kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по литературному чтению посвященные творчеству нижегородского писателя Владимира Гофмана 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по литературному чтению»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский педагогический колледж»



Студентка 4 курса

Специальность 44.02.02

Группа ПНК-4Б

Ганина Виктория Алексеевна




«Приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных творчеству нижегородского писателя Владимира Гофмана»


План-проспект


Руководитель:

Борисова Лариса Николаевна,

преподаватель

русского языка и литературы

Консультант:

Тунина Н. А.




Дзержинск - 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ


Стр.

ВВЕДЕНИЕ ……….………………………………………………………..….......3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЕМОВ ДУХВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА НИЖЕГОРОДСКОГО ПИСАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА ГОФМАНА

1.1 Возможности духовно-нравственного воспитания на внеурочных занятиях при изучении творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана ………………………………………………...………………………………..9

1.2. Методы и приемы, применяемые в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по литературному краеведению ……………………………………………....………………...…..…………..16

1.3. Анализ возможностей программ внеурочной деятельности для изучения творчества Владимира Гофмана …………………………………25

Выводы по 1 главе………………………………………………….……………. 33


Глава 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЕМОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА НИЖЕГОРОДСКОГО ПИСАТЕЛЯ В.Н. ГОФМАНА

2.1. Диагностика духовно-нравственного воспитания обучающихся 4 класса МБОУ СШ №29…………………………………………….…...….34

2.2. Опыт использования использующих приемов духовно-нравственного воспитания на внеурочных занятиях при изучении литературного краеведения...…………………………………...........……..39

2.3. Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников при изучении творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана на внеурочной деятельности по литературному чтению…..…..51

Выводы по 2 главе………………………………………………….…………….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………....…………………………...........................57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…….….…..60

ПРИЛОЖЕНИЯ ..……………………………………….………………...………63





































План-проспект


Во все времена основой человеческих ценностей были мораль и нравственность. Это те ценности, которые и у наших предков в древности и в современном мире являются основой жизни и деятельности государства, общества и прежде всего основой становления личности человека.

Актуальность данной работы заключается в том, что в сегодняшних условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизации образования и воспитания, одной из главных задач начальной школы является воспитывать в младших школьниках свободную, творческую, саморазвивающуюся, а главное духовно-нравственную личность. Образование младших школьников определяется как взаимосвязанный, неразрывный процесс обучения и воспитания, который осуществляется в интересах развития и становления личности младшего школьника, процесс становления человека.

Говоря о духовно-нравственном воспитании младших школьников, необходимо отталкиваться от его составляющей, а именно от Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, из 2-ой статьи Федерального закона «Об образовании в РФ»: «Содержание образования должно … обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [1].

Но в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" очень скупо затрагиваются проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения. В законе нет четкого определения понятия «духовно-нравственное воспитание». Есть дети из неблагополучных семей, где им не прививаются позитивные нравственные ценности, даже благополучные семьи не воспитывают необходимые ценности и идеалы, поэтому есть необходимость заниматься этим процессом в школе, начиная с начальных классов.

Поэтому в настоящее время активно идет рассмотрение 2-ой статьи Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Предлагаемый проект вносит изменения в статью и вводит в него понятие «духовно-нравственное воспитание личности»: «Духовно-нравственное воспитание — воспитание духовной личности, обладающей нравственными качествами, под которыми понимаются внутренне присущие личности человека свойства, способствующие саморегуляции поведения в соответствии с совестью и нормой, закрепленной в традиционной духовной культуре народа, проявляющейся в бережном отношении к окружающим,» — говорится в документе [1].

По словам автора законопроекта депутата Андрея Анохина, после введения новой нормы нужно пересмотреть образовательные программы и ввести воспитание нравственности и духовности как в ход уроков, так и в ход проведения внеурочных занятий/мероприятий: «Мы постоянно говорим о воспитательной функции школы в жизни ребенка, применяем терминологию, связанную с нравственностью и духовностью, но сейчас невозможно вписать эти критерии в программу обучения, пока нет такой нормы в федеральном законе», — говорит Андрей Анохин, который принимает участие в проведении «культурной» поправки [21]. У этого источника другой автор

В связи с этим перед учителями возникает проблема: каким образом, через применение каких приемов организовывать процесс духовно-нравственного воспитания на внеурочных занятиях, как приобщить детей к литературному краеведению, а в частности, к творчеству нижегородского писателя В. Н. Гофмана.

Решение данных вопросов помогут учителям организовывать более качественный процесс становления духовно-нравственной личности ребенка, а также организовывать продуктивные внеурочные занятия для младших школьников по их приобщению к литературному краеведению, в частности, к творчеству нижегородского писателя В.Н. Гофмана, т.к. благодаря этому учитель способствует возникновению патриотических чувств, любви к стране и своей малой родине. Через анализ отдельных произведений под руководством учителя младшие школьники могут определить для себя, что такое хорошо и что такое плохо, как проявляются нравственные поступки, смогут найти для себя определенные пути решения в затруднительных ситуациях и т.д.

Нравственному воспитанию и формированию личности в процессе обучения во все времена отводилась огромная роль. В.Г. Белинский отмечал, что, «образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит». Поэтому он считал, что нравственная сторона формирования личности является главной задачей воспитания. «Есть много родов воспитания, - отмечал В. Г. Белинский, - но всех их выше должно стоять нравственное воспитание» [4].

В наше время также отводится большая роль нравственному воспитанию личности. Сейчас под «духовно-нравственным воспитанием» ребенка, понимается процесс содействия его духовно-нравственному становлению, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель духовно-нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Все сказанное учитывается в ФГОС НОО II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России" [3].

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Одна из причин состоит в том, что в обществе теряется связь поколений, исчезают семейные ценности, ценности взаимоотношений людей.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом, а также еще и перед школой.

В России утверждена Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Она ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы. Исходя из содержания Стратегии воспитания, «духовно-нравственное развитие заключается в развитии у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям» [2].

Важность данной темы также состоит в том, что учитель должен напрямую способствовать развитию и проявлению у ребенка выше указанных человеческих качеств. Развитие этих и других качеств можно достичь через духовную работу самого ребенка над собой, а школа и непосредственно учитель должны помочь организовать этот труд по восприятию и освоению духовно-нравственных норм и правил ребенком на уроках или, как в нашем случае, на внеурочных занятиях по литературному чтению.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» утверждает, что «духовно-нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых нравственных, национальных ценностей, которые имеют сложную организацию» [3].

В данной работе рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания ценностей младшего школьника на внеурочных занятиях по литературному чтению через знакомство с творчеством нашего земляка – Владимира Николаевича Гофмана, человека, который пишет для детей и взрослых, и помогает своим читателям, в том числе и юным, в поиске правды и своих идеалов, взращивании «пушкинского» (а лучше сказать — христианского) отношение к разным людям, в независимости от их положения и состояния: в каждом герое автор пытается найти и показать образ Божий, пытается помочь найти читателям свой жизненный путь [12].

Благодаря урокам литературного чтения и внеурочным занятиям в начальной школе, учитель способствует обогащению духовно-нравственных ценностей у детей через их знакомство с творчеством не только классиков, но и современных писателей, в том числе и с творчеством наших соотечественников. Для методики преподавания и ознакомления детей с творчеством наших земляков на внеурочных занятиях по литературному чтению от учителя требуется хорошо быть знакомым с творчеством этих людей, иметь представление о нравственной роли литературы и культуры в целом, а также о психологии ребенка и психологии организации детского чтения.

При изучении творчества Владимира Гофмана на внеурочных занятиях, его произведения покажут детям, что такое «хорошо», а что такое «плохо», как нужно поступать, а как нельзя, они направляют маленьких читателей на верный путь, и это очень важно, потому что дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им этот путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день, т.к. современные дети более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Это также рассматривается в прозе Владимира Гофмана, благодаря которому во внеурочной деятельности можно воспитывать и развивать в детях нравственное чувство, доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, вести детей к подлинной духовности, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, которая отчасти ориентирована на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Таким образом, актуальность данной темы бесспорна.

В практической части данного исследования будет проведена диагностика, направленная на изучение духовно-нравственных качеств младших школьников, с целью анализа использования приемов, применяющихся на внеурочных занятиях по литературному чтению, их эффективность в процессе развития духовно-нравственного воспитания, также для учителей начальных классов будут разработаны конспекты внеурочных занятий по литературному чтению, посвященные изучению творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана.

Теоретическая значимость данной работы заключается в анализе возможностей разных учебных программ по применению литературного краеведения в работе с младшими школьниками, также проанализировать опыт учителей начальных классов (И.А. Акатовой, Л.И. Деревщиковой, Е.А. Марченковой, О.С. Нестеровой, А.Д. Сидоровой) на предмет использования различных приемов по развитию духовно-нравственных качеств детей.

Проблема исследования: как эффективно использовать приемы духовно-нравственного воспитания на внеурочных занятиях по литературному чтению при изучении творчества нижегородского писателя В.Н.Гофмана?

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по литературному чтению.

Предмет исследования: приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению при изучении творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка приёмов организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по литературному чтению посредством изучения творческого наследия нижегородского писателя В.Н. Гофмана.

Гипотеза: использование приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по литературному чтению при изучении творчества В.Н. Гофмана будут эффективными, если:

- в ходе работы будут проанализированы и учтены результаты диагностики нравственного воспитания младших школьников;

- будет использовано сочетание современных и традиционных методов и приемов обучения и воспитания (фронтальные/индивидуальные беседы, обращение к образцам позитивного нравственного воспитания, использование аудио-видеотехники для демонстрации видеофильмов с дальнейшим обсуждением содержания, организация игр, посвященных воспитанию нравственных качеств личности младшего школьника, театрализация и инсценирование, работа с карточками, использование интернетпрограмм и т.д.).

3-е условие?

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

  • описать возможности изучения творчества В.Н. Гофмана;

  • проанализировать методы и приемы, использующиеся для развития духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по литературному чтению;

  • изучить тематику произведений В.Н. Гофмана и проанализировать возможности разных программ внеурочной деятельности («В мире книг», «Волшебный сундучок», «Вдумчивое чтение», «Золотое перо») в плане развития духовно-нравственного воспитания младших школьников;

  • проанализировать результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников 4 класса МБОУ СШ №29;

  • проанализировать опыт использования приемов, способствующих духовно-нравственному воспитанию во внеурочной работе с учащимися младших классов; творчество В Гофмана?

  • разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию приемов духовно-нравственного воспитания при изучении творчества нижегородского писателя В. Н. Гофмана.

Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, абстрагирование, доказательство, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем, построение гипотезы, изучение литературы, документов и результатов деятельности, обобщение, структурирование, сравнение, опытная работа.

Вид исследовательской работы: теоретически-практический.

Предполагаемое количество страниц: 65.

Ожидаемый результат: разработка методического пособия для учителей, включающее конспекты внеурочных занятий, посвященных творчеству нижегородского писателя В.Н.Гофмана; повышение уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников 4 класса МБОУ СШ №29, через изучение литературного краеведения.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 273-ФЗ (последняя редакция). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 24.10.2021). - Текст : электронный.

  2. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 24.10.2021). - Текст : электронный.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2009 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 24.10.2021). - Текст : электронный.

  4. Белинский, В. Г.  Избранные сочинения / В. Г. Белинский. — Москва : Юрайт, 2020. — 237 с.  – ISBN 978-5-534-02448-7. — URL: https://urait.ru/bcode/452550 (дата обращения: 01.11.2021). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегестр. Пользователей ДПК. - Текст : электронный.

  5. Белинский, В.Г. О детской литературе и детском чтении / В.Г. Белинский. – Москва : ЮРАЙТ, 2020. – 684 с. – ISBN 978-5-534-09224-0. - URL: https://urait.ru/viewer/o-detskoy-literature-i-detskom-chtenii-456113#page/3 (дата обращения: 01. 11. 2021). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегестр. Пользователей ДПК. - Текст : электронный.

  6. Барков, А.С. Университетская география и средняя школа : учебное пособие / А.С. Барков. – Москва: ЭКСМО, 2003. – 147с. – Текст : непосредственный.

  7. Выготский, Л. С.  Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Юрайт, 2017. — 302 с. — ISBN 978-5-534-02390-9. - URL: https://urait.ru/bcode/401233 (дата обращения: 01.11.2021). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегестр. Пользователей ДПК. - Текст : электронный.

  8. Гофман, В.Н. Дом – корабль: Рассказы детям о взрослых и взрослым о детях / В.Н. Гофман. – Н. Новгород: Фонд «Народный памятник», 2006. – 144 с. - ISBN 5-98171-024-1. – Текст : непосредственный.

  9. Гофман, В.Н. Одинокая птица на зелёной ветке: Рассказы священника / В.Н. Гофман. – Москва: Данилов мужской монастырь, 2016. – 330 с. -  ISBN 978-5-89101-553-1. - Текст : непосредственный.

  10. Гофман, В.Н. След облака: Рассказы. Стихотворение / В.Н.Гофман. — Н. Новгород: Покровка, 2003. – 269 с. - ISBN 5-98409-001-5. - Текст : непосредственный.

  11. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. – Москва: Просвещение, 1991. – 303 с. - ISBN 5-09-003074-X. – Текст : непосредственный.

  12. Жучкова, Е. Н. Мотив чуда в рассказе отца Владимира (Гофмана) «Отблеск фаворского света»  / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности : Межвузовский сборник научных статей по материалам I Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности» / Мининский университет. - Нижний Новгород, 2007. - С.151-155. - ISBN 978-5-85219-678-1. – Текст : непосредственный.

  13. Жучкова, Е. Н. Художественное решение темы России в поэзии отца Владимира (Гофмана)  / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности : Межвузовский сборник научных статей по материалам II Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности» / Мининский университет. - Нижний Новгород, 2009. - С. 231-235. - ISBN 978-5-85219-678-1. – Текст : непосредственный.

  14. Жучкова, Е. Н. Творчество отца Владимира Гофмана как явление «иерейской прозы» (на материале рассказа «Животворящий крест»)  / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности : Межвузовский сборник научных статей по материалам III Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности» /  Мининский университет. - Нижний Новгород, 2011. - С. 79-83. - ISBN 978-5-85219-231-8. – Текст : непосредственный.

  15. Жучкова, Е. Н. Тема «Отцов и детей» в творчестве протоиерея Владимира Гофмана (на материале книги «Одинокая птица на зелёной ветке») / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности : Межвузовский сборник научных статей по материалам VI Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности» / Мининский университет. - Нижний Новгород, 2017. - С.84-90. – ISBN 978-5-85219-678-1. – Текст : непосредственный.

  16. Каплан, В. «Иерейская проза. Станет ли она литературным явлением?» / В. Каплан. –Текст : электронный // Фома.ru : [сайт]. - 2010. – 8 февр. – URL: https://foma.ru/ierejskaya-proza.html (дата обращения: 24. 10. 2021).

  17. Климанова, Л.Ф. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы : учебное пособие / Л.Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2015. – 223 с. – (издательство). – ISBN 978-5-09-031513-5. – Текст – непосредственный.

  18. Виноградская, Л. А. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы : учебное пособие / Л.А. Виноградская. Л.Ф. Климанова. – Москва : Просвещение, 2014. – 159 с. – (издательство). – ISBN 978-5-09-032089-4. – Текст – непосредственный.

  19. Новлянская, З. Н. Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе : учебное пособие / З. Н. Новлянская ; Психологический институт. – Москва : Психологическая наука и образование, 1996. – 342 с. – ISSN 1814-2052/2311-7273. – Текст : непосредственный

  20. Российскому образованию хотят добавить духовности «Известия». – Текст : электронный // Известияiz : официальный сайт. – 2015. – URL: https://iz.ru/news/584049 (дата обращения: 03.11.2021).

  21. Рыбникова, М.А. Очерки о методике литературного чтения : учебное пособие / М.А. Рыбникова. – Москва : Просвещение, 1985. – 288 с. – ISBN 978-5-534-09207-3. – Текст - непосредственный.

  22. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : учебное пособие / Н. М. Яковлева ; Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск : Наука, 1992. – 403 с. - Текст - непосредственный.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ганина Виктория Алексеевна

Дата: 05.02.2022

Номер свидетельства: 599603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства