Владеют навыками самостоятельной работы и способами самоконтроля и самооценки.
Владеют коммуникативными навыками для работы в парах, в группе.
Владеют правильной математической речью.
Умеют организовывать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся.
Оборудование:
Для учителя:
Мультимедийный проектор, компьютер, доска Smart.
2. Презентация к уроку 21, выполненная в программе Power Point с практическими заданиями и эталонами для самопроверки.Слайды:1-27.
Для детей:
1. Р-1.Индивидуальные планшеты.
2.Учебник Математика «Учусь учиться» 4класс,2 часть. Автор Л.Г. Петерсон.
3. Д-1.Авторское демонстрационное пособие – набор «Части целого на круге» для индивидуальной работы и работы в паре.
4. Д-2.Алгоритм нахождения доли (единицы измерения, предмета, любого объекта).
1 разделить на n равных частей;
взять одну такую часть;
записать результат.
5.Р-2. Карточка №1. В тетради постройте отрезок АВ длиной 6 см. Начертите третью долю отрезка АВ. Начертите четвертую долю отрезка АВ.
Р-3. Карточка №2.
На рисунке квадрат разделен на 8 равных частей.
1) заштрихуйте 4/8;
2) используйте другой способ деления квадрата на 8 равных частей, так, чтобы при этом не нужно было проводить диагонали и заштрихуйте 4/8.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Назовите тему предыдущего урока? (Дроби.)
- Что нового вы узнали? (Историю возникновения дробей. Способы решения задач на дроби, не записывая дроби, но используя схемы.)
- Что вы узнали о дробях? (Они выражают какую-то часть от целого.)
- Вы бы хотели продолжить работу с дробями? (Да.)
-Какая пословица поможет вам открыть новые знания? (Путь к уменью – ученье.)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд 1.
- Подумайте, что может выражать данное действие? (Деление!)
Слайд 2.
- Что может обозначать число 1? (Один предмет, единицу измерения.)
Слайд 3.
- Можем ли мы одно яблоко разделить на две части? (Легко!)
- Как это сделать? (Разрезать пополам.)
Слайд 4.
- Что означает число 1? (Было одно яблоко.)
Слайд 5, анимация 1.
- Что означает число 2? (Две половинки. Две части. Две доли.)
Слайд 6.
-Значит, что обозначает выражение 1:2? (Одно целое яблоко поделили на две части, доли, т.е. пополам.)
Слайд 7.
- Это какая часть яблока? (Вторая.)
Слайд 8.
- Сколько половинок или вторых частей в целом яблоке? (Две половинки, две части.)
-Составьте алгоритм наших действий. Запишите шаги алгоритма на планшетах. Работа в группах.
В ходе проверки учитель фиксирует на доске шаги полученного алгоритма.
Алгоритм №1:(Д-1)
1) предмет разделить на две равные части;
2) взять одну такую часть;
3) записать результат.
Выявление причины затруднения.
- Как же записать нам эту половинку, часть? (Я пока затрудняюсь ответить на этот вопрос.)
- В чем причина затруднения? (Я не знаю, как записать данное выражение в виде дроби).
Дети предлагают свои решения для записи дроби. В случае если кто-то из учеников предложил правильную запись дроби, затруднение заключается в невозможности обосновать: что обозначает «число над чертой», «число под чертой».
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Слайд 9, анимация 1 – 3.
- ½ - это дробь!
Слайд 10, анимация 1 – 2.
- Что обозначает число под чертой? (На сколько частей разделили.)
- Число под чертой называют в математике знаменателем дроби.
Слайд 11, анимация 1 – 2.
- Что обозначает число над чертой? (Сколько частей взяли.)
- Число над чертой называют числителем дроби.
Слайд 12, анимация 1 – 3.
- Чем является половина по отношению к целому яблоку? (Его частью.)
- Что больше: целое или его часть? (Целое!)
- Одна из равных частей целого в математике называется долей.
Слайд 13.
- Кто догадался, какая тема урока? (Доли.)
Слайд 14.
- Какая цель урока? Чему будем учиться? (Получать доли и их обозначать.)
- Правильно. А еще мы будем учиться сравнивать доли одного и того же предмета и записывать их дробями.
5. Реализация построенного проекта.
А теперь на основании выполненных действий алгоритма №1 составьте алгоритм нахождения части круга. Откройте коробочку с долями круга. Возьмите круг, разделенный на 4 части, покажите ¼ часть круга. Зафиксируйте шаги алгоритма на планшетах.
Учащиеся работают в группах.
Круг разделили на 4 равные части.
Взяли одну такую часть.
Для обозначения данной доли используем запись: ¼.
Читается: «одна четвертая».
(Разделили на четыре равные части и взяли одну такую часть).
Слайд 15, анимация 1.
- Что обозначает каждая цифра в записи числа:
числитель?
знаменатель?
Учитель в ходе обсуждения последовательно фиксирует на доске шаги составленного алгоритма.
Алгоритм № 2(Д-2):
предмет разделили на 4 равные части;
взяли одну такую часть;
записали результат.
- Что общего и чем различаются оба построенных алгоритма?
(Они различаются только первым шагом – тем, что делили).
- Что же объединяет яблоко, круг, которые разделили на части? (Это объекты деления, целое, единицы, которые делим на части).
-Вы делили один круг, одно яблоко. Сколько объектов деления вы используете каждый раз при делении? (Один.)
- Объект деления обозначается единицей (числитель дроби).
- На сколько частей можно разбить единицу? (На любое количество частей.)
- Как записать в общем виде «любое количество частей»?
Дети предлагают различные варианты буквенных обозначений числа.
- Количество целых частей может быть разным, поэтому обозначим его, как принято в математике буквой n.
- Давайте уточним наш алгоритм нахождения доли. Какие изменения надо внести?
Учащиеся проговаривают алгоритм.
Алгоритм №3(Д-3):
разделить на n равных частей;
2) взять одну такую часть;
3) записать результат.
Слайд 16, анимация 1 – 3.
- Как в общем виде написать любую долю? (1/n)
- Что обозначает знаменатель в записи числа? (Разделили на n равных частей.)
- Что обозначает числитель? (Взяли одну такую часть.)
- Что обозначает в записи алгоритма слово «единица»? (Целое – предмет.)
- Как читают такую запись? (Одна n-ая).
- К чему вы можете обратиться для уточнения своих предположений? (К тексту учебника.)
- Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте текст, выделенный в рамке, начиная со второго абзаца.
Дети работают с текстом учебника.
- Ваши предположения верны? (Да).
Первичное закрепление во внешней речи.
- Что необходимо теперь сделать? (Потренироваться в применении новых знаний.)
Работа с карточками.
Карточка №1.(Р-2). В тетради постройте отрезок АВ длиной 6 см. Начертите третью долю отрезка АВ. Начертите четвертую долю отрезка АВ.
Работа в парах.
Рассуждают по алгоритму:
отрезок разделили на 6 равных частей;
взяли 2 таких части (2 см);
записали долю 1/3.
Рассуждают по алгоритму:
отрезок разделили на 12 равных частей (1 клеточка);
взяли 3 таких части (1 см 5 мм);
записали долю 1/4.
(Ученики комментируют решения.)
Слайд 17, анимация 1 – 2.
- Проверяем результаты выполнения по эталону.
- Продолжаем работу в парах.
Слайд 18, анимация 1.
- Откройте коробочку с долями круга. (Д-4). Покажите 1/6 круга.
(Показывают доли целого.)
Слайд 19, анимация 1 – 2.
- Выложите круг, разделенный на 4 части. Как называется каждая доля круга?
(¼ его часть.)
- Покажите 4/4 круга. Как записать это дробью? ( 4/4=1.) Покажите ¾ круга.
- Сравните ¼ и ¾.(¾ больше ¼: ¾ ¼)
Физкультурная пауза. Слайд 20, анимация 1 – 3.
- Солнышко выглянуло: встали! Потянулись. Поприветствуем солнышко. Оно радо умным и старательным людям. Солнышко вам улыбнется, если вы улыбнетесь друг другу.
- Какая часть солнышка желтого цвета? (3/7)
- Какая часть солнышка красного цвета? (2/7)
- Какая часть солнышка вишневого цвета? (2/7)
- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточка №2. (Р-3).Слайд 21. Слайд 22(Эталон для проверки).
Квадрат разделен на 8 равных частей. Заштрихуйте 4/8.
(в карточке 10
квадратов)
Слайд 23.
2) Придумайте другой способ деления квадрата на 8 равных частей, так, чтобы при этом не нужно было проводить диагонали и заштрихуйте 4/8.
- Работаем в парах.
Слайд 24.
- Проверяем работу. Поднимите руку, у кого все верно.
(Дети сверяют правильность своей работы по эталону, если находят ошибки, пытаются их объяснить и исключить).
- Кто допустил ошибки? В чем причина?
Слайд 25, анимация 1.Задание на смекалку.
- Закрасили одну грань куба.
Какую долю поверхности куба закрасили? Докажите.
(1/6. Куб -это целое. У куба 6 граней. Закрашена только одна грань, значит – 1/6).
8. Включение в систему знаний.
Слайд 26.Творческое задание.
Возьмем круг, разделенный на 12 частей. Составим композицию из 12 долек. Тема: «Животные». Работа в парах.
По ходу работы можно задавать парам индивидуальные вопросы:
- Какую часть от всей фигуры составляют ушки зайца, лапки ежика и т.д.?
Рефлексия деятельности на уроке.
- Какая была цель урока? (Научиться записывать доли, сравнивать доли одного и того же предмета.)
Слайд 27.
- Как получаются доли?
- Как записываются доли?
- Что показывает знаменатель дроби? Числитель?
-Чему научились? (Делить предмет на доли, сравнивать доли одного и того же предмета, записывать их дробями).
- Какое задание для вас было самым интересным?
- Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
- Над чем еще надо поработать?
-Путь к уменью-ученье. Спасибо за работу!
Задание на дом. Стр. 67 №9, 10, 12(а).Дополнительно (по желанию) - стр. 66 №8, стр. 67 №13.