Этапы урока | Виды УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. | | Звенит звонок! Звенит звонок! Пора нам начинать урок! | |
2. Подведение к теме урока.
| Познавательные (общеучебные)
| Учитель загадывает загадки | Обучающиеся отгадывают загадки. |
1. Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся А едва появится – взгляд отводим, прячемся: Уж больно оно яркое И жаркое-прежаркое. | Солнце. |
2. Лишь солнце погасло и стало темно, Как по небу кто-то рассыпал зерно. Какое? Не знаю.Одно лишь добавлю, Что было блестящим и ярким оно. | Звёзды. |
– Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? | Предполагаемый ответ: о солнце и о звёздах. |
Постановка учебной задачи. | Регулятивные. (целеполагание) | – Сегодня нам предстоит выяснить, почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Кто из вас знает, почему это происходит именно так? | Обучающиеся пробуют ответить на вопрос, исходя из имеющихся у них представлений о Солнце и звёздах. |
3. Работа над темой урока | | Вступительная беседа. (учитель направляет рассуждения обучающихся к следующему). Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, наступает ночь. И только ночью видны звёзды. | |
Отгадайте загадку. Голубой платок, жёлтый колобок. По платку катается, людям усмехается. – Что это такое? | Обучающиеся отгадывают загадку (Небо и Солнце) |
Овладение базовым предметным понятием «Солнце». | Познавательные (общеучебные) | – Так что же такое Солнце? Солнце – это огромный огненный шар. Температура на его поверхности 6000 градусов по Цельсию. На самом деле Солнце очень большое. Его масса в 333 раза больше Земли. Солнце-шар – великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. | Ответы обучающихся |
(показать мяч и горошину). От Земли до Солнца 150 млн. км, поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. | Обучающиеся наглядно видят и сравнивают. |
– Как вы думаете была бы жизнь на Земле без Солнца? Растения, животные, люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам. | Ответы обучающихся |
Овладение базовым предметным понятием «Звёзды». | Познавательные (общеучебные) | Солнце – это центр солнечной системы. Наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы. | |
– Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего. Что это такое? | Звёзды |
Работа по учебнику. | Познавательные (действия постановки и решения проблем) | – В старину люди думали, что звёзды -это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. – Кто знает, что такое звёзды? – Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? – Рассмотрите рисунок на с.22.в учебнике. Что можно рассказать о звёздах? | Обучающиеся высказывают свои предположения, затем читают текст учебника с. 22 и отвечают на вопросы. – Огромные пылающие шары. – Расположены далеко от Земли. – Звёзды отличаются по размерам и цвету. |
Самостоятельная работа. | | – В учебнике прочитайте название звёзд и вылепите их из пластилина (размер и цвет должен соответствовать их названию). – Звёзды нам кажутся очень маленькими, т.к. они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: жёлтым, красным, голубым, белым. Белые и голубые - звёзды очень и очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, белые карлики. | – Обучающиеся читают названия звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус) и лепят из пластилина. |
– А что такое Солнце? – Значит, Солнце это что? – Нарисуйте грустное и весёлое солнышко. Отчего оно может быть таким? | – Это тоже огромный пылающий шар. – Это тоже звезда. Обучающиеся рисуют и отвечают. |
Физминутка | Регулятивные (волевая саморегуляция) | – Кто-то утром, не спеша, Надувает жёлтый шар А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг Что это за шар? | (ходьба на месте) (дети дуют и разводят руками) (поднять руки вверх, хлопок) (поворот) (Солнце) |
– Почему днём на небе видно только Солнце, а другие звёзды не видно? | Обучающиеся наблюдают и высказывают свои мнения. |
Проводим опыт | Познавательные (логические) | Методика «Дневные звёзды» 1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий. 2. Вкладываем картонку в конверт. 3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик. 4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую. Результат исследования. Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит то же самое. Вывод: днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше сего смотреть на звёзды в безлунные ночи. | |
– Звёзд на небе очень много. И чтобы в них разобраться, люди объединяли отдельные группы звёзд в созвездия. Дали им имена. Отгадайте, о каком созвездии идёт речь? – Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? | Предположительный ответ: – созвездие Большой Медведицы. Оно похоже на ковш. |
Практическая работа | | – Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звёзд. – Соедините звёзды линиями так, чтобы получилось созвездие Льва. | Обучающиеся находят это созвездие в учебнике на с. 23 Соединяют линии. |
– Звёзды изучают астрономы. Раньше их называли звездочётами. – С помощью чего астроном изучает звёзды? – Для чего он служит? | Обучающиеся рассматривают в тетради рисунок на с.35 и говорят название предмета. |
Практическая работа | | – Найдите в приложении на с. 61 костюм звездочёта. Вырежьте его и наклейте в рабочей тетради. | Выполняют эту работу. |
4. Рефлексия | Регулятивные (оценка) | На слайде написаны предложения с пропущенными словами. Солнце –это огромный пылающий (шар). Солнце –зто ближайшая к Земле (звезда). Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится (далеко от Земли). Звёзды отличаются друг от друга (по окраске и по величине). Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в (созвездия). Днём звёзды светят, но мы их не видим, т.к. (их затмевает солнечный свет), светят они только (ночью). Днём можно увидеть только одну звезду (это Солнце). | Учащиеся должны догадаться, какие слова нужно вставить. |
5. Домашнее задание | Коммуникативные (постановка вопросов) | Вечером выйди на улицу вместе с родителями и рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Большой Медведицы. По желанию нарисуй рисунок звёздного неба. | Выполняют задание вместе с родителями. |