Просмотр содержимого документа
«Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"»
Урок литературного чтения в 4-м классе. Е.Велтистов "Приключения Электроника"
Цели урока:
Образовательные:познакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие:развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Воспитательные:воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Форма: урок-практикум.
Ход урока
I. Введение в тему.
Школьная жизнь, идет день за днём, месяц за месяцем…. Если умеешь радоваться жизни, интересным становится всё. А что каждый из вас считает интересным в школе? С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
II. Обобщение и закрепление раннее изученного материала
Сегодня мы с вами на Крыльях Фантазии переносимся в удивительную страну.
- Кто может попасть в эту страну? - Как вы понимаете слово «фантазия»?
Ответы детей.
Использование толкового словаря.
Фантазия Способность к творческому воображению; само такое воображение. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. Прихоть, причуда.
Фантазёр Человек, который любит фантазировать, мечтатель. выдумщик, человек, который склонен фантазировать.
Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.
Фантастика исследует в первую очередь поведения человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «Обыкновенной «литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далёкое будущее.
III. Работа в группах на основе выполненного практикума
1 группа: подготовить инсценировку фрагмента повести. («Ты – это я») 2 группа: подготовить сообщение о современных достижениях в области кибернетики. 3 группа: подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.
1) Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С Велтистова
Евгений Велтистов.
Москвич. Родился в семье военного инженера в 1934 году. Очень любил чтение книг. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк».
Как возник образ «Электроника - мальчика из чемодана»?
Однажды молодой автор собрался в отпуск , к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть?
Может там ……электронный мальчик? Вошел в купе , открыл чемодан и ахнул! Оказывается писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся…. Пришлось у моря почитать вволю.
Электроник сразу полюбился ребятам. Ребята стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси - неуловимый друг» и «Победитель невозможного».
А когда на телеэкран вышел фильм, поставленный по сценарию Е.Велтистова - успех превзошёл ожидания. Вот так прогресс.
- Что интересного узнали?
- Рассмотрите произведение в учебнике. Докажите, что это повесть. ( Разделена на главы, каждая глава имеет название, большой объём).
2) Работа над повестью
Работа с текстом во время чтения. /
Комментированное чтение 1 главы.
- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
- Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.)
- О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)
- Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)
- Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)
- Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?
( Робот был похож на обычного мальчика.)
-Рассмотрите иллюстрацию. Каким может быть робот?(Ответы учащихся)
-Робот - это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
- Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
-. Что же произошло?
( Робот получил заряд высокого напряжения.)
- Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.)
- Как это повлияло на поведение Электроника?
( Прыгает со второго этажа и убегает.)
-Профессор встревожен. Предположите, почему?
( Электроник окажется среди людей.)
- Что за необычайные события ждут Электроника, пофантазируйте. (Ответы детей.)
Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.
Анализировать содержание рассказа.
Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.
Словарная работа.
Организует словарную работу с учащимися.
Словарная работа ведётся по ходу чтения текста произведения.
На основе жизненного опыта определяют толкование слов.
Конгресс - собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
Робот - это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
3) Инсценировка повести («Ты – это я») 1 группа
4) Тест по повести «Проверь себя»
1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом? (Алиса, Карлсон, Громов)
2.Что находилось в чемодане? (Электроник, спящая красавица, кукла)
3.Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника? (Светловидов, Галустян, Куклачёв)
4. К какому экзамену в «Новых приключениях» готовились Сыроежкин и Электроник? (алгебра, физика, анатомия).
5. Куда спрятал Серёжа своего друга, дав ему полную стопку книг? (в шкаф, под кровать, в холодильник)
6. Что любил поесть Электроник? (часы, обычная еда)
7. Как звали друга- собаку Электроника? (Ресси, Чарли, Тошка)
8. На каких языках умел разговаривать Электроник? (немецкий, звериный)
9. Какие черты характера присущи Электронику? (злость и трусливость, доброта и внимание)
5) Сообщение о современных достижениях в области кибернетики
Робот – это машина, автомат, способный заменять человека в осуществлении некоторых производственных операций. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески, а вместо разума у них стоит компьютер с ограниченным набором операций.
В 2055 году роботы оставят людей без работы. К 2055 году роботы будут повсюду. Переворот этот будет очень быстрым. В том же 2055 году нацию ожидает знаменательная веха – более половины рабочей силы окажется без работы, и безработица будет постоянно расти. Почти любая «нормальная» работа, которая в 2001 году выполнялась человеком, будет отдана роботу»
Новинка: Интерактивная тележка для покупок.
КАК РАБОТАЕТ?
У тележки есть интерактивный монитор. Микрочип «помнит» где хранятся все товары и сколько они стоят.
ЧТО ЭТО ДАЕТ?
Лучше в футбол погонять, чем ходить по магазинам? С этой «умной» тележкой ты в два счета сделаешь все покупки. Не можешь найти овсяные хлопья для завтрака? Бип – бип: стеллаж №11. Тележка проследит, чтобы ты ничего не пропустил по списку!
Новинка: Собака робот.
КАК РАБОТАЕТ?
Робот новейшего поколения «соображает» куда быстрее своих предшественников – оснащён мощным микрочипом. Стоит , например , цифровой камере на кончике собачьего носа сфотографировать твоё лицо , и компьютерный мозг мгновенно сообщит роботу , что перед ним хозяин.
ЧТО ЭТО ДАЁТ?
Этот пёс – робот с искусственным интеллектом сам подбегает к источнику подзарядки и не испытывает потребности задирать лапу у ближайшего столба . Он узнаёт тебя – твоё лицо и голос – и выполняет 100 команд!
Новинка: ткань «Люминекс»
КАК РАБОТАЕТ?
В ткань вплетены тонкие гибкие оптические волокна, работающие от батарейки. Если на концах этих волокон поместить светодиоды – что-то вроде крохотных лампочек, - они начнут светиться.
ЧТО ЭТО ДАЕТ?
Ищешь модную вещичку? Не волнуйся – мимо не пройдешь: эти вещи светятся! Ткань «люминекс» заставляет сиять плащи, куртки и сумки. Может быть, в один прекрасный день засияет и рабочая одежда.
6) Результаты работы 3 группы
Подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.
Прочитав книгу «Приключения Электроника», я в который раз убеждаюсь, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже, несмотря на то, что он робот.
IV. Заключение. Слово учителя
Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Ведь Электроник остался для нас каким-то загадочным, таинственным. Мне представляется, что каждый из вас и есть Электроник.
V. Домашнее задание
Представьте себя в роли Электроника. Придумайте свою интересную историю.