Поводит уч-ся к новой теме урока. Обращение к собственному опыту. - Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем? (например, победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.) Организует аналитическую беседу, прогнозирующую содержание текста. - Рассказ, с которым нам сегодня предстоит работать называется «Бумажная победа». Автор этого рассказа Людмила Улицкая. - Обратите внимание на словосочетание «Бумажная победа». Вам не кажется что это очень необычное название? В чем его особенность?( - это какая-то ненастоящая победа; игра в морской бой; игра в карты; писатель какой-нибудь дописал свое произведение; это игра какая-то между командами; получил грамоту; выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги Делает вывод: -Ребята, действительно, название очень странное: сочетаются два несовместимых слова это бумага - непрочный материал и победа-это успех в борьбе за что-нибудь. -Предположите, о чем может идти речь в этом произведении? -Ребята, мы сможем проверить ваши предположения, только если прочитаем произведение. Организует целеполагание: - Ребята, давайте вместе с вами сформулируем цели нашего урока А еще? -Ребята, вы знакомы с биографией Людмилы Улицкой? Значит, первая цель нашего урока в чём будет заключаться? (Познакомиться с биографией Людмилы Улицкой ) - Сформулируйте вторую цель урока. Ребята, поскольку тема нашего урока рассказ «Бумажная победа»,то и цель будет , наверно, заключаться в том, чтобы познакомиться с содержанием рассказа и понять, что хотел нам сказать писатель -Ребята, прежде чем мы начнем читать произведение, хотелось бы вас познакомить с биографией Людмилы Улицкой. Озвучивает биографический рассказ о писателе: Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, где её семья во время войны вынуждена была находиться. После Великой Отечественной войны Улицкие вернулись в Москву где В Москве она закончила школу, поступила в институт и стала по профессии биологом. Она сменила много мест работы сначала работала в Институте, затем в музыкальном театре, где она была заведующей литературной частью. Улицкая пробовала себя в разных жанрах. Она писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров. И была переводчицей переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы она начала только в журналах начала в конце восьмидесятых годов. Одна из её книг в 1934 году была признана лучшей переводной книгой во Франции. Её произведения переведены на 25 языков. Произведения Улицкой получили премии в Англии, Италии, Австрии. А также множество известных премий в нашей стране. По ее книгам ставятся спектакли, снимаются фильмы. 21 февраля писательнице исполнится 73 года.
| Делятся впечатлениями Высказывают предположения Высказывают версии Слушают биографический рассказ о писателе | К: строит суждения, точно выражают свои мысли К: строит суждения К: строит суждения К: строит суждения; П:совместно с учителем выделение и формулирование познавательной цели; |
Дает установку на чтение текста по абзацам: - А сейчас мы с вами начнем читать произведение. Дает задание Откройте учебник на странице 14. - Ребята, внимание, читать текст мы будем по цепочке абзацами. Итак, начинаем читать. Все внимательно следим. Следит за чтением и корректирует его Часть 1 От слов Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья…. До слов ….Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. 2 часть От слов Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи… До слов – Почему? Почему они его всегда обижают? –горьким шепотом спросила, наконец, бабушка. 3 часть От слов - Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,- ответила мать… До слов …. - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться. - Ребята, нам встретилось в тексте слово «казаков» всем ли понятно его значение? Обратите внимание на слайд 4 часть От слов Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра… До слов …Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. - К сожалению мы сегодня не узнаем, чем закончится эта история. Вы узнаете это дома, дочитав текст. А сейчас мы обсудим часть, которую прочитали. -Как вам начало истории? Какие чувства оно у вас вызвало? | Выразительно читают произведение | |
Организует беседу: (вопросы по 1 части) - Ребята, каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? ( у него была нелепая фамилия, у него от рождения было неладно с ногами, он ходил странной, прыгающей походкой, у него был всегда заложен нос, у него не было отца, потому что тот ушел из семьи после Гениного рождения). -Ребята, давайте прочитаем его фамилию?( Пираплетчиков) - Чем необычна его фамилия?(она сложна в прочтении и написании) Как вы думаете, от какого слова происходит фамилия мальчика ?(Фамилия мальчика происходит от слова Переплетчик – тот кто переплетает книги (Даль). -Автор называет его «несчастный человеком. Как вы думаете, почему?(у него была смешная фамилия, от рождения у него было неладно с ногами, у него была прыгающая походка, у него был всегда заложен нос ,у него не было отца, потому что тот ушел из семьи) -В какое время происходят события рассказа? (в послевоенное время) Найдите в рассказе приметы послевоенного времени? (вопросы по 2 части) - Ребята, какое самое страшное испытание было для мальчика? (Встреча с ребятами во дворе) Почему? Найдите в тексте все причины нелюбви ребят к Гене. - Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать) Вопросы по 3 части - Ребята, как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить всех ребят со двора на день рождение? Почему нет ,да? -Как Генька отнесся к этой идее? (вопросы по 4 части ) - -Ребята, что вы узнали о семье мальчика? (мама Гени талантливая пианистка) Дает задание - Найдите в тексте описание комнаты где должны были собраться гости, ребята?(стр.17) - Ребята, почему Геня стеснялся всего этого? (Потому что семья у Гени была интеллигентной в отличии от семей других ребят, которые придут к нему на День рождение). -А что значит «интеллигентный»?(- интеллигентным человека можно назвать, если он образован, воспитан, культурен и тактичен) Дает задание: - Ребята, предлагаю вам выполнить задание в парах у вас на партах лежат карточки. Вам необходимо составить характеристику Гени , опираясь на произведение. Записывая, в каждую строчку по одному качеству или признаку героя. Всем понятно как выполнять задание? Начинаем выполнять задание. - Ребята, в произведении мы встретились с описанием природы. - Какое время года описывает Л.Улицкая? (Весна) Дает задание - Зачитайте отрывки с описанием природы. (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) - Что помогает понять нам описание природы? Может быть она отражает душевное состояние героя? (Природа помогает понять душевное состояние героя) - В начале произведения какое дано описание природы? Давайте найдем в тексте описание природы. (какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода») -Ребята, а это значит, что и у Гени не все хорошо? - Ребята, как вы думаете наладятся ли отношения Гени с ребятами со двора? А Будут ли в жизни Гени перемены? А это вы узнаете, когда дочитаете рассказ до конца. Это и будет вашим домашним заданием. | Отвечают на вопросы учителя Высказывают свое собственное мнение Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Выполняют задание Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Выполняют задание Отвечают на вопросы учителя Обращаются к тексту (находят нужный отрывок) Высказывают предположения Выполняют задание в парах Отвечают на вопросы учителя Выполняют задание Отвечают на вопросы учителя Зачитывают отрывки Отвечают на вопросы учителя Прогнозируют продолжение рассказа | П: анализ объектов с целью выделения существенных признаков героя К: строит суждения К:строит суждения П:поиск и выделение необходимой информации в тексте К:строит суждение П:поиск и выделение необходимой информации в тексте К:строит суждение П:поиск и выделение необходимой информации в тексте К:строит суждение К:строит суждения П:поиск и выделение необходимой информации в тексте К:строит суждения К:строит суждение П: поиск и выделение необходимой информации К:управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера К:строит суждение П:поиск и выделение необходимой информации К:строит суждение П:поиск и выделение необходимой информации в тексте |
Организует рефлексивный диалог: - Итак, ребята ,пришло время подвести итог урока. -Какое произведение мы прочитали? -С биографией какого писателя познакомились? -Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили вначале урока? - Достигли ли мы поставленных целей урока? Дает задание - Ребята, на слайде вы видите незаконченные предложения выберите фразу, которая отражала бы ваше отношение к уроку и закончите её Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило… Мне захотелось… -Спасибо. Все встали. Урок окончен. До свидания. | Высказывают собственное мнение Оценивают свою деятельность на уроке | К:строит суждение Р : сличает способ действия и его результат с заданным эталоном; выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |