III. Сооб щение темы урока. Поста новка учеб ных задач. IV. Актуа лиза ция опор ных зна ний. V. Изучение нового мате риала. | Самоопре деление к деятельности Работа по теме урока Работа по учебнику c.122-123 Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 71). Физ.минутка 1. об органах и системе органов человека. Рассказы учащихся. Презента ция и нагляд ность Презента ция Презента ция и нагляд ность Презента ция и нагляд ность Нагляд ность Работа по плакату «Правила посадки» Презента ция и нагляд ность Обобщение учителя. Тест Система органов человека Тетрадь с. 72 Физкульт минутка Анатомия, физиоло гия, гигиена как науки. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа с учебником С.125 | – Какой раздел мы с вами повторяли? («Эта удивительная природа».) – Сегодня мы начинаем новый раздел: «Мы и наше здоровье». Работа в парах. – У вас на столах лежат конверты. В них спрятана тема нашего урока. В конверте словосочетание «Организм человека» разрезано на слоги (один конверт на двоих). – Соедините слоги, и вы получите два волшебных слова. – Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать, как устроен наш организм, зачем изучать его строение, что надо делать, чтобы быть здоровым.) – Сегодня вы узнаете, какие науки изучают организм человека, какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм. Беседа: – что вы знаете об организме человека? – Для чего нам нужны эти знания? – Сегодня мы узнаем о нём больше. – Как вы думаете, из чего состоит организм человека? (Ответы учащихся.) – Давайте обратимся к учебнику и узнаем, верно ли мы предположили. – Какие органы вы знаете? Для чего они нужны человеку? (Ответы учащихся.) – Давайте опять обратимся к нашему верному помощнику – учебнику. Прочитайте в учебнике, что образуют органы, выполняющие общую работу. (Систему органов.) – Рассмотрите иллюстрацию в рабочей тетради (с. 71), карандашом подпишите название органов человека. (сердце, легкие, печень, кишечник, пищевод.) – Что управляет деятельностью всего организма? (Нервная система.) – Из чего она состоит? Рассмотрим иллюстрацию в учебнике Поднимайте плечики, (плечи вверх.) Прыгайте, кузнечики, (прыжки на месте.) Прыг-скок, прыг-скок, Выше, выше, высоко, Прыгай на ногах легко. Сели, травушку покушали, (сесть за парты.) Тишину послушали. Сердце. Сердце человека состоит из четырёх камер, разделенных перегородками и клапанами. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Масса сердца всего от 250–350 граммов. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Сердце – самый мощный в мире мотор. В течение жизни сердце человека совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Каждая половина сердца участвует в работе кровеносной системы. Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащенную кровь, затем распределяет её по всем тканям тела. Сердце – удивительный мотор. Легкие. Легкие – орган дыхания. Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Каждый день через человеческие легкие проходит 10000 литров воздуха. Общая поверхность легких сопоставима с размером теннисного корта. Как такое большое пространство может поместиться в таком маленьком объеме? С помощью 300 миллионов альвеол (маленьких пузырьков) в каждом легком. Причем объем правого легкого больше, чем левого. Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Для жизни человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит? Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем. Пищеварительная система. Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Как же она устроена и как работает? Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где её переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Кишечник состоит из тонкой кишки и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Вот так наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. Желудок, кишечник. Желудок принимает пищу, перемешивает ее и измельчает до кашицы, называемой «химус». Затем химус маленькими порциями отправляется в тонкий кишечник, где и происходит основной процесс пищеварения. Пища переваривается не в том порядке, в котором она съедена. В желудке все перемешивается и отправляется порциями в тонкий кишечник. Размер желудка не связан с весом, худой человек может иметь больше по размером желудок, чем полный. Скелет человека. Скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки (так называемый осевой скелет), а также костей верхних конечностей и костей нижних конечностей (добавочный скелет). Скелет человека продолжает свое формирование в течение всей жизни. В скелете человека более 200 костей, 650 мышц, 43 из них используются для того, чтобы наморщить лоб, 17 – для того, чтобы улыбнуться. Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, защищает мозг, нервы, надёжно укрывает сердце, лёгкие и другие органы. Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих веществ при особой структуре костей придаёт им необычайную прочность. Но кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться, деформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. Поэтому ребёнку очень важно соблюдать правила посадки за партой и дома за столом. Головной мозг – главный отдел центральной нервной системы. Головной мозг заключен в надежную оболочку черепа. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение. Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган. Организм человека – сложный механизм, а значит, он нуждается в управлении. Что управляет им, мы узнаем, когда правильно ответим на вопросы. – Выбери то, что не относится к нервной системе. 1. Головной мозг. 3. Сердце. 5. Нейрон. 2. Спинной мозг. 4. Нерв. 6. Зрительный центр. – Для чего служат нервы в организме человека? 1. Чтобы громко плакать. 2. Чтобы громко кричать в лесу. 3. Чтобы нервничать. 4. Для передачи команд от мозга ко всем органам. 5. Чтобы разговаривать. 6. Чтобы думать. – Как называется система, в состав которой входит головной мозг? 1. Нервная. 3. Дыхательная. 5. Органы чувств. 2. Кровеносная. 4. Выделительная. 6. Пищеварительная. – Как мозг управляет организмом? 1. По телефону. 2. По артериям. 3. Команда передается по пищеводу. 4. Команда передается рукой. 5. Команда передается через сердце. 6. Команда передается по нервам. – Как называется поверхность головного мозга? 1. Кожа. 3. Волосы. 5. Кора. 2. Голова. 4. Полушарие. 6. Затылок. – Самое ценное, что дает человеку мозг: 1. Красота. 2. Возможность узнавать новое, запоминать, учиться, думать. 3. Помогает маскироваться в окружающей среде. 4. Возможность спать. 5. Возможность быстро двигаться. 6. Возможность летать. Вывод о значении головного мозга для человека: именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма. – В какую систему он входит? (В нервную.) – Какую роль играет нервная система в работе ваших органов? (Она руководит всеми процессами в организме.) Вывод по работе систем организма: мы с вами убедились, что организм человека – это сложная система. Системы органов здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Название системы | Из каких органов состоит | Какую работу выполняет | Нервная | Головной мозг, спинной мозг, нервы | Управляет нашим телом, согласует работу всех органов | Опорно-двигательная | Скелет, мышцы | Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Мышцы приводят в движение скелетные кости | Пищевари-тельная | Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник | Перерабатывает пищу | Кровеносная | Сердце, кровеносные сосуды | Доставляет кровь ко всем внутренним органам | Дыхательная | Нос, глотка, дыхательное горло (трахея), бронхи, лёгкие | Доставляет кислород в организм человека | Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-за ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! – Какие науки изучают организм человека? (анатомия, физиология, медицина, гигиена.) – Что изучает каждая из этих наук? Может, кто-нибудь знает, как называется наука, которая изучает строение человека? (анатомия.) – Как называется наука, которая изучает работу органов организма человека? (физиология.) – Давайте узнаем об этих науках чуть больше. Анатомия. – Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. Анатомия человека изучает: кости человека, соединения частей скелета, мышцы человека, его внутренние органы пищеварительной, дыхательной и кровеносной системы, нервной системы (неврология); это учение об органах чувств. Физиология. – Первые работы, которые можно отнести к физиологии, были выполнены уже в древности. Однако до XVIII века физиология развивалась как часть анатомии. Есть несколько направлений физиологии: физиология человека, растений, животных и микроорганизмов. Величайший физиолог – русский учёный Иван Петрович Павлов (1849–1936). Он прожил долгую жизнь и более 60 лет занимался научными исследованиями. Благодаря исследованиям И. П. Павлова стали известны многие тайны работы головного мозга человека. Он сделал и другие замечательные открытия. Учёные многих стран называли Павлова величайшим физиологом мира. За свои научные труды он был удостоен самой почётной международной награды – Нобелевской премии. – Давайте обратимся к учебнику, тут нас ждёт интересная информация для самых любознательных. (Учащиеся читают.) | Составляют тему урока
Фронтальная
Взаимопровер ка тетрадей. Фронтальная Самостоятельная работа Самостоятельная работа, в малых группах Работа в группах. У каждой группы конверт с разрезанной картинкой мозга. На обратной стороне – цифры от 1 до 6, карточка с вопросами. К доске выходит один представитель группы с картинкой части мозга, на которой стоит правильный номер ответа. Он зачитывает вопрос и дает правильный ответ. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации, логические – анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя . Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в энциклопедии, логические – анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера | Устные ответы. Самостоятель ное задание, самопроверка. Презен тация своих знаний. |