3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Компьютер, весы, рисунки детей на тему «Любимые уголки природы», картинки и рисунки к сообщениям учеников, план работы.
Приложение 1 (Презентация к уроку)
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
II. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1
1. -Сегодня вы на уроке будете исследователями. Слайд 2
Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экологическое равновесие - это важно или нет?».
2. Теоретическое обоснование Слайд 3
Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.
В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.
3.Знакомство с планом работы. (на доске) Слайд 4
Работа над темой урока.
1.Словарная работа.
-Сначала выясним, что обозначают слова «экологическое» и «равновесие».
- От какого слова образовано прилагательное «экологическое»?
(От слова «экология».)
-А что такое экология? (Экология - это наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеками природой.)
- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные
связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
- Что же такое «равновесие»? (Это значит «равное по весу»)
- Послушайте, какое толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.
(Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь.)
Опыт: Показ нарушения равновесия на весах. Приложение 2.Рис.1
2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.
Экологическое равновесие между живой природой и неживой
-Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5
По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.Почему это было так?
(Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)
- Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.)
- То есть, происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Как вы считаете, что произойдет с рекой?
(Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.)
Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.
- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки».
- Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6
Течет река издалека…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
- И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.
- Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)
3.Беседа «Экологическая пирамида» Слайд 7
-То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.
Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник.)
Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.
А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Подумайте, что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.)
-Выскажите предположение, что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей,а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)
Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.
4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками.
Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3. Сообщение 1. Слайд 8
-Как вы думаете, если не будет пауков, что может произойти в природе?
(Ответы детей)
-К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а, увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки — это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения.
И пауки в том числе.
А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом.Слайд 9
Божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту — будет распространяться тля, опасные насекомые - уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.
- Как человек может нарушить экологическое равновесие?
Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика) Слайд10
Нарушение экологического равновесия между животными
В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.
– Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.
- Назовите, какова, по вашему мнению, причина нарушения равновесия? К чему это привело? (Ответы детей)
Приведите ещё примеры о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)
1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые… (Приложение 2Рис.2)
- Кто, по вашему мнению, нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?
2)Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений. (Приложение 2Рис.3)
- Какие животные поддерживают равновесие на лугу?
Работа по учебнику.
Давайте прочитаем, что сказано о нарушении равновесия в природе в учебнике. ( стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4) Слайд 11
- О каком происшествии в Австралии вы прочитали?
- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи?
(В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)
- Как вы считаете, важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)
IV. ФИЗМИНУТКА .
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
V. Продолжение изучения темы урока.
1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями.
1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд12 Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)
-Прав ли был лесничий, наведя «порядок» в лесу? К чему это привело?
- Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.
Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд13
2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд14
Нужны ли лесу грибы (Приложение 3. Сообщение 3)
- Как вы думаете, нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?
- Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)
2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.
1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы) Слайд15
Рассказ о сойке и кедровке. (Приложение 3. Сообщение 4)
2) Приведите ещё примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)
-Какой сделаем вывод? Подумайте, к чему приведет нарушение равновесия между животными и растениями?
Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.
3.Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей.) Слайд 16
1) Почему мутнеет вода в озере?(Приложение 3. Сообщение 5 Слайд 17
2) История о комарах и кошках. (Приложение 3. Сообщение 6 Слайд18
VI. ФИЗМИНУТКА Слайд19
Мы березку посадили,
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.
VII. Закрепление.
- Предлагаю обсудить такие экологические ситуации:
(Предварительное обсуждение ситуаций с соседом по парте).
1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду.
Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20
2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21
3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд22
- Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие? К чему это может привести?
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
- Выскажите свое мнение, почему важно экологическое равновесие? Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (чтение вывода из учебника с.142) Выводы: Слайд23
Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.
- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете». (Читает подготовленный ученик): Слайд24
Все-все на свете - на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны...
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд
-Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны
-Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
- Как вы думаете, что вы, дети, сможете сделать, чтобы не нарушалось равновесие в природе? (Ответы детей)
- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках «Любимые уголки природы». (Приложение 2. Рисунок 4
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
IX.Домашнее задание
Прочитать материал учебника на стр. 141- 142.
Наблюдать за природой и вести себя так, чтобы не нарушать экологическое равновесие.