Учебно-познавательная деятельность - Последовательность изучения - Обучающие и развивающие задания - Актуализация знаний учащихся Цель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента» - Где в окружающем мире встречается орнамент? Учащиеся: Слайд 3 - 6 а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников. Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент? Слайд 7, 8 б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь. Учитель: С чем можно сравнить орнамент? Слайд 9 в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте. Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид. А что же такое раппорт? 10 слайд Раппорт - повторяющаяся, законченная, часть орнамента. - Задание: На орнаментах определить раппорт. 11 слайд – Что объединяет все эти узоры, орнаменты? 12 слайд (Во всех узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом.) – Чем похожи эти орнаменты? 13 слайд (Это орнаменты с животным мотивом.) – Чем похожи эти орнаменты? (Это орнаменты с человеческим мотивом.) 14 слайд – Из чего состоят эти узоры? 15 слайд (В этих орнаментах присутствует геометрический мотив.) – Но бывают и смешанные орнаменты 16 слайд Виды орнамента по изображенным мотивам: -геометрический, - растительный, -животный, - антропоморфный -предметный. 17 слайд Какой вид орнамента изображен? (Слайд 18) Виды орнамента по форме построения: -ленточный, -сетчатый (непрерывный), -композиционно замкнутый (Слайд 19) Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения. Ленточный орнамент создаётся путем ритмичного повторения данного или нескольких элементов в полосе определённого размера. В центрическом орнаменте, который используется для украшения предметов, имеющих форму круга, квадрата, треугольника, овала, ромба, повторяющиеся элементы размещают вокруг единого общего центра. Непрерывный орнамент создают для теоретически неограниченных плоскостей, например ткани. Его элементы могут повторяться сколько угодно раз. Физминутка для глаз. (Слайд 20) |