kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностическая работа по литературному чтению «Морская выдра» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный тест

 

 по литературному чтению

 

«Морская выдра»

 

 4 класс

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по литературному чтению «Морская выдра» 4 класс»



Прочитай текст

МОРСКАЯ ВЫДРА

Из всех животных, обитающих в холодных северных морях, у одно­го лишь калана (морская выдра) заведено плавать на спине. Спиной к пучине0, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородного0 кальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.

Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, ес­ли случилась промашка.

Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду — пред­стоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присо­единяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачи­ком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на вол­нах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.

А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто мор­ской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в од­ну, другую сторону — всё равно в какую, лишь бы скорость раз­вить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул0, воз­можность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.

В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обите­ли, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яр­кого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной ла­пой — так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние — главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно по­могает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен на­ибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, це­нимое на вес золота, равносильно смертному приговору.

Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, — как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?



(По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)











































Выполни задания, прочитав текст Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»

А 1. Какой способ передвижения по воде отличает калана от других морских животных во время плавания? Укажи ответ.

а) на животе; б) на спине; в) боком.



А 2. Где обитают каланы? Укажи ответ.

а) в тёплых южных морях; б) в океанах; в) в холодных северных морях.


А 3. Как долго морская выдра может находиться под водой? Укажи ответ.

а) полчаса; б) четыре-пять минут; в) сколько захочет.



А 4. В какую погоду каланы любят играть? Отметь верный вариант.

а) в солнечную; б) в штормовую; в) в тихую.

Объясни свой выбор, опираясь на текст.

А 5. Чем питаются каланы? Запиши ответ.

А 6. Почему именно обоняние — главный и надежный страж, охра­няющий жизнь калана? Запиши ответ.



А 7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.



В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста пред­ложения, подтверждающие твой ответ.



В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

  1. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.

Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.

  1. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.

В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы — забот­ливые матери.



С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.

Промашка образец, как источник для создания литературного образа.

Обитель место, где кто-нибудь живёт, жилище.

Прототип оплошность, неудача.

С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.

а) семейство каланов; б) жизнь каланов; в) как питаются морские выдры.

С 3. Запиши в таблицу определения понятий.

Стимул


Пучина


Дородный




С 4. Восстанови план текста (запиши номера частей). Ниже запиши свой вариант названия частей.

А № Сказочное существо — калан.

Б № ___ Заботливые родители.

В № ___ Способ плавания каланов.

Г № ___ Что помогает каланам выжить.

Д № ___ Игры каланов после обеда.

Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.

1

2

3

4

5







С 5. Подумай, из какого издания взят этот текст.

а) сказки и легенды; б) энциклопедия;

в) исторические рассказы; г) рассказы о морских животных.
































Ответы к тесту.


А 1.

б) на спине;

1 б.

А 2.

в) в холодных северных морях

1 б

А 3.

б) четыре-пять минут;

1 б.

А 4.

б) в штормовую;

Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду.

2 б.

А 5.

Кальмарами и морскими ежами.

2 б.

А 6.

Изо всех внешних чувств обоняние – главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу.

1 б.

А 7.

Можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой – так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету.

1 б.

В 1.

Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, ес­ли случилась промашка.

1 б.

В 2.

В. - Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.

1 б.

В 3.

Мама позаботится о нём. Она свернётся калачи­ком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт.

1 б.

С 1.

Промашка - оплошность, неудача.

Обитель - место, где кто-нибудь живёт, жилище.

Прототип - образец, как источник для создания литературного образа.

3 б.

С 2.

б) жизнь каланов;

1 б.

С 3.

Стимул – заинтересованность в совершении чего–нибудь.

Пучина – водоворот, морская бездна.

Дородный – рослый, крупный, полный.

3 б.

С 4.

1 - В Способ плавания каланов.

2 - Д Игры каланов после обеда.

3 - Б Заботливые родители.

4 - Г Что помогает каланам выжить.

5 - А Сказочное существо – калан.

5 б.

С 5.

г) рассказы о морских животных.

1 б.



0Пучина — водоворот, морская бездна.

0Дородный — рослый, крупный, полный.

0 Стимул — заинтересованность в совершении чего-нибудь.

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Диагностическая работа по литературному чтению «Морская выдра» 4 класс

Автор: Пешева Ирина Ивановна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства