Д.Н.Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка" Урок-исследование. 3 класс
Д.Н.Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка" Урок-исследование. 3 класс
Произведение "Серая Шейка" было написано 125 лет назад.Много устаревших слов. А содержание доступно детям и несёт большой нравственный потенциал. В конспекте разработаны задания, направленные на формирование метапредметных умений обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать умения работать с различными источниками информации;
способствовать развитию речи, в том числе обогащению словарного запаса;
создавать условия для самореализации каждого ученика;
Ход урока.
I.Организационный момент Слайд 2, 3
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
-Определите жанр.
-К какому виду относится сказка?
-На какие две большие группы делятся все сказки? К какой группе отнесём?
-Кто автор, что о нём знаете?
-В какой сборник сказок входит сказка «Серая Шейка»?
-В этом году у сказки юбилей (2018). Ей исполнилось 125 лет. Давно написана?
Наверно, не всё ясно. Слайд 4, 5
II. Постановка проблемы
Я вам предлагаю побыть исследователями. А что они делают?
Какие задачи поставим на урок? Слайд 6, 7
III. Планирование действий
Правила работы в группах. Слайд 8
Класс разбит на 6 групп. Каждая получила своё задание.
На отдельном столе размещены справочные материалы и предметы. Всегда кладу с избытком, чтобы дети выбирали осознанно необходимые для получения информации предметы.
Справочные материалы: толковые словари (6), словарь фразеологизмов (2), моток бечёвки или толстых ниток (лента), метровая линейка или сантиметровая лента, фломастеры.
Задания группам. Слайды 9-13
Группа 1. Словарная работа. Объясните значение слов и фразеологизмов.
роковой день ______________________________________________________
Задания направлены на умение работать с различными источниками информации.
Группа 3. Восстанови последовательность событий. Выбери самое точное слово из скобок для пункта плана.
___ Неожиданное знакомство с (трусливым, робким, беззащитным) зайцем.
___ Лиса убежала, а Серую Шейку (старик, дедушка, охотник) взял с собой.
___ (Горькая, неприятная, тяжёлая) разлука.
___ А вот и лиса (появилась, явилась, пришла, показалась).
___ Зайцы (скрываются, убегают, спасаются) от охотника.
___ (Страшная, ужасная) опасность всё ближе.
Задание с элементом исследования( восстанови последовательность), также способствует обогащению словарного запаса, учит чувствовать слово.
Группа 4. Создай модель полыньи.
« Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали своё дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной….»
2. Чувство, которое объединяло Зайца и Серую Шейку.
3. Что было повреждено у Серой Шейки?
4. Отчество старичка-охотника.
5. Старая мера длины, равная 2 метра 13 см.
6. Суровое время года, которое нужно было пережить Серой Шейке.
7. Из-за него вода в реке не замерзает целую зиму.
Задание направлено на умение работать с источником информации, учит анализу текста.
Прочитайте ключевое слово. (Охотник)
Какую роль играет этот персонаж в сказке про животных? ( меняет исход сказки)
Группа 6. Составь синквейн
Серая Шейка
Два прилагательных
Три глагола
Фраза из 4-х слов по теме
Синоним темы
Задание направлено на умение выделять существенные признаки.
IV. Сбор информации
Учитель оказывает консультацию группам.
V. Презентация работы
При презентации работ на экран выводится задание группы. Класс даёт первичную оценку работы: справились или нет, комментарии к выступлению. После выступления группа сдаёт лист оценки сотрудничества ученика в группе.
Оценка сотрудничества ученика в группе.
Оцени, насколько хорошо каждый работал в группе: используйте знаки + или -
Критерии оценки
Ф.И. участников группы
Участвовал во всех заданиях группы.
Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы сделали хорошую работу.
Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.
Давал группе конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным задачам.
Выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.
Завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.
Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме (или заданию)
Выступал с результатом работы группы.
Дополнял выступления других групп
ИТОГО
Критерии оценивания: 9 и более « +» - оценка «5»
От 6 до 8 «+» - оценка « 4»
От 3 до 5 «+» - оценка « 3»
Если всего 1-2 «+» - оценка «2
VII. Подведение итогов
Каждая сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка – урок поведения слабого существа в большом мире. По законам природы гибель Серой Шейки неизбежна (так и было поначалу), что противоречило законам жанра. И тогда вмешивается человек и героиня спасена.
VIII. Домашнее задание.
Придумать продолжение сказки.
Даже на краю гибели надо верить и надеяться. Слайд 14
Не ждать чуда, но верить в удачу.
VI Рефлексия.
Строим диаграмму из стикеров, которые наклеены по всему классу.
Мне всё понятно Мне надо повторить Мне ничего не понятно.