kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое равновесие.Урок по окружающему миру в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование

по окружающему миру в 4 классе

с использованием ИКТ.

Цель урока:

 Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии.

Задачи урока:

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

 2. Развивать познавательную активность учащихся, речь.

 3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое равновесие.Урок по окружающему миру в 4 классе.»

Урок-исследование по окружающему миру в 4 классе с использованием ИКТ.

Урок составлен на основе учебника «Мир вокруг нас» для 4 класса. Автор А.А.Плешаков.


Солнцева Галина Николаевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ№7 г. Мантурово Костромской области

Урок требует предварительную подготовку учащихся.


Тема: Экологическое равновесие


Цель урока:

Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии.

Задачи урока:

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

2. Развивать познавательную активность учащихся, речь.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.


Оборудование:

Компьютер, весы, рисунки детей на тему «Любимые уголки природы», картинки и рисунки к сообщениям учеников, план работы.

Приложение 1 (Презентация к уроку)


Ход урока


  1. Организационный момент.

Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

II. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1

1. - Сегодня вы на уроке будете исследователями. Слайд 2

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическое равновесие - это важно или нет?».

2. Теоретическое обоснование Слайд 3

  • Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.

  • В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

3. Знакомство с планом работы. (на доске) Слайд 4


  1. Работа над темой урока.

1.Словарная работа.

-Сначала выясним, что обозначают слова «экологиче­ское» и «равновесие».

- От какого слова образовано прилага­тельное «экологическое»?

(От слова «экология».)

-А что такое экология? (Экология - это наука о связях между живыми

существами и окружающей их средой, между чело­веками природой.)

- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и жи­вотные

связаны с воздухом, водой, землей, с другими расте­ниями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

- Что же такое «равновесие»? (Это значит «равное по весу»)

- Послушайте, какое толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

(Рав­новесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь.)

Опыт: Показ нарушения равновесия на весах. Приложение 2. Рис.1


2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.


Экологическое равновесие между живой природой и неживой

-Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так?

(Река отдавала влагу деревьям, а дере­вья тоже давали реке воду.)

- Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дож­девые облака. В тени деревьев растут ручейки.)

- То есть, происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Как вы считаете, что произойдет с рекой?

(Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.)

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря дру­гими словами, нарушится экологическое равновесие.

- Посмот­рите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы на­чинаем взвешивать свои поступки».

- Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6

Течет река издалека…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

- И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.

- Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

3.Беседа «Экологическая пирамида » Слайд 7

-То же самое происходит и в пищевых связях между растения­ми и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

  • Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Од­ной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник.)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем расте­ний, которыми они питаются. Подумайте, что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится эколо­гическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется мно­го мышей.)

-Выскажите предположение, что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.


4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками.


  • Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3. Сообщение 1. Слайд 8

-Как вы думаете, если не будет пауков, что может произойти в природе?

(Ответы детей)

-К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а, увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, ста­раются его раздавить. Не надо! Пауки — это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения.

И пауки в том числе.

  • А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом. Слайд 9

Божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту — будет распространять­ся тля, опасные насекомые - уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

- Как человек может нарушить экологическое равновесие?

  • Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика) Слайд10

Нарушение экологического равновесия между животными

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — ес­тественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

– Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

- Назовите, какова, по вашему мнению, причина нарушения равновесия? К чему это привело? (Ответы детей)


  • Приведите ещё примеры о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадать­ся много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погиб­ших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые… (Приложение 2 Рис.2)

- Кто, по вашему мнению, нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают эко­логическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятст­венно размножаться и погубят множество рас­тений. (Приложение 2 Рис.3)

- Какие животные поддерживают равновесие на лугу?


  • Работа по учебнику.

Давайте прочитаем, что сказано о нарушении равновесия в природе в учебнике. ( стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4) Слайд 11

- О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи?

(В Австралии было нарушено экологическое равнове­сие между хищниками и травоядными животными.)

- Как вы считаете, важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

IV. ФИЗМИНУТКА .

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.


V. Продолжение изучения темы урока.

1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями.

1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд12 Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)

-Прав ли был лесничий, наведя «порядок» в лесу? К чему это привело?

- Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд13

2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд14

Нужны ли лесу грибы (Приложение 3. Сообщение 3)

- Как вы думаете, нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?

- Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)

2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы) Слайд15

Рассказ о сойке и кедровке. (Приложение 3. Сообщение 4)


2) Приведите ещё примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

-Какой сделаем вывод? Подумайте, к чему приведет нарушение равновесия между животными и растениями?

Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.


3. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения че­ловеком экологического равновесия. (Ответы детей.) Слайд 16

1) Почему мутнеет вода в озере? (Приложение 3. Сообщение 5 Слайд 17

2) История о комарах и кошках. (Приложение 3. Сообщение 6 Слайд18


VI. ФИЗМИНУТКА Слайд19

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят поблагодарила.


VII. Закрепление.

- Предлагаю обсудить такие экологические ситуации:

(Предварительное обсуждение ситуаций с соседом по парте).

1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водо­емы отработанную неочищенную воду.

Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20


2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21


3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд22

- Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие? К чему это может привести?


VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

- Выскажите свое мнение, почему важно экологическое равновесие? Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (чтение вывода из учебника с.142) Выводы: Слайд23

  • Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

  • Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете». (Читает подготовленный ученик): Слайд24

Все-все на свете - на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны...

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд

-Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны

-Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

- Как вы думаете, что вы, дети, сможете сделать, чтобы не нарушалось равновесие в природе? (Ответы детей)

- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках «Любимые уголки природы». (Приложение 2. Рисунок 4

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

IX.Домашнее задание

Прочитать материал учебника на стр. 141- 142.

Наблюдать за природой и вести себя так, чтобы не нарушать экологическое равновесие.


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое равновесие.Урок по окружающему миру в 4 классе.

Автор: Солнцева Галина Николаевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 364007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства