям тела. Сердце – удивительный мотор.       Легкие.   Легкие – орган дыхания. Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Каждый день через человеческие легкие проходит 10000 литров воздуха. Общая поверхность легких сопоставима с размером теннисного корта. Как такое большое пространство может поместиться в таком маленьком объеме? С помощью 300 миллионов альвеол (маленьких пузырьков) в каждом легком. Причем объем правого легкого больше, чем левого.   Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Для жизни человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит? Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.       Пищеварительная система.   Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Как же она устроена и как работает?  Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где её переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Кишечник состоит из тонкой кишки и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Вот так наш организм извлекает из продуктов питательные вещества.         Желудок, кишечник.   Желудок принимает пищу, перемешивает ее и измельчает до кашицы, называемой «химус». Затем химус маленькими порциями отправляется в тонкий кишечник, где и происходит основной процесс пищеварения. Пища переваривается не в том порядке, в котором она съедена. В желудке все перемешивается и отправляется порциями в тонкий кишечник. Размер желудка не связан с весом, худой человек может иметь больше по размером желудок, чем полный.          Скелет человека.     Скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки (так называемый осевой скелет), а также костей верхних конечностей и костей нижних конечностей (добавочный скелет).   Скелет человека продолжает свое формирование в течение всей жизни. В скелете человека более 200 костей, 650 мышц, 43 из них используются для того, чтобы наморщить лоб, 17 – для того, чтобы улыбнуться.   Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, защищает мозг, нервы, надёжно укрывает сердце, лёгкие и другие органы. Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих веществ при особой структуре костей придаёт им необычайную прочность.  Но кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться, деформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке.      Поэтому ребёнку очень важно соблюдать правила посадки за партой и дома за столом.         Головной мозг – главный отдел центральной нервной системы. Головной мозг заключен в надежную оболочку черепа. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.   Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.        Организм человека – сложный механизм, а значит, он нуждается в управлении. Что управляет им, мы узнаем, когда правильно ответим на вопросы.         – Выбери то, что не относится к нервной системе.    1. Головной мозг. 3. Сердце. 5. Нейрон.  2. Спинной мозг. 4. Нерв. 6. Зрительный центр.  – Для чего служат нервы в организме человека?     1. Чтобы громко плакать.   2. Чтобы громко кричать в лесу.   3. Чтобы нервничать.   4. Для передачи команд от мозга ко всем органам.   5. Чтобы разговаривать.   6. Чтобы думать.  – Как называется система, в состав которой входит головной мозг?    1. Нервная. 3. Дыхательная. 5. Органы чувств.  2. Кровеносная. 4. Выделительная. 6. Пищеварительная.  – Как мозг управляет организмом?    1. По телефону.  2. По артериям.  3. Команда передается по пищеводу.  4. Команда передается рукой.    5. Команда передается через сердце.  6. Команда передается по нервам.  – Как называется поверхность головного мозга?     1. Кожа. 3. Волосы. 5. Кора.   2. Голова. 4. Полушарие. 6. Затылок.  – Самое ценное, что дает человеку мозг:    1. Красота.    2. Возможность узнавать новое, запоминать, учиться, думать.    3. Помогает маскироваться в окружающей среде.    4. Возможность спать.    5. Возможность быстро двигаться.    6. Возможность летать.        Вывод о значении головного мозга для человека: именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма.    – В какую систему он входит? (В нервную.)    – Какую роль играет нервная система в работе ваших органов? (Она руководит всеми процессами в организме.)        Вывод по работе систем организма: мы с вами убедились, что организм человека – это сложная система. Системы органов здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно.           |   Название  системы   |    Из каких органов состоит   |    Какую работу выполняет   |     |   Нервная     |    Головной мозг, спинной мозг, нервы   |    Управляет нашим телом, согласует работу всех органов   |     |   Опорно-двигательная     |    Скелет, мышцы   |    Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Мышцы приводят в движение скелетные кости   |     |   Пищевари-тельная     |    Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник   |    Перерабатывает пищу   |     |   Кровеносная     |    Сердце, кровеносные сосуды   |    Доставляет кровь ко всем внутренним органам   |     |   Дыхательная     |    Нос, глотка, дыхательное горло (трахея), бронхи, лёгкие   |    Доставляет кислород в организм человека   |                Дружно встали. Раз! Два! Три!   Мы теперь богатыри!   Мы ладонь к глазам приставим,   Ноги крепкие расставим.   Поворачиваясь вправо,   Оглядимся величаво,   И налево надо тоже   Поглядеть из-за ладошек.   И направо, и ещё   Через левое плечо.     Буквой «л» расставим ноги.   Точно в танце – руки в боки.   Наклонились влево, вправо.   Получается на славу!             – Какие науки изучают организм человека? (анатомия, физиология, медицина, гигиена.)   – Что изучает каждая из этих наук? Может, кто-нибудь знает, как называется наука, которая изучает строение человека? (анатомия.)   – Как называется наука, которая изучает работу органов организма человека? (физиология.)   – Давайте узнаем об этих науках чуть больше.     Анатомия.   – Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. Анатомия человека изучает: кости человека, соединения частей скелета, мышцы человека, его внутренние органы пищеварительной, дыхательной и кровеносной системы, нервной системы (неврология); это учение об органах чувств.   Физиология.   – Первые работы, которые можно отнести к физиологии, были выполнены уже в древности. Однако до XVIII века физиология развивалась как часть анатомии. Есть несколько направлений физиологии: физиология человека, растений, животных и микроорганизмов.   Величайший физиолог – русский учёный Иван Петрович Павлов (1849–1936). Он прожил долгую жизнь и более 60 лет занимался научными исследованиями. Благодаря исследованиям И. П. Павлова стали известны многие тайны работы головного мозга человека. Он сделал и другие замечательные открытия. Учёные многих стран называли Павлова величайшим физиологом мира. За свои научные труды он был удостоен самой почётной международной награды – Нобелевской премии.        – Давайте обратимся к учебнику, тут нас ждёт интересная информация для самых любознательных. (Учащиеся читают.)        |                               Составляют тему урока                                                                                 
      
      
      
     Фронтальная   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Взаимопровер   ка тетрадей.      Фронтальная  Самостоятельная работа                                                              Самостоятельная работа, в малых группах                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Работа в группах.    У каждой группы конверт с разрезанной картинкой мозга. На обратной стороне – цифры от 1 до 6, карточка с вопросами. К доске выходит один представитель группы с картинкой части мозга, на которой стоит правильный номер ответа. Он зачитывает вопрос и дает правильный ответ.                                                                                                                              Фронтальная                                                                                                                                                                                                   |    Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации, логические – анализируют объект, выделяют главное.      Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.  Регулятивные: действуют  с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя  .  Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера                    Регулятивные: действуют  с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.      Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера                                                                                                              Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в энциклопедии, логические – анализируют объект, выделяют главное.      Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.      Регулятивные: действуют  с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя      Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера         |    Устные ответы.                                      Самостоятель  ное задание, самопроверка.                                                                                                                                                                                              Презен  тация своих знаний.                                                                                                                                                                                                                                                                           |