Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс по литературному чтению: Н. Н. Носов "Затейники"»
Сытенко Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Строитель Яковлевского района»
Урок математики
1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: ЗАДАЧА. НАХОЖДЕНИЕ И ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ
Урок литературного чтения во 2 классе 13.02.2014 г.
Тема: Н. Н. Носов «Затейники»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: создание условий для развития речевых умений обучающихся
Задачи: Предметные :
научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию.
читать правильно , выразительно , целыми словами; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение у ним; составлять план произведения,; воспринимать на слух художественный текст. Личностные:
Формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному.
Метапредметные:
регулятивные : содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности
2) коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами , используя речевые средства, строить
монологические высказывания, развивать монологическую речь
3) познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.
Оборудование: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, грамзапись.
План-конспект урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
I.Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока
(Слайд № 1 )
- Садитесь
Вспомним правила посадки:
Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку правую кладём, Руку левую кладём .
Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Чем мы будем заниматься на уроке литературного чтения? ( Слайд 2) читать
спать
узнавать
понимать
лепить
резать
слушать
выполнять
рассуждать
общаться
болтать
лениться
Выберите нужное Работа в парах Уберите лишнее
- Пожелаем друг другу удачи и новых открытий!
II. Речевая разминка (Слайд 4) Цель: развивать навыки быстрого чтения, понимания прочитанного Начнём урок с речевой разминки Туча по небу плыла, Дождик за руку вела. Он шагал на тонких ножках В чёрных маленьких калошках Дождик всюду походил, дождик всюду наследил. В тёплых лужах потоптался, Наигрался и умчался Не его ли там калошки Мокнут в луже на дорожке? (Г.Лагздынь) Озаглавьте стихотворение Прочитайте , грустно, весело, с ускорением, скороговоркой Прочитайте выразительно.
III. Работа по теме урока
1.Постановка целей урока
Цель: создать условия для развития поисково – познавательной активности учащихся; развивать внимание, фантазию; создать условия для формирования социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
-Какие олицетворения встретились в скороговорке?
-Что сделал дождик?
Конечно, вы любите играть. А в какие игры вы чаще всего играете? Прочитайте, что здесь зашифровано? (Слайд 5)
1
2
3
4
5
6
1
Б
И
О
В
Ю
Е
2
Т
Р
Ж
З
Д
Я
Ч
А
Л
С
Ш
Ф
4
М
Г
Ш
Й
Э
Ю
5
Х
Н
У
П
Ц
К
4,2; 2,3; 1,2; 6,1; 4,4; 2,5; 2,1; 6,5; 2,1.
-У нас получилось слово «Затейники». Как вы его понимаете?
Что такое затея? Где можно найти значение слова?
Работа в парах
Найдите в толковом словаре определение слова Затейники
Затея-Задуманное дело, замысел. 2. Занятие для развлечения, забава Затейник - весёлый человек, склонный к забавным выдумкам,
Сформулируйте цель урока : Познакомиться с биографией Николая Носова и произведением «Затейники» ( Слайд 8)
2. Актуализация знаний
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для изучения нового материала.
- Знакомы ли вам какие-либо произведения Н.Носова?
Проверим себя ( Слайд 9)
- Что вы знаете о биографии Н.Носова?
- Хотите узнать ?
Н.Носов родился в Киеве. Отец - актер эстрады и кинематографа Мать-рукодельница и певунья Разносторонне одаренный мальчик, увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Николай Носов не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей
Писал в то же время, что и К.Чуковский, А. Барто, С.Маршак и С.Михалков.
Он написал много рассказов и повестей о ребятах.
Умение писать с юмором, «смешно» - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов щедро наделён этим даром. Носов ввёл в детскую литературу нового героя – наивного , озорного и любознательного непоседу, постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.
Проверим, внимательно ли вы слушали ?
(Работа с сигнальными карточками)
Правда ли, что …
Николай Носов родился в Одессе? (нет, в Киеве)
Герои произведений Н.Носова – дети, попавшие в смешные ситуации? (да)
Н.Носов сначала стал писать рассказы для своего сына? (да)
Отец писателя был тоже писателем? (нет, актером)
Носов работал режиссером и поставил много мультфильмов? (да)
Рассказы Н.Носова смешные, юмористические. (да)
Молодцы! С биографией писателя мы познакомились. Теперь нам пора познакомиться с рассказом «Затейники», но прежде выполним упражнение на концентрацию внимания
Психологический настрой учащихся.
Выполняют действия
Высказывания детей
Читают стихотворение с разной интонацией
Высказывания детей
Расшифровывают запись
Подготовленный ученик зачитывает цитату из словаря
Формулируют тему и цель урока
Слушают учителя
Проверка
Фронтальная работа
Регулятивные (принимать учебную задачу)
Коммуникативные (умение строить высказывание)
Регулятивные (принимать учебную задачу)
Личностная (мотивация)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные (логический анализ)
Познавательные (работа с информацией)
Регулятивные (прогнозирование)
Познавательные (работа с информацией)
Регулятивная (самопроверка)
Физминутка на концентрацию внимания – хлопок и поворот на нужный цвет фигуры.
3. Первичное восприятие текста.
Внимательно слушайте текст. После прослушивания я задам вопросы (Слушание)
4. Беседа по прочитанному произведению.
- Почему так назвали рассказ?
- Как звали героев рассказа "Затейники"?
(Валя и Петя)
От чьего имени ведётся рассказ?
- В какую игру они хотели поиграть?
Кого они изображали?
- Почему игра прервалась?
- Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией). 3 Выборочное чтение
Откройте учебник на стр.50
Прочитайте текст
Найдите в тексте и прочитайте:
• Почему Валю с Петей можно назвать затейниками?
с. 50, первый абзац, первое и второе предложения.)
Мы с Валей — затейники. Мы всегда затеваем какие-
нибудь игры.
• Какой домик сделали себе ребята? (с. 50, четвёртый
абзац.)
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Вот и получился дом.
.
• Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темно-
те? (с. 51, последнее предложение снизу.)
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней.
Выбежали в коридор и дверь захлопнули.
— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не
открыл.
• Кто и как определил, что под столом никого нет?
(с. 52, последний абзац.)
Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край оде-
яла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом нико-
го нет.
IV Этап обобщения знаний и способов действий.
Цель: создать условия для развития: приемов умственной деятельности: как умение делать выводы, рассуждать; развивать внимание, умение самостоятельно работать, формировать систему ценностей, направленную на максимальный, личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке, прививать интерес к чтению
Подготовительная работа к чтению по ролям.
Какое чувство испытали дети?
Д- страх.
При чтении их диалогов вы должны передать состояние ДЕТЕЙ, их волнение. (Вывешиваются таблички).
-дрожащий голос
-шёпот
-крик
-ужас в голосе
Чтение по ролям: (работа в группах)
Чтение по ролям вслух
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять.
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем
Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 10, затем широко откройте и снова сосчитайте до 10. Повторить 2–3 раза.
Чтение по ролям вслух
4 Коллективная работа
Задание для 1-й группы
Расположите картинки в нужном порядке. Подберите слова из текста, которые соответствуют данным картинкам Подпишите их под картинками
Задание для 2-й группы
Расположите в нужном порядке пункты плана
План:
Может быть это серый волк?
Дети больше не играют
Чтение сказки «Три поросенка».
Ребята строят домик.
Выбери пословицу, подходящую к рассказу
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу шагает.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Задание для 3-й группы
Разгадайте кроссворд
1.Куда выбежали дети?
2.Что построили дети?
3.Чем завесили стол?
4.Куда ушла мама?
5.Что закрыли дети, выбежав из комнаты?
(По окончании работы взаимопроверка в группе)
Проверка по слайдам
Работа в парах
- У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать и вставить пропущенные слова .
Я подкрался на ------------------------------ к столу, дёрнул за край одеяла и -----------------к двери. Одеяло упало а под столом никого --------. Мы хотели ----------------- домик, только --------------- говорит:
-Вдруг опять кто-нибудь за ------------------ схватит! Так и не стали больше в « ------ поросёнка играть».
IV. Домашнее задание
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания
Пересказ рассказа стр.50-53
Принести книги Н.Носова для выставки
Подготовить мини-проект произведения Николая Носова (по желанию)
Этап подведения итогов занятия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Рефлексия
На сегодняшнем уроке я узнал…
Сегодня я сумел…
Я похвалил бы себя…
Мне было интересно…
Я доволен…
Мне понравилось…
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Покажите результаты своей работы. Руки вверх – Я сегодня хорошо поработал(а)
Руки вниз– Я мог(ла) бы поработать лучше
Закрыть лицо руками – Я не доволен своей работой.
Слушают текст
Отвечают на вопросы
Дети читают
Построение монологических высказываний.
.
Групповая работа
Выполняют упражнения
Групповая работа
Групповая работа
Запись домашнего задания.
Дети делают выводы. Обосновывают свои ответы
Дети делают выводы. Обосновывают свои ответы
Личностные (нравственно-этическая оценка)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные
(выбор основания)
Регулятивные (прогнозирование при анализе проблемного действия перед его выполнением)
Познавательные (умение работать с информацией)
Монологические высказывания детей.
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Коммуникативные: умение слушать и слышать, видеть друг друга
Регулятивные: саморегуляция
Личностные (нравственно-этическая оценка)
Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве)
Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, умение строить речевые высказывания, умение структурировать знания.
Коммуникативные: самоконтроль.
Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве)
Регулятивные (самоконтроль)
Личностные (нравственно-этическая оценка)
Список использованных источников:
1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению
Список литературы
1. Климанова, Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 2 класс [Текст]: Учебник 2 ч. – М.: Просвещение, 2012. – Ч. 2: 224 с. ил. ISBN 978-5-09-028830-9.
2. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс [Текст]: Методическое пособие - М.: ВАКО, 2012. – 384 с. ISBN 978-5-408-00806-3.
3. Ожегов, С.И, Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», - М.:ООО «ИТИ Технология», 2003 г.
4. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000г.
5. Полячихина О.В., Семененко Л.А. Совершенствование навыков чтения и речи на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Курск, 2000 г.
6. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1 – М., Дрофа, 2007 г.
7. Толстой Л.Н. «Акула» Изд-во «Детская литература». Серия: Мои первые книжки. - М., 1982 г
8. Журнал «Начальная школа» №12, 2004 г.
9. Журнал «Начальная школа»№4, 2006 г.
1. Захарова, О. А., Юдина Е. П. Математика [Текст]: тетради для самостоятельной работы №1. — М.; Академкнига/Учебник, 2013. – 96 с. ISBN 978-5-94908-996-5.
2. Захарова, О. А. Практические задачи по математике. 1 класс [Текст]: Учебное пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 96 с. ISBN 978-5-94908-996-8.
3. Чекин, А.Л. Математика. 1 класс [Текст]: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2013. – Ч. 1: 160 с. ил. ISBN 5-94908-173-1.
Теоретические сведения
1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »
2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам
3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:
а) расширить знания и представления об окружающем мире;
б) вести активное речевое развитие школьников;
в) изучать русский язык и его эстетические функции;
4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.
5. Учить работать со справочной литературой
6. Развивать воображение, речь, мышление, память
7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
Предметные задачи урока:
- создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;
-создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;
-создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;
- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов и антонимов в речи;
-способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов;
- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные:обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.
Практическая работа
Оборудование:
1. Словарь чувств.
2. Серия портретов русских писателей и поэтов.
3. Авторская выставка книг (произведений Л.Н.Толстого)
4. Карточки - цветовые сигналы.
5. Задания на карточках для работы в группах, карта достижений учащихся.
6. Словари:
« Синонимы и антонимы» О. Д. Ушакова,
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.
7. Презентация к уроку.
8. Компьютер
9. Мультипроектор
10. Карточки достижений учащихся
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель.Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе. Посмотрим на план наших действий на уроке.
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
3. Проверка домашнего задания.
4. Формирование темы и цели урока
5. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
6. Изучение нового материала.
7. Физкультминутка
8. Закрепление нового материала.
9. Работа в парах, группах.
10. Домашнее задание.
11. Рефлексия.
12. Работа со словарём чувств.
13. Подведение итогов урока
Учитель.А теперь приступим к реализации плана. У нас речевая разминка. Прочитаем четверостишие, записанное на доске.
2.Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильнои внятно,
Чтоб было всем понятно.
Учитель.К какому виду устного народного творчества относятся эти строки?
Дети. Это скороговорка.
Учитель.О чём эта скороговорка?
Дети.Эта скороговорка о том, как нужно правильно разговаривать?
Учитель.Как нужно правильно разговаривать?
Дети.Разговаривать нужно внятно, правильно, не проглатывая окончаний, проговаривая все звуки.
Учитель. Прочитаем нашу скороговорку по слогам в медленном темпе.
Какие слова нужно выделить при чтении этой скороговорки? Это должны быть самые важные слова, и они должны нам говорить, о том, как правильно говорить. Назовите эти слова.
Дети называют слова – разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно.
Учитель. Давайте прочитаем эти строки и выделим эти слова при помощи постановки логического ударения.
Учитель.Прочитаем в ускоренном темпе, выделяя слова.
Учитель. Прочитаем с простукивание гласных. Теперь каждый оценит свою работу во время речевой работы сам в картедостижений.
Учитель. Молодцы. Приступим к проверке домашнего задания. Что было задано на дом?
3.Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (3 человека)
Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.
Как понимаешь строки «Зверь отважный поневоле скрыться где- нибудь спешит»
Учитель. Всех вас я спросить на уроке не успела, поэтому оцените себя сами в карте достижений.
4.Формирование темы и цели урока
Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?
Y N Т Q W ОR S ЛU СY ТV ОZ Й (Толстой)
Дети. Фамилия автора Толстой. Мы её составили из букв русского алфавита.
Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого.
А теперь постарайтесь определить, о чём писал Л. Н. Толстой. Для этого прочитайте написанные на доске слова: лев,мальчик, медведь, тюльпан, сорока,ромашка, ворона, роза, волк, девочка, синица, дедушка.
Распределите их на четыре равные группы, по одинаковым для каждой группы признакам
Дети. В первую группу можно отнести слова – медведь и волк, лев, осёл, так как это названия зверей. Во вторую сорока и ворона, синица, так как это названия птиц. В третью группу можно отнести , роза, ромашка, так как это названия растений. К четвёртой группе отнесём слова девочка, мальчик, дедушка. Это названия людей.
Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?
Дети.Л. Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.
Учитель.Название произведения Л. Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова:Африка, купался, уплыл, любовался, артиллерист.)
Учитель.Как называется это произведение?
Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется «Акула».
(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)
Учитель.Какова же тема сегодняшнего урока?
Дети. Тема сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"».
Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.
Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его произведением «__________________________________»
2) учиться правильно, выразительно читать _____________________________ ианализировать его
3) составлять _________ пересказа произведения
Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.
Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.
Дети.«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Филиппок», «Котёнок», «Осёл и лошадь»
Учитель. Чему учат эти рассказы?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
5.Знакомство с жизнью и творчеством писателя
Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома?
Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя.
Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Рано осиротел.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.
В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.
Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.
В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. )
6.Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Чтение текста подготовленными учениками
Учитель. Приступим к реализации поставленной вами цели. Как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе?
Дети. В этом рассказе пойдёт речь об акуле.
Учитель. Давайте узнаем, правильно ли мы предположили. Прочитаем рассказ «Акула». (Чтение текста подготовленными учениками)
Учитель. В тексте нам встретились такие слова:палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот
Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями.
а)Словарная работа. Работа парами с толковым словарём С. И. Ожегова.
Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот
1 ряд
Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.
Парус- укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.
2 ряд
Матрос – моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.
Фитиль - лента жгут или шнурок, служащие для горения в некоторых осветительных и нагревательных приборах. Жгут из мягкого материала, пропитываемый каким - нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов
3 ряд
Артиллерист -военнослужащий артиллерии.
Артиллерия –огнестрельные орудия ( пушки, миномёты, гаубицы), род войск.
б) Проверка первичного восприятия
Учитель. Вы ребята предположили, что речь в нашем рассказе пойдёт об акуле. Так ли это?
Выслушиваются мнение детей.
Учитель. Что хотел показать нам автор этим рассказом?
Ответы детей:Показать переживание отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей)
в). Чтение рассказа детьми по цепочке.
7. Зрительная физкультминутка для глаз
8.Закрепление нового материала.
Составление плана. Выборочное чтение.
Учитель.Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.
Учитель.Где и когда происходили описываемые события?
( У берегов Африки).
Какая была погода?
Какую команду услышали матросы?
Как мальчики оказались в открытом море?
Как они соревновались друг с другом?
Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?
Когда отца охватил страх?
Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать?
Почему все замерли от страха?
Как вёл себя артиллерист после выстрела?
Почему он так повёл себя?
Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?
Учитель.Какова завязка сюжета?
(Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)
Учитель.Как дальше развивались события?
(Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)
Учитель.Какой эпизод в рассказе стал кульминационным?
(Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).
Учитель.Какова развязка сюжета?
(Точным выстрелом акула былаубита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)
Дети составляют план пересказа.
1. Остановка корабля.
2. Купание мальчиков.
3. Появление акулы.
4. Артиллерист стреляет из пушки.
5. Спасение мальчиков. Крики радости.
Минутка тишины. Ракушки, которые лежат у вас на партах, помогут нам услышать шум моря, может быть, кто-то услышит, крики чаек, плеск волн.
Закройте глаза, послушайте звуки моря, представьте, что вы находитесь непосредственно на месте событий.
9. Работа в группах сменного состава.
Первое задание
1 группа.
Найдите синонимы к слову смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)
Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.
Учитель.А теперь оцените свою работу в карте достижений.
Второе задание
1 группа.
Составьте словесный портрет артиллериста. Опишите, как он выглядит внешне, какими чертами характера обладает, расскажите, как он любуется мальчиками, испытывает шок при виде акулы, принимает решение и стреляет из пушки.
2 группа.
Подготовьте рассказ о случившемся от имени мальчика. Расскажите, как мальчики купаются, испытывают страх при виде акулы, радость, когда акула погибает.
3 группа.
Ответьте на вопрос. Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?
4 группа.
Лев Толстой описывает, как отец с любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он отец?Артиллерист принимает быстрое решение, онрешительный, опытный. Как относится автор к артиллеристу? Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель?
5 группа. Как автор относится к мальчикам в рассказе?
Что хотел показать нам автор этим рассказом? ( Показать переживание отца, его любовь к сыну)
Проверка работы групп. Самооценка своей работы в карте достижений.
10. Домашнее задание
1 вариант подготовить пересказ текста от лица мальчика,
2 вариант от лица артиллериста.
11. Рефлексия.
Учитель.Чему мы учились на уроке?
Что нового узнали?
О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»
Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.
12. Работа со словарём чувств.
Выберите слова, которые показывают наши чувства при чтении рассказа «Акула»
Словарь чувств
Радости
Удивления
Нежности
Стыда
Обиды
Торжества
Волнения
Беспокойства
Тревоги
Ужаса
Страха
Любви
Какое настроение было у вас на уроке?
От чего зависят наши чувства?
13. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Учитель. У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
Список литературы
1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч., Ч. 1.- М.: Просвещение, 2008г.
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс, - М.: ВАКО, 2009г.
3. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», - М.:ООО «ИТИ Технология», 2003 г.
4. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000г.
5. Полячихина О.В., Семененко Л.А. Совершенствование навыков чтения и речи на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Курск, 2000 г.
6. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1 – М., Дрофа, 2007 г.
7. Толстой Л.Н. «Акула» Изд-во «Детская литература». Серия: Мои первые книжки. - М., 1982 г
8. Журнал «Начальная школа» №12, 2004 г.
9. Журнал «Начальная школа»№4, 2006 г.
обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.
( слайд № 10 )
---Уроки литературного чтения: Метод. Пособие к учеб. «Родная речь. 2 класс» / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005.
--- Чистоговорки, упражнения для дыхания. ( школьная папка по литературе)
http://www.festival.md/rom/musical-instruments-clipart - музыкальные инструменты
http://900igr.net/kartinki/mkhk/Russkaja-arkhitektura-XIX/043-Zdanie-Bolshogo-teatra-stroitelstvo-1824-g.-arkhitektory-Bove.html - театр
http://www.loadwall.ru/photo/16-0-835-3 -шахматы
http://english.migdal.ru/migdal/6614/
litsoch.ru›biographies/64 - биография
naexamen.ru›НосовН.Н- биография.
http://kladyes.net/media.php?media_id=1054959фотография писателя
tommerce.gorod.tomsk.ru – фотография писателя
Знакомство с отрывком из рассказа
И.С.Соколова-Микитова «Русский лес».
Цель: создать условия для знакомства и анализа произведения,
способствовать формированию умения определять и сравнивать разные по жанрам произведения,
прививать любовь к родной природе через прочитанный текст.
Учебные задачи:
расширять круг чтения первоклассников;
учить правильно, называть произведение и автора;
учить определять тему и жанр прослушанного произведения.
формирование осмысленного и выразительного чтения
развивать у учащихся устную речь, её последовательность, содержательность, точность, выразительность
формирование первичных исследовательских данных, делать самостоятельные выводы.
прививать любовь к родной природе
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, репродукции картин о весне, используемые средства обучения: учебник, рабочая тетрадь.
Программа: базовый уровень
Учебник для общеобразовательных учреждений, автор: Л.А. Ефросинина
Планируемые результаты: (ууд)
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;
Метапредметные: регулятивные – адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действия;
Познавательные: строят речевые высказывания в устной форме, владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, осознают себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
Коммуникативные: используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
Предметные: научатся осознано воспринимать и различать произведения фольклора, читать вслух произведения разных жанров.
Ход урока.
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: подготовитьcя к мыслительной деятельности
Цель, которую учитель хочет достичь: - создать условия для развития мыслительной деятельности
Задача: - психологический настрой учащихся.
Метод: - словесный, наглядный.
Улыбнусь я себе. Улыбнусь я тебе. Улыбаться мне не лень. Пусть хорошим будет день.
(Слайд № 1 улыбки детей)
- Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
Вспомним правила посадки:
Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку правую кладём, Руку левую кладём .
- На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать. Красиво говорить, учиться строить предложения, читать целым словом.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
Итог: учащиеся настроены на учебную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: показать свои знания о самом предмете, о жанрах и умении их различать
Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания учащихся, выявит и скорректировать пробелы.
Задача: создать проблемную ситуацию для развития поисково – познавательной активности учащихся; развивать внимание, фантазию; создать условия для формирования социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
Метод: словесный, наглядный, проблемный.
Метод стимулирования: похвала.
А кто мне ответит на вопрос: Чем мы занимаемся на уроке литературного чтения?
(Ответы детей)
(на доске слайд № 2 отрывки из сказок и рассказов, стихотворение и загадка)
Посмотрите внимательно на доску, здесь разные виды текстов. Сможете ли вы их назвать? (ответы детей). Зачитываются тексты.
А сейчас постарайтесь прислушаться и представить…
Светает рано по утрам, Проталины и тут, и там. Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает?
- Как догадались что это весна?
Я просила вас найти репродукции картин о весне.
(Работа в группах взаимообмен информации)
- Рассмотрите картины художников и опишите их. (ответы детей)
(коллективная работа.)
- Мы рассмотрели картины художников.
- Какой же можно сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: На всех картинах изображена весна.
Весна – это время пробуждения! Мы видели с вами, как на вербе появились пуховки, первый полёт пчёлки. Всё больше птиц возвращается к нам из теплых стран. Да, многое можно услышать, почувствовать, увидеть. Новые звуки, краски, запахи дарит нам весна.
Итог: через систему вопросов учащиеся показали свои знания необходимые для усвоения нового материала и были отмечены похвалой.
Работа по новой теме
постановка учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: показать умение делать выводы и рассуждать
Цель, которую учитель хочет достичь: развивать приемы умственной деятельности: как умение делать выводы и рассуждать.
Задача: создать проблемную ситуацию для развития поисково-познавательной активности учащихся; развивать коммуникативные умения при обсуждении.
Метод: словесный, наглядный.
Метод стимулирования: похвала.
Работа по теме.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: познакомиться с произведением, показать умение внимательно слушать, делать выводы и рассуждать; развивать технику чтения, обогащать словарный запас учащихся
Цель, которую учитель хочет достичь: познакомить учащихся с текстом, развивать приемы умственной деятельности: как умение делать выводы, рассуждать, осознанно воспринимать текст.
Задача: формировать систему ценностей, направленную на максимальный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке, прививать интерес к чтению.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Метод стимулирования: похвала.
Закрепление темы.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: показать умение находить ответы на вопросы в тексте делать выводы и рассуждать, тренировать внимание, самостоятельно работать с моделью.
Цель, которую учитель хочет достичь: развивать приемы умственной деятельности: как умение делать выводы, рассуждать; развивать внимание, умение самостоятельно работать с моделью.
Задача: формировать систему ценностей, направленную на максимальный, личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке, прививать интерес к чтению.
Метод: словесный, наглядный, практический.
На доске Слайд №3
1.) Отгадайте загадку:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
- Что это? (ответ детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня, не покидая нашего класса ,как вы думаете куда мы сможем отправиться? (ответы детей). Правильно, в весенний лес.
– А что можно услышать ранним утром, войдя в весенний лес? (шум ручья, пение птиц, как ветер гуляет в юной листве…)
Давайте представим раннее утро… По лесу идет Иван Сергеевич Соколов- Микитов. Вот он чутко прислушивается к тишине. Натруженные руки держат блокнот. Сейчас он что-то запишет. Может быть, вот это…
2.) Первичное восприятие произведения.
Учитель читаетотрывок из произведения «Русский лес» Соколова-Микитова.
- О чем этот рассказ? (ответы детей)
- Какие звуки можно услышать в лесу? (ответы детей)
Б) Словарная работа.
Ребята, давайте разберем слова, которые встретятся в тексте.
- Как вы думаете, почему весенний лес манит в гости?
Пока вам трудно ответить на это вопрос. Но нам поможет писатель. Нужно только внимательно перечитать рассказ.
Приготовьтесь читать правильно целым словом, чтобы передать слушателям пробуждение природы.
Следим за чтением товарища.
Вторичное самостоятельное чтение .
Откройте учебник на стр.37.(чтение текста детьми)
Вывод: Самый чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать, и как трава растет, и как листочки распускаются на деревьях, как звонко поют птицы. Иван Сергеевич - большой знаток природы и удивительный мастер слова.
Итог: учащиеся приобрели новые знания.
Анализ произведения.
- Ребята, начинаем искать ответ на наш вопрос: Почему весенний лес манит в гости?
– Что значит «многое услышать»? (ответы детей)
– Как автор заметил рябчиков? Какие звуки издают совы? (ответы детей)
– Какой танец готовы исполнять журавли? Как вы думаете, для чего они это делают? (ответы детей)
– Найдите слова, которыми описаны цвета пуховиков. А от чего они такие? Какое движение издают пчёлы? (ответы детей)
– Какими звуками наполнен лес? (ответы детей).
На доске слова слайд № 5: услышать, пищат, гугукают, водят, жужжат, защёлкал, запел.
- Посмотрите на слова, что они обозначают? (Всё вокруг оживает).
– Какое предложение походит к иллюстрации? Зачитайте.
- Дома вы выполните похожее задание в тетради на стр. 22, №1.
А сейчас мы вместе отгадаем кроссворд. Слайд № 6 (учитель читает задание, кто из учеников первый находит ответ, выходит к доске чтобы его записать .)
Вывод: – Какая весна у Ивана Сергеевича? Для чего он нам написал этот рассказ? (ответы детей)
- Для чего автор написал этот рассказ? (ответы детей)
– Как бы вам хотелось закончить рассказ? (ответы детей)
Хорошо весной!
ФИЗМИНУТКА.
Руки за спинки, головки назад, Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим – на парту смотри И снова наверх - где там муха летит? Глазами вращаем, поищем её И снова читаем немного ещё.
Работа в парах: составьте обложку к рассказу Соколова-Микитова.
Итог: Итог: через систему вопросов учащиеся показали осмысленное усвоение текста, умение рассуждать и делать выводы, а также самостоятельно работать с моделью. Были отмечены похвалой.
Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей собственной деятельности.
Задача: дать анализ и оценку успешности работы на уроке
Метод: словесный
Учитель перед уроком раскладывает карточки со смайликами, дети выбирают свое отношение к работе.
– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
- Какими вы были читателями?
– Что нового узнали?
– Захотелось ли вам побывать в таком весеннем лесу?
Итог: учащиеся оценивают свою работу.
V. Итоги урока.
Цель: сопоставление поставленных задач с достигнутым результатом.
Задача: грамотно завершить урок.
Метод: словесный
- Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями.
Много рассказов, стихов, песен написано о весне, и если вам стало интересно, то вы можете дома прочитать в учебнике на стр. 38 р.н.п. «Березонька» и побывать в библиотеке и там отыскать книги с произведениями о весне и поделиться с нами тем, что узнали.