kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«День работы с единым текстом. Квест «Клуб знатоков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок будет полезен учащимся начальной школы для формирования и развития смыслового чтения и целостной картины окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««День работы с единым текстом. Квест «Клуб знатоков»»

МОУ СОШ х. Бурковский Среднеахтубинского района Волгоградской области






Шевцова Алла Николаевна, учитель начальных классов,

Юрова Ирина Владимировна, учитель начальных классов





Нетрадиционные уроки в традиционных формах, перенесённых из

внеклассной работы.





Тема: «День работы с единым текстом. Квест «Клуб знатоков»

























Актуальность.

В начальной школе закладываются навыки успешного обучения ребёнка в средней и старшей школе, а затем его социализации, поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является обучение школьников овладению полноценными и прочными навыками осознанного чтения. Формирование навыка чтения осуществляется с двух сторон: технической и смысловой. Зачастую, при обучении детей чтению, учитель больше внимания уделяет технической стороне чтения.

Но для современного школьника уже недостаточно хорошо читать и пересказывать текст, необходимо качественно усваивать полученную информацию. Важно четко видеть структуру текста, активно использовать различные источники информации для работы с текстом, уметь самостоятельно и осмысленно с ним работать. Согласно ФГОС НОО, освоение младшими школьниками смыслового чтения должно осуществляться на всех уроках без исключения. При этом применять необходимо различные его виды: ознакомительное чтение, поисковое/просмотровое (выборочное), изучающее, рефлексивное.

Кроме этого, в рамках школьной программы учащиеся не видят взаимосвязи школьных предметов и рассматривают их отдельно друг от друга.

Для формирования и развития вышеуказанных видов смыслового чтения и целостной картины окружающего мира школьников, мы используем приём «День работы с единым текстом».

Учитывая вышеперечисленное, мы решили воспользоваться этим приёмом, чтобы организовать и провести урок в форме квеста «Клуб знатоков».

На всех этапах квеста учащимся предлагается единый текст — рассказ Сергея Алексеева «Победа под Сталинградом». Исходя из этого текста, были составлены задания, связанные с определёнными уроками - в нашем случае литературное чтение, окружающий мир, математика и русский язык.

Текст о битве в Сталинграде выбран не случайно. Необходимо, чтобы наши дети помнили на какой героической земле они живут, понимали, как досталась нашему народу победа, чтили и помнили павших в годы Великой Отечественной войны. Ведь совсем недавно мы праздновали 75-летие Сталинградской битвы, а в 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Организационный момент.

Перед началом урока участники случайным образом получают от «почтальона» письма-треугольники с наклеенными на них жетонами разного цвета. Команды формируются следующим образом: один цвет – одна команда. Всего 4-5 команд, в зависимости от количества детей в классах. Каждая команда выбирает капитана и получает свой маршрутный лист, в котором прописана последовательность прохождения этапов квеста (у каждой команды разная). В нашем случае дети проходят 4 этапа, в соответствии с учебными дисциплинами: литературное чтение, окружающий мир, математика и русский язык. Цель квеста: выполнить последовательность заданий и, соблюдая определённые правила, достичь цели. Время выполнения каждого этапа строго регламентировано, не более 10 минут.

В результате выполнения каждого задания, команда получает подсказку для прохождения в следующий этап. Победителем становится команда, затратившая меньше времени на выполнение заданий и первой отыскавшая Награду. Она награждается, а участники остальных команд получают «утешительные призы».

Награда для команды-победителя – билеты на экскурсию в Музей-панораму «Сталинградская битва», утешительные призы – наборы открыток «г. Волгоград».

Возраст участников: 3-4 класс, количество участников в команде – не более 4 человек. Это обусловлено тем, что каждый член команды должен принимать участие в обсуждении, не должно быть пассивных наблюдателей, иначе квест не будет успешным. Поскольку наши дети учатся в начальной сельской школе, наполняемость классов небольшая 8-12 человек, и дети легко распределяются по командам.

С рассказом Сергея Алексеева «Победа под Сталинградом» дети знакомятся заранее, за несколько дней до начала квеста.

Тема: День работы с единым текстом. Квест «Клуб знатоков».

Цель:

  • формирование навыков читательской грамотности: учить младших школьников читать вдумчиво, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать;

  • воспитывать подрастающее поколение - патриотов своей страны.

Задачи.

Образовательная:

  • конкретизация и обобщение полученной информации в ходе работы с текстом рассказа Сергея Алексеева «Победа под Сталинградом»;

  • овладение навыками видения структуры текста и понимания его смысла; умения передавать неискажённую информацию собеседнику;

  • совершенствование умения правильного чтения текста, определения главной мысли каждого абзаца;

Воспитательная:

  • воспитание чувства гордости за своих прадедов, за свою страну.

  • воспитание стремления к достижению цели, уверенности в своих силах, самостоятельности;

  • воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, коммуникабельности, толерантности;

Развивающая:

  • развитие интереса к различным видам чтения, расширение кругозора школьников;

  • развитие наблюдательности, внимательности, творческой активности, самостоятельности в преодолении трудностей обучения;

  • развитие умения слушать и слышать собеседника, правильно строить собственную речь;

  • развитие орфографической зоркости, математических представлений, взаимосвязи обучения с реальной жизнью.

Формируемые УУД:

Предметные:

- умение определять тему и главную мысль текста;

- умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- умение творчески интерпретировать текст литературного произведения;

- умение применять полученные предметные знания в непривычной, нестандартной обстановке;

- умение отыскивать и видеть межпредметные связи и использовать их в своей работе.

Коммуникативные:

- умение работать в группе: оказание взаимопомощи, проявление доброжелательности к собеседникам, распределение обязанностей и умение договариваться о совместном решении;

- развитие умения аргументировано излагать своё мнение;

- соблюдение принятых правил речевого поведения в группе

- умение пересказывать прочитанное;

Регулятивные:

- понимание учебной задачи урока, стремление ее выполнить;

- умение решать проблемы частично- поискового характера;

- умение осуществлять самоконтроль и самопроверку при чтении и выполнении заданий к тексту;

- умение оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные:

- овладение навыками смыслового чтения;

- понимание усвоение смысла прочитанного, умение находить в нём нужные сведения;

- умение находить в тексте незнакомые слова, находить и узнавать их значение, используя словарь;

- умение применять полученную при чтении информацию при решении задач практической направленности;

- умение строить предположения ( гипотезы);

- овладение навыками анализа и синтеза прочитанного текста;

Личностные:

- вежливое, дружелюбное отношение к товарищам;

- понимание нравственного содержания текста, осознание сути поведения героев;

- умение делать самостоятельные выводы о прочитанном произведении, формировать собственную гражданскую позицию;

- научиться видеть окружающий мир в его многообразии и взаимосвязи;

- дальнейшее формирование чувства гордости за свою Родину, её великую исто­рию, героический российский народ.

Ход урока.

Дети заходят в класс, где звучит песня «Голубой конверт» (музыка Ю. Милютина, слова В. Замятина) и демонстрируются кадры презентации «Сталинградская битва». Раздаётся стук в дверь, заходит почтальон и вручает каждому ребёнку солдатское письмо-треугольник. На внешней стороне каждого письма наклеены жетоны разного цвета. Внутри письма – название команды-отряда, в соответствии с цветом.

Фоном звучит военная песня «На привале».

Учитель: В прошлом году мы всей страной праздновали великий праздник - 75-летие победы в Сталинградской битве. И сегодня я вам предлагаю пройти свой путь к победе. Мы совершим путешествие во времени и перенесёмся в трудные, героические военные годы Сталинградской битвы. С этой минуты мы не школьники, мы – бойцы Советской Армии. (Учитель раздаёт детям пилотки.) И как в армии нам нужно организовать отряды. Бойцами какого отряда вы станете, узнаете по цвету на конверте, а название отряда прочтёте внутри конверта.

Итак, бойцы, по отрядам разойдись! Ваша задача – выбрать командира.

Команда «Разведчики» готова? (Да)

Команда «Пехота» готова? (Да)

Команда «Сапёры» готова? (Да)

Команда «Лётчики» готова? (Да)

Сейчас командиры отрядов получат боевые маршрутные листы, в которых указаны ваши маршруты и время на выполнение задания.

Все задания связаны с текстом рассказа Сергея Алексеева «Победа под Сталинградом», который находится у капитана команды.

Наше путешествие организовано в виде квеста «Клуб знатоков» и состоит из четырёх станций – привалов: « Точная математика», « Великий русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ваша задача – пройти весь маршрут быстро, затратив как можно меньше времени. В конце путешествия отряд-победитель получает Награду. Какую? Узнаете, если успешно пройдёте квест.

В результате выполнения каждого задания, команда получает подсказку для прохождения в следующий этап.

Желаю всем удачи!

Пояснение. Каждое задание этапов (Привал №1, Привал №2 и т.д.) записано на отдельных карточках и представляет собой вопрос с выбором ответа. Задания для каждой команды (отряда) находятся в отдельных конвертах. Последовательность выполнения заданий на каждом этапе определяется участниками. При правильном ответе на вопрос, участники получают кусочек картинки-пазла. После успешного прохождения этого этапа, складывается целая картинка, указывающая на место нахождения следующего этапа. (Картинка «окно», значит, задания следующего этапа на столе у окна, картинка «доска» - у доски и т.д).

Привал № 1. « ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Задания

  1. Вставьте в слова пропущенные буквы: д . машний, шта . , сп . сение.



  1. Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение. ( 4 карточки с выбором ответа, 2 из них неверны )

  2. Кто командовал фашистской армией под Сталинградом? Соберите слово из букв. (Паулюс)

  3. В подвале какого здания сидел фашистский генерал-фельдмаршал, которого взяли в плен? Разгадав шифрограмму, получите верный ответ. 21,15,10,3,6,18,19,1,4. (Универмаг)


Привал № 2. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Задания.

  1. Найдите в тексте сравнения. («Руки, как пики», «Люди, как скалы»)

  2. С помощью азбуки Морзе отгадайте слово и вставьте его в предложение. (Азбука Морзе прилагается) И вот к центру ……… прорвались советские танки. (Сталинграда)

( … _ . _ ._.. .. _. _ _ . ._. ._ _.. ._ )

  1. Когда фашистские войска, окружённые под Сталинградом, окончательно сложили оружие? Назовите дату. (2 февраля 1943 года)

  2. С помощью словаря объясните значение слова «капитуляция». (Слово записано в зеркальном отображении.)



Привал № 3. « ТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА»

Решите задачи.

  1. Сколько лет сейчас герою-солдату, который брал в плен фельдмаршала Паулюса, если 2 февраля 1943года ему было 18 лет?

  2. Пользуясь данными из текста, вычислите, сколько рядовых фашистских солдат взяли в плен советские войска в Сталинграде?

(91000-(2500+23+1)=88476)

  1. В каком веке произошла Сталинградская битва? (1943г – 20 век)

  2. Отгадайте ребус

( Великая битва на Волге, о которой вы читали в тексте.)

Привал № 4. «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  1. Соберите изображение-пазл.

(Участникам даётся целая картинка с изображением фрагмента Сталинградской битвы и такая же, только разрезанная на части.)

Каждой команде разные картинки.

  1. Выбери слово, обозначающее предмет живой природы:

танк, щебень, солдат, город.

  1. Вспомните и сравните определение скалы и холма. Найдите сходства и различия. (Оценивает учитель и вручает недостающую часть пазла)

  2. Как называется прибор для определения сторон горизонта? Найди в тексте и обозначь стороны горизонта из которых «устремились навстречу друг другу наши танковые корпуса».

Подведение итогов.

Определяется отряд-победитель, который отыскал Награду – билеты в музей «Сталинградская битва». Награждаются и другие отряды наборами открыток «Волгоград».


Рефлексия.

Ученики делятся своими впечатлениями, делают выводы о том, что война - это плохо. Нужно жить в мире и согласии друг с другом. Нужно быть благодарными тем ветеранам, благодаря которым у каждого из нас счастливое детство и не менее счастливое будущее.

Электронные ресурсы:

  1. https://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-voine-dlja-shkolnikov-pobeda-pod-stalingradom.html

  2. https://gkd.ru/405051a-kuda-ukazyivaet-strelka-kompasa-osobennosti-i-interesnyie-faktyi




Приложение


Рассказ

«Победа под Сталинградом»

Сражается Сталинград. А в это время с севера и с юга от города устремились навстречу друг другу наши танковые корпуса.

Окружила Советская Армия фашистов. В мощных боях разбила. Те, кто остался цел, устремились теперь в Сталинград, в ту часть города, которая пока ещё в руках у фашистов. Ищут фашисты среди стен городских спасение. Приходят в город всё новые и новые фашистские части, а тут и своих полно.

Дома все разрушены. Щебень да камни.

Расползлись фашистские солдаты по подвалам разрушенных домов, по подземельям, погребам и траншеям. Залезают в любую щель.

В одном из глубоких подвалов, под зданием бывшего универмага, сидит и командующий окружённой фашистской армией генерал- фельдмаршал Фридрих Паулюс.

— Мужайтесь! Держитесь! — кричат из подвала фашистские генералы.

Здесь, в подвале, штаб окружённой армии или, вернее, того, что осталось от армии. Не много солдат добрело до города. Одни ещё бьются. Другие махнули на всё рукой.

— Держитесь! Держитесь! — приказ солдатам.

Однако всё меньше и меньше тех, кто готов держаться.

И вот к центру Сталинграда прорвались советские танки. Подошли танкисты к подвалу, в котором скрывались фашистский штаб и фельдмаршал Паулюс. Спустились в подвал герои:

— Будьте любезны, руки кверху, фельдмаршал Паулюс!

Сдался фельдмаршал в плен.

Добивают солдаты фашистов. Из подвалов, подземелий, щелей, траншей выкуривают.

— Вылезайте на свет, голубчики!

Выходят фашисты. Руки, как пики, вверх. Головы — в плечи.

2 февраля 1943 года фашистские войска, окружённые под Сталинградом, окончательно сложили оружие. Всё, что осталось от огромной 330-тысячной гитлеровской армии, сдалось в плен. Советскими войсками было разбито или полностью уничтожено 22 фашистские дивизии. Пленено 91 тысяча фашистских солдат, в том числе 2500 офицеров. Помимо фельдмаршала, советские войска взяли в плен 23 гитлеровских генерала.

Фашистская армия, сражавшаяся под Сталинградом, перестала существовать.

Прошло два дня, и на центральной площади Сталинграда состоялся огромный митинг. Застыли в строю солдаты. Слушают слова о фашистской капитуляции. Несутся слова над площадью:

— Двадцать две дивизии!

— Двадцать три генерала!

— Девяносто одна тысяча фашистских солдат и офицеров!

— Фельдмаршал Паулюс!

Победа под Сталинградом была полной. Победа была великой. Не померкнет слава её в веках.

Сталинград!

Крепость на Волге.

Город-легенда.

Город-герой.

Здесь люди стояли как скалы. Здесь жизнь победила смерть.

Автор: Сергей Алексеев


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«День работы с единым текстом. Квест «Клуб знатоков»

Автор: Шевцова Алла Николаевна, Юрова Ирина Владимировна

Дата: 23.03.2020

Номер свидетельства: 543914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства