Оборудование: картинки с изображением козы и овцы и других животных, карточки с изображением козы и овцы для определения основных частей тела, разрезные карточки с животными.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята! Сейчас будет урок развития речи. Сядьте ровно, красиво.
- Что мы с вами делаем на уроках развития речи? (учимся говорить красиво и правильно).
Расширяем свой кругозор и представления об окружающем мире.
Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.
Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем загадки.(слайд 3)
Кто имеет пятачок
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца. (свинья)
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её …(корова)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (кошка)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (собака)
-Что объединяет всех этих животных? Какой же будет тема нашего урока? Какие цели вы для себя поставите?
На столе у вас лежат бумага с буквами. Вы должны выбрать только русские буквы и написать их по порядку ниже на строчке. Если вы все сделаете правильно то узнаете, о ком мы сегодня будем говорить. (слайд 4)
QLДSОМNRАШWНИVZЕ ЖVИQYВОIUТFНЫLЕVN
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Сегодня мы поговорим о домашних животных.
Как вы понимаете эти слова, кто относится к домашним животным.
Домашние животные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Животные, живущие рядом с человеком. (слайд 5)
Кого из домашних животных ты хотел бы иметь?
Какую пользу приносят домашние животные людям?
(слайд 6)
(слайд 7)
Распределить животных в две группы………домашние и дикие……….
А теперь послушайте рассказ о козах. Постарайтесь запомнить, кто и как заботится о животных. (По ходу рассказа учитель выставляет на доске опорные слова)
Рассказ учителя.
Давным-давно по зеленым цветущим лугам, по крутым горным склонам бродили стада диких коз.
Эти обитатели скалистых гор стали домашними примерно 8-9 тысяч лет тому назад.
Коза – одно из первых диких животных, которое приручил человек!
Почему же так произошло?
Потому что первобытные люди нередко выкармливали своих младенцев козьим молоком (слайд 9)
Дикие козы были довольно крупные, рыжевато-серого или буровато-желтого цвета. На голове были крупные рога.(слайд 10)
А как выглядит современная коза?( слайд 11)
Коза – небольшое животное, тело ее покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост – короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием. Они грациозны и ловки, быстро бегают. Могут лазать по крутым склонам.
Весной и летом козам раздолье! Ведь козы – травоядные животные. Они щиплют траву на лугах и полянах, объедают листья и молодые побеги деревьев и кустарников. Заботливые хозяева косят для своих питомцев траву, сушат ее на солнце, ворошат граблями, душистое сено складывают в небольшие копны. Сено с луга убирают в сараи, а зимой кормят им козочек.
Детёнышей козы называют козлятами. После рождения они сразу встают на ножки. Коза заботливо облизывает их. Первое время козлята пьют вкусное, сладкое материнское молоко, но скоро начинают сами щипать траву. (слайд 12)
Существует много пород домашних коз. Одна из них – ангорская коза, с длинными рогами и роскошным длинным, тонким, мягким, блестящим, шелковистым курчавым мехом, ради которого ее и разводят в Азии.
Козы ангорской, кашмирской, оренбургской пород ценятся людьми за чудесную шерсть и теплый пух. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки. (слайд 13,14,15)
Так же есть мясные Бурские породы и молочные- Мегрельская и Альпийская порода .
Очень полезное и вкусное козье молоко. Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.
Рассматривание животного и называние частей тела. (слайд 16)
- Сейчас мы с вами назовем и рассмотрим основные части тела козы. Учитель показывает, дети называют.
- Затем дети самостоятельно показывают и говорят ). У козы есть голова, ушки, туловище и 4 конечности-ноги.
7) Работа по учебнику. Задание 2 стр.98 (слайд 17)
8) Распознавание голосов животных на слух. Ирга «чей голос?»(слайд 18)
4. Физминутка для глаз (слайд 19)
8) На доске картинки диких животных (медведь, заяц, белка, лиса, и домашнее животное - овца).
- Рассказ ребёнка об овце.
Овца - это небольшое животное. Ее тело покрыто густой курчавой шерстью.
У овцы стройные ноги, с копытцами, крутой, выпуклый лоб и маленькие рожки. (слайд 20)
Домашние овцы - осторожные, пугливые животные, всегда ходят стадом.
Овцы хорошо знают своего хозяина, послушно бегут на зов, любят слушать мелодичные напевы пастушьих дудочек. Овцы живут довольно долго, лет 13-14.
От овец получают ценное сырье для промышленности – шерсть, смушки, овчины, жир, молоко. Самый основной продукт – это шерсть, ее отправляют на фабрику. Мы одеваемся в шерстяные платья, свитера, шапочки, носки, брюки, жакеты, и другие вещи из пряжи и шерстяных тканей. Овчины используют для изготовления различных шуб. Смушки – шкурки новорожденных ягнят, покрытые красивыми узорами из закрученных волнами шерстинок. (слайд 21,22,23)
Известны современные «открытия», которые совершили овцы. Например, они открыли источник минеральной воды в Уральской области. (слайд 24)
Я вам сейчас раздам картинки с изображение овцы а вы должны самостоятельно подписать ее части тела(проверка)
9) Соедини ребёнка и маму.(слайд 25,26)
ТЕЛЁНОК-ОВЦА
ЖЕРЕБЁНОК -КОЗА
ЯГНЁНОК-КОШКА
КОТЁНОК-КОРОВА
КОЗЛЁНОК-ЛОШАДЬ
10) Найди в каждом столбике «лишнее» слово.(слайд 27)
КОРОВА-КОНЮШНЯ-ТЕЛЁНОК
ОВЦА-КОНУРА-ЛИСЁНОК
ВОЛК-БЕРЛОГА-ЖЕРЕБЁНОК
ЛОШАДЬ-СВИНАРНИК-ЯГНЁНОК
11)Это правда или нет.(слайд 29)
У коровы длинный клюв.-У лошади рога.
Медведь спит в норе.-Кошка живёт в дупле.
Коза жуёт траву.-Лиса грызёт яблоко.
Собака отдыхает в конуре.-На дереве нора.
12) Сочинение сказки « Кто важнее?»
Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека”.(слайд30)
“Собака сказала: “Гав - гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей чердаке? Кто охраняет хозяйкины припасы? Я – самое нужное домашнее животное.
В спор вмешалась корова: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.
Но коза возмутилась: “Ме – е - е. Мое молоко полезнее и жирнее, а еще я даю шерсть и теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.
Овцы заблеяли: “Бе – е - е. Мы тоже даем мясо, шкуру и много шерсти. Я- самое нужное домашнее животное.
Лошадь, дослушав овцу, сказала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.
Учитель: “В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.
5. Итог урока. (слайд 30)
- О каких животных мы с вами сегодня говорили на уроке? Назовите их.
(Мы говорили о лошади, корове, овце, свинье, козе).
- К какой группе они относятся? (Они относятся к группе домашних животных).
- Почему они называются домашними?
(Животные живут около человека. Человек за ними ухаживает, а они приносят ему пользу).