kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс по теме "Организм человека. Понятие об органах и системе органов тела человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать благоприятные условия для изучения новой темы за счет использования игровых нестандартных приемов обучения, а также сформировать понятие «организм человека», «орган», «система органов», «внутренние органы»; способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены, умения работать в коллективе; содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок окр.мир организм»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Учитель: Сорокина Ольга Александровна

Дата: 11.12.2015 года

Класс: 3 «Б»

Предмет: «Окружающий мир».

Тема: «Организм человека. Понятие об органах и системе ор­ганов тела человека»


Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

создать благоприятные условия для изучения новой темы за счет использования игровых нестандартных приемов обучения, а также сформировать понятие «организм человека», «орган», «система органов», «внутренние органы»; способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены, умения работать в коллективе; содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока

урок изучения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся объяснять что такое «организм»; осознавать необходимость соблюдения правил бережного отношения к своему организму,

получат возможность научиться применять изученные правила в жизни

Личностные УУД: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Освоение личностного смысла учения, желание учиться

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Познавательные УУД: Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные
ресурсы

Презентация на тему «Организм человека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1129


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Универсальные
учебные действия

Промежу-точный
контроль

I. Орга

Низа

Цион

ный мо

мент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Ребята, посмотрите вокруг, сегодня  у нас необычный урок.

Создадим хорошее настроение. Улыбнулись, подули на ладошку и подарили друг другу  и мне улыбку и хорошее настроение


- Прозвенел веселый звонок  Мы начинаем наш урок Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете.


Девиз обучения в сотрудничестве:

«Помогая другим – учимся  сами».

В путь!


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой


II. Повто

рение изученного мате

риала.



Ветерок с березкой шепчется

На траве блестит роса.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Нам с тобой земля-волшебница,

Снова дарит чудеса.

Сочиняет их для нас.

Словно самый добрый сказочник (П. Синявский.)

– Кто этот сказочник? (Природа.) Что такое природа? (Ответы учащихся.)

Игра «Что такое природа?».

Учитель бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, вытягивает из «волшебной» корзинки вопрос.

– Как называется наука о животных? (зоология.)

– Как называется наука, изучающая растения? (ботаника.)

– Перечисли группы царства животного мира.

– Что такое воздух?

– Назови три состояния воды.

– Что такое почва?

– На какие группы делят царство растений?

– Из каких газов состоит воздух?

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий





Называют правильный ответ


Фронтальная


Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о природе;

логические – осуществление поиска необходимой информации

Устные ответы





III.

Сооб

щение темы урока. Поста

новка учеб

ных задач.



















IV. Актуа

лиза

ция опор

ных зна

ний.


























V. Изучение нового мате

риала.





Самоопре

деление к деятельности























Работа по теме урока

Работа по учебнику

c.122-123




Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 71).











Физ.минутка









1. об органах и системе органов человека.

Рассказы учащихся.




Презента

ция и нагляд

ность










Презента

ция





























Презента

ция и нагляд

ность


















Презента

ция и нагляд

ность








Нагляд

ность





















Работа по плакату «Правила посадки»




Презента

ция и нагляд

ность





Обобщение учителя.





Тест
























































Система органов человека


Тетрадь

с. 72




















Физкульт

минутка
















Анатомия, физиоло

гия, гигиена как науки.

Рассказ учителя с элементами беседы.
























Работа с учебником

С.125


– Какой раздел мы с вами повторяли? («Эта удивительная природа».)

– Сегодня мы начинаем новый раздел: «Мы и наше здоровье».

Работа в парах.

– У вас на столах лежат конверты. В них спрятана тема нашего урока.

В конверте словосочетание «Организм человека» разрезано на слоги (один конверт на двоих).

– Соедините слоги, и вы получите два волшебных слова.

– Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать, как устроен наш организм, зачем изучать его строение, что надо делать, чтобы быть здоровым.)

– Сегодня вы узнаете, какие науки изучают организм человека, какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм.







Беседа:

что вы знаете об организме человека?

– Для чего нам нужны эти знания?

– Сегодня мы узнаем о нём больше.

– Как вы думаете, из чего состоит организм человека? (Ответы учащихся.)

– Давайте обратимся к учебнику и узнаем, верно ли мы предположили.

– Какие органы вы знаете? Для чего они нужны человеку? (Ответы учащихся.)

– Давайте опять обратимся к нашему верному помощнику – учебнику. Прочитайте в учебнике, что образуют органы, выполняющие общую работу. (Систему органов.)

– Рассмотрите иллюстрацию в рабочей тетради (с. 71), карандашом подпишите название органов человека. (сердце, легкие, печень, кишечник, пищевод.)

– Что управляет деятельностью всего организма? (Нервная система.)

– Из чего она состоит? Рассмотрим иллюстрацию в учебнике


Поднимайте плечики, (плечи вверх.)

Прыгайте, кузнечики, (прыжки на месте.)

Прыг-скок, прыг-скок,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на ногах легко.

Сели, травушку покушали, (сесть за парты.)

Тишину послушали.




Сердце.

Сердце человека состоит из четырёх камер, разделенных перегородками и клапанами. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Масса сердца всего от 250–350 граммов. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Сердце – самый мощный в мире мотор. В течение жизни сердце человека совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Каждая половина сердца участвует в работе кровеносной системы. Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащенную кровь, затем распределяет её по всем тканям тела. Сердце – удивительный мотор.


Легкие.

Легкие – орган дыхания. Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Каждый день через человеческие легкие проходит 10000 литров воздуха. Общая поверхность легких сопоставима с размером теннисного корта. Как такое большое пространство может поместиться в таком маленьком объеме? С помощью 300 миллионов альвеол (маленьких пузырьков) в каждом легком. Причем объем правого легкого больше, чем левого.

Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Для жизни человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит? Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.


Пищеварительная система.

Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Как же она устроена и как работает?

Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где её переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Кишечник состоит из тонкой кишки и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Вот так наш организм извлекает из продуктов питательные вещества.


Желудок, кишечник.

Желудок принимает пищу, перемешивает ее и измельчает до кашицы, называемой «химус». Затем химус маленькими порциями отправляется в тонкий кишечник, где и происходит основной процесс пищеварения. Пища переваривается не в том порядке, в котором она съедена. В желудке все перемешивается и отправляется порциями в тонкий кишечник. Размер желудка не связан с весом, худой человек может иметь больше по размером желудок, чем полный.


Скелет человека.

Скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки (так называемый осевой скелет), а также костей верхних конечностей и костей нижних конечностей (добавочный скелет).

Скелет человека продолжает свое формирование в течение всей жизни. В скелете человека более 200 костей, 650 мышц, 43 из них используются для того, чтобы наморщить лоб, 17 – для того, чтобы улыбнуться.

Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, защищает мозг, нервы, надёжно укрывает сердце, лёгкие и другие органы. Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих веществ при особой структуре костей придаёт им необычайную прочность.

Но кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться, деформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке.

Поэтому ребёнку очень важно соблюдать правила посадки за партой и дома за столом.


Головной мозг – главный отдел центральной нервной системы. Головной мозг заключен в надежную оболочку черепа. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.

Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.


Организм человека – сложный механизм, а значит, он нуждается в управлении. Что управляет им, мы узнаем, когда правильно ответим на вопросы.


Выбери то, что не относится к нервной системе.

1. Головной мозг. 3. Сердце. 5. Нейрон.

2. Спинной мозг. 4. Нерв. 6. Зрительный центр.

Для чего служат нервы в организме человека?

1. Чтобы громко плакать.

2. Чтобы громко кричать в лесу.

3. Чтобы нервничать.

4. Для передачи команд от мозга ко всем органам.

5. Чтобы разговаривать.

6. Чтобы думать.

Как называется система, в состав которой входит головной мозг?

1. Нервная. 3. Дыхательная. 5. Органы чувств.

2. Кровеносная. 4. Выделительная. 6. Пищеварительная.

Как мозг управляет организмом?

1. По телефону.

2. По артериям.

3. Команда передается по пищеводу.

4. Команда передается рукой.

5. Команда передается через сердце.

6. Команда передается по нервам.

Как называется поверхность головного мозга?

1. Кожа. 3. Волосы. 5. Кора.

2. Голова. 4. Полушарие. 6. Затылок.

Самое ценное, что дает человеку мозг:

1. Красота.

2. Возможность узнавать новое, запоминать, учиться, думать.

3. Помогает маскироваться в окружающей среде.

4. Возможность спать.

5. Возможность быстро двигаться.

6. Возможность летать.


Вывод о значении головного мозга для человека: именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма.

– В какую систему он входит? (В нервную.)

– Какую роль играет нервная система в работе ваших органов? (Она руководит всеми процессами в организме.)


Вывод по работе систем организма: мы с вами убедились, что организм человека – это сложная система. Системы органов здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно.


Название
системы

Из каких органов состоит

Какую работу выполняет

Нервная

Головной мозг, спинной мозг, нервы

Управляет нашим телом, согласует работу всех органов

Опорно-двигательная

Скелет, мышцы

Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Мышцы приводят в движение скелетные кости

Пищевари-тельная

Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник

Перерабатывает пищу

Кровеносная

Сердце, кровеносные сосуды

Доставляет кровь ко всем внутренним органам

Дыхательная

Нос, глотка, дыхательное горло (трахея), бронхи, лёгкие

Доставляет кислород в организм человека



Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-за ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!



– Какие науки изучают организм человека? (анатомия, физиология, медицина, гигиена.)

– Что изучает каждая из этих наук? Может, кто-нибудь знает, как называется наука, которая изучает строение человека? (анатомия.)

– Как называется наука, которая изучает работу органов организма человека? (физиология.)

– Давайте узнаем об этих науках чуть больше.

Анатомия.

– Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. Анатомия человека изучает: кости человека, соединения частей скелета, мышцы человека, его внутренние органы пищеварительной, дыхательной и кровеносной системы, нервной системы (неврология); это учение об органах чувств.

Физиология.

– Первые работы, которые можно отнести к физиологии, были выполнены уже в древности. Однако до XVIII века физиология развивалась как часть анатомии. Есть несколько направлений физиологии: физиология человека, растений, животных и микроорганизмов.

Величайший физиолог – русский учёный Иван Петрович Павлов (1849–1936). Он прожил долгую жизнь и более 60 лет занимался научными исследованиями. Благодаря исследованиям И. П. Павлова стали известны многие тайны работы головного мозга человека. Он сделал и другие замечательные открытия. Учёные многих стран называли Павлова величайшим физиологом мира. За свои научные труды он был удостоен самой почётной международной награды – Нобелевской премии.


– Давайте обратимся к учебнику, тут нас ждёт интересная информация для самых любознательных. (Учащиеся читают.)


  • Ответы детей.






Составляют тему урока



























Фронтальная

























Взаимопровер

ка тетрадей.


Фронтальная

Самостоятельная работа
















Самостоятельная работа, в малых группах





















































































































Работа в группах.

У каждой группы конверт с разрезанной картинкой мозга. На обратной стороне – цифры от 1 до 6, карточка с вопросами. К доске выходит один представитель группы с картинкой части мозга, на которой стоит правильный номер ответа. Он зачитывает вопрос и дает правильный ответ.
































Фронтальная

















































Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации, логические – анализируют объект, выделяют главное.


Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера





Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.


Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера




























Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в энциклопедии, логические – анализируют объект, выделяют главное.


Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.


Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя


Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера


Устные ответы.










Самостоятель

ное задание, самопроверка.
















































Презен

тация своих знаний.









































































VI. Провероч

ная работа по теме «Организм человека».

тест



1. Какова роль скелета человека?

а) защищает внутренние органы от повреждений, является опорой тела;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы.

2. Какой орган руководит работой всего организма?

а) спинной мозг; б) головной мозг.

3. Сколько органов чувств у человека?

а) Семь; б) пять.

4. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, лёгкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь.

5. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает воду и витамины.

6. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.



Самостоятельная работа



V. Итоги урока.


-Над какой темой работали?

-Какова была цель урока?

-Достигли ли вы её?

-Что нового узнали?

-Что было интересным на уроке?



Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Реф

Лек

сия

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

  • Закончите предложения.

- Кто может теперь сказать :

« Я теперь хорошо знаю … и никогда не забуду…»

- Что на вас произвело наибольшее впечатление? 
- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 
- Что нового вы узнали на уроке? 

  • Оцените свои достижения на уроке.

«Лесенка успеха»

нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  

средняя ступенька– у меня были проблемы; 

верхняя ступенька– мне всё удалось.



Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Домашнее зада

ние



учебник, с. 122–125 (читать, отвечать на вопросы); подобрать интересные факты о работе одной из систем организма.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сорокина Ольга Александровна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства