Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки»»
Формирование нравственных понятий у младших школьников
на занятиях внеурочной деятельности «Истоки»
Уровень нравственного развития личности младшего школьника характеризует степень сформированности у него нравственных понятий. На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная сензетивность к духовно-нравственному развитию и базы нравственных ориентаций заключается именно в начальных классах. Для эффективного формирования у учащихся нравственных понятий занятия курса «Истоки» обладают большим потенциалом:
- группа нравственных понятий собрана с учётом возрастных особенностей восприятия и обобщения у младших школьников;
- в процессе обучения используются материалы, способствующие формированию ценностного отношения младших школьников к нравственным понятиям;
- в ходе работы на занятиях осуществляется эмоциональное стимулирование учащихся с целью эмоционального принятия и осознания нравственного понятия.
Особое внимание этой работе уделяется в 3 классе.
В центре внимания «Истоков» в 3 классе оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в 4 тематических блока – Вера, Надежда, Любовь, София.
Основными средствами формирования нравственных понятий являются
- нравственно-ориентированные тексты;
- нравственно-ориентированные задания и иллюстрации учебника;
- специально отобранные методы, приёмы.
Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к человеку, к Родине, чувство милосердия, совести и т.д.
Основные приёмы работы с понятиями духовно-нравственного содержания
Серьёзное отношение к словам необходимо формировать у учащихся на всех этапах работы с тестами духовно-нравственного содержания. Развивать духовно-нравственное самооопределение детей можно очень простыми способами, незаметно для самих учащихся, без высоких слов, от которых ребята очень устают.
Вот некоторые приёмы работы со словами духовно-нравственного содержания:
Найти близкие и противоположные понятия.
Это приём, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления его с другим, близким или противоположным его смыслу. Предварительно учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов и антонимов. Совместная работа с учениками может проводиться 2 способами:
Учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному. Затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие от другого;
Совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий. Ряд записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует смысловое содержание записанного.
Так при работе с понятием «честь» можно выстроить ряд близких по значению слов: достоинство, гордость, самоуважение и слов с противоположным значением: самолюбие, эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюблённость, тщеславие.
Сравнительный анализ данных понятий помогает ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность. Очень полезно поговорить и о причинах такого перехода.
Из ряда предложенных слов и словосочетаний выбрать то, которое подходит для толкования данного понятия.
Пример 1: тема «Правда» 3 класс (Рабочая тетрадь часть 1, стр.10)
Задание:
Какие слова ты изберёшь для рассказа о честном человеке? Подчеркни.
Пример 2: тема «Милосердие» 3 класс – активное занятие «Слово о милосердном человеке» (Рабочая тетрадь часть 2, стр.9)
Задание:
Из перечисленных слов выбери те, которые помогут рассказать о милосердном человеке. Подчеркни.
Добросердечный Щедрый
Равнодушный Сострадательный
Безразличный Благодушный
Доброжелательный Завистливый
Бессердечный Терпеливый
Соотнести понятие с его определением.
Пример: тема «Вера, Надежда, Любовь» 3 класс - активное занятие «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любови?» (Рабочая тетрадь часть 2, стр.29)
Задание:
Что означает каждое из следующих слов? Соедини линией слово и его объяснение.
Верность
Умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности.
Совесть
Природная склонность человека к добру, к благу, добросердечность.
Доброта
Преданность, надёжность, твёрдость в слове и деле.
Истина
Умение слушаться и повиноваться.
Терпение
Соединение истины, правды и любви.
Послушание
Подлинное, неложное знание.
Мудрость
Голос Божий в душе человека..
Если слово достаточно сложное для понимания или имеет несколько значений, можно организовать беседу по вопросам.
Подбор однокоренных слов
Пример: тема «Доброта» 3 класс
Сейчас наш цветок доброты расцветет, и мы узнаем, как именуют …
Того, кто желает всем только добра ….? (доброжелательный)
О добром, мягким по характеру и незлобивом человеке говорят …. (добродушный)
О человеке приличном, достойном одобрения, порядочном, говорят ….. (добропорядочный)
Тот, кто обладает добрым сердцем, именуем …. (добросердечный)
О человеке старательном, честно выполняющим свои обязательства и обязанности, говорят …. (добросовестный)
Тот, кто отличается хорошим поведением, хорошим нравом, именуем … (добронравный)
О человеке высоконравственном, проявляющим добродетель, говорим …. (добродетельный)
Установить смысловую связь между понятиями, используя анализ схем.
Дополнить ряд слов, характеризующих то или иное понятие.
Пример 1: тема «Терпение» 3 класс (Рабочая тетрадь часть 1, стр.20)
Задание:
Какими словами ты расскажешь о терпеливом человеке? Дополни.
Разгадать кроссворд, составленный из основных понятий урока.
Выделить слова, выражающие смысл понятия.
Пример: тема «Честь» - активное занятие «Честь» (Рабочая тетрадь часть 1, стр.13)
Задание:
Определи: «Что соответствует слову честь?» Подчеркни ответ, который ты считаешь правильным.
Доброе имя Совесть
Уважение Свет
Высокомерие Гордыня
Почёт Достоинство
Признание Самолюбие
Сформулировать определение понятия на основе уже имеющихся знаний и представлений о данном понятии.
Сравнить различные определения одного и того же слова, выделяя характеристики, которые наиболее точно дают представление о нём.
Из предложенных (вразброс) слов и словосочетаний составить толкование данного понятия.
Из нескольких определений выбрать то, которое содержит наиболее полное толкование изучаемого понятия.
Проанализировать этимологию слова.
Подобрать ассоциации к понятию, что поможет глубже раскрыть его суть.
Перечисленные формы работы с понятиями духовно-нравственного содержания можно успешно использовать на уроках литературного чтения, тематических классных часах как элементы, наполняя их содержанием, соответствующим теме урока.
Используя данные виды работы достигается решение следующих задач по формированию у младших школьников:
- умения находить нравственные понятия по их толкованию;
- умения давать определение нравственным понятиям с выделением существенных признаков данных понятий;
- умения применять нравственные понятия в моделируемых ситуациях, а также при оценке характера, чувств и действий героев произведений.