kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы со словами духовно-нравственного содержания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки»»

Формирование нравственных понятий у младших школьников

на занятиях внеурочной деятельности «Истоки»

Уровень нравственного развития личности младшего школьника характеризует степень сформированности у него нравственных понятий. На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная сензетивность к духовно-нравственному развитию и базы нравственных ориентаций заключается именно в начальных классах. Для эффективного формирования у учащихся нравственных понятий занятия курса «Истоки» обладают большим потенциалом:

- группа нравственных понятий собрана с учётом возрастных особенностей восприятия и обобщения у младших школьников;

- в процессе обучения используются материалы, способствующие формированию ценностного отношения младших школьников к нравственным понятиям;

- в ходе работы на занятиях осуществляется эмоциональное стимулирование учащихся с целью эмоционального принятия и осознания нравственного понятия.

Особое внимание этой работе уделяется в 3 классе.

В центре внимания «Истоков» в 3 классе оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.

Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в 4 тематических блока – Вера, Надежда, Любовь, София.

Основными средствами формирования нравственных понятий являются

- нравственно-ориентированные тексты;

- нравственно-ориентированные задания и иллюстрации учебника;

- специально отобранные методы, приёмы.

Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к человеку, к Родине, чувство милосердия, совести и т.д.

Основные приёмы работы с понятиями духовно-нравственного содержания

Серьёзное отношение к словам необходимо формировать у учащихся на всех этапах работы с тестами духовно-нравственного содержания. Развивать духовно-нравственное самооопределение детей можно очень простыми способами, незаметно для самих учащихся, без высоких слов, от которых ребята очень устают.

Вот некоторые приёмы работы со словами духовно-нравственного содержания:

  • Найти близкие и противоположные понятия.

Это приём, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления его с другим, близким или противоположным его смыслу. Предварительно учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов и антонимов. Совместная работа с учениками может проводиться 2 способами:

  1. Учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному. Затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие от другого;

  2. Совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий. Ряд записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует смысловое содержание записанного.

Так при работе с понятием «честь» можно выстроить ряд близких по значению слов: достоинство, гордость, самоуважение и слов с противоположным значением: самолюбие, эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюблённость, тщеславие.

Сравнительный анализ данных понятий помогает ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность. Очень полезно поговорить и о причинах такого перехода.

  • Из ряда предложенных слов и словосочетаний выбрать то, которое подходит для толкования данного понятия.

Пример 1: тема «Правда» 3 класс (Рабочая тетрадь часть 1, стр.10)

Задание:

Какие слова ты изберёшь для рассказа о честном человеке? Подчеркни.

Добропорядочный, мужественный, весёлый, сообразительный, правдивый, верный, ловкий, справедливый, доверчивый, благородный.

Пример 2: тема «Милосердие» 3 класс – активное занятие «Слово о милосердном человеке» (Рабочая тетрадь часть 2, стр.9)

Задание:

Из перечисленных слов выбери те, которые помогут рассказать о милосердном человеке. Подчеркни.

Добросердечный Щедрый

Равнодушный Сострадательный

Безразличный Благодушный

Доброжелательный Завистливый

Бессердечный Терпеливый

  • Соотнести понятие с его определением.

Пример: тема «Вера, Надежда, Любовь» 3 класс - активное занятие «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любови?» (Рабочая тетрадь часть 2, стр.29)

Задание:

Что означает каждое из следующих слов? Соедини линией слово и его объяснение.

Верность


Умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности.

Совесть

Природная склонность человека к добру, к благу, добросердечность.

Доброта

Преданность, надёжность, твёрдость в слове и деле.

Истина

Умение слушаться и повиноваться.

Терпение

Соединение истины, правды и любви.

Послушание

Подлинное, неложное знание.

Мудрость

Голос Божий в душе человека..

  • Если слово достаточно сложное для понимания или имеет несколько значений, можно организовать беседу по вопросам.

  • Подбор однокоренных слов

Пример: тема «Доброта» 3 класс

Сейчас наш цветок доброты расцветет, и мы узнаем, как именуют …

Того, кто желает всем только добра ….? (доброжелательный)

О добром, мягким  по характеру и незлобивом человеке говорят …. (добродушный)

О человеке приличном, достойном одобрения, порядочном, говорят ….. (добропорядочный)

Тот, кто обладает добрым сердцем, именуем …. (добросердечный)

О человеке старательном, честно выполняющим свои обязательства и обязанности, говорят …. (добросовестный)

Тот, кто отличается хорошим поведением, хорошим нравом, именуем … (добронравный)

О человеке высоконравственном, проявляющим добродетель, говорим …. (добродетельный)

  • Установить смысловую связь между понятиями, используя анализ схем.

  • Дополнить ряд слов, характеризующих то или иное понятие.

Пример 1: тема «Терпение» 3 класс (Рабочая тетрадь часть 1, стр.20)

Задание:

Какими словами ты расскажешь о терпеливом человеке? Дополни.

Выносливый, трудолюбивый, разумный, ___________________________

Пример 2: тема «Милосердие» 3 класс (Рабочая тетрадь часть 2, стр.8)

Задание:

Какими словами ты расскажешь о милосердном человеке? Дополни.

Добросердечный, щедрый, ___________________________

  • Разгадать кроссворд, составленный из основных понятий урока.

  • Выделить слова, выражающие смысл понятия.

Пример: тема «Честь» - активное занятие «Честь» (Рабочая тетрадь часть 1, стр.13)

Задание:

Определи: «Что соответствует слову честь?» Подчеркни ответ, который ты считаешь правильным.

Доброе имя Совесть

Уважение Свет

Высокомерие Гордыня

Почёт Достоинство

Признание Самолюбие

  • Сформулировать определение понятия на основе уже имеющихся знаний и представлений о данном понятии.

  • Сравнить различные определения одного и того же слова, выделяя характеристики, которые наиболее точно дают представление о нём.

  • Из предложенных (вразброс) слов и словосочетаний составить толкование данного понятия.

  • Из нескольких определений выбрать то, которое содержит наиболее полное толкование изучаемого понятия.

  • Проанализировать этимологию слова.

  • Подобрать ассоциации к понятию, что поможет глубже раскрыть его суть.

Перечисленные формы работы с понятиями духовно-нравственного содержания можно успешно использовать на уроках литературного чтения, тематических классных часах как элементы, наполняя их содержанием, соответствующим теме урока.

Используя данные виды работы достигается решение следующих задач по формированию у младших школьников:

- умения находить нравственные понятия по их толкованию;

- умения давать определение нравственным понятиям с выделением существенных признаков данных понятий;

- умения применять нравственные понятия в моделируемых ситуациях, а также при оценке характера, чувств и действий героев произведений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коротаева Надежда Павловна

Дата: 12.02.2020

Номер свидетельства: 539364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства