Просмотр содержимого документа
«"Что значит быть взрослым"»
Что значит быть взрослым? Классный час в 1 классе
I Беседа по вопросам:
-Что значит быть взрослым? Кого мы называем взрослым?
-Чем взрослый человек отличается от детей?
-Считаете ли вы себя взрослыми? Почему?
II Качества - характеристика свойств, сущности человека.
-Выберите те качества, которые присущи взрослому человеку и ребёнку (соедините линией).(слайд 2)
самостоятельность наивность беззащитность неопытность рассудительность ответственность за свои поступки аккуратность практичность упрямство осторожность доверчивость справедливость уважение окружающих самоанализ любовь к близким культурное поведение профессионализм
-Какие качества вы соединили с ребёнком? Какие качества со взрослым человеком?
-Какие качества взрослого человека вам особенно нравятся, и в будущем вам хотелось бы ими обладать? (Дети называют какое-либо качество и объясняют свой выбор).
III Ситуации.
-Часто можно слышать такие выражения: «Ты поступил, как ребёнок» или «Ты поступил, как взрослый». Как вы можете это прокомментировать?
Давайте проанализируем некоторые поступки учащихся.
1.Учитель часто говорил о правилах дорожного движения и призывал строго соблюдать их. Ваня вышел из школы и увидел своего друга на другой стороне улицы. Он радостно кинулся к нему, перебегая дорогу в неположенном месте. Машина резко затормозила.(слайд 3)
-Это поступок взрослого человека или ребёнка? Какое человеческое качество проявил Ваня? (легкомыслие)
2.Вова ехал в трамвае. На остановке в трамвай вошла женщина. Вова встал и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Неожиданно трамвай остановился, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «Извините меня, я нечаянно».(слайд 4)
-Какое качество проявил Вова? (вежливость)
3.Родители оставили сыну деньги и дали поручение купить хлеб и молоко. Сын собирал наклейки и на все деньги, оставленные на продукты, купил наклейки.
-Как поступил сын? Это поступок взрослого или ребёнка?
4.Ученик на прогулке убежал от своей группы, потерялся, заставил всех волноваться.
-Как объяснить такой поступок?
5.Шёл Боря домой из школы. Видит- идёт по улице слепая бабушка и палочкой тротуар ощупывает (слайд 5). Подошла к перекрёстку и остановилась. Вроде как прислушивается к чему-то. «Это она движение пережидает»,-догадался Боря. Подошёл к бабушке и сказал:
-Я вас через улицу переведу.
Она протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь бабушка сказала:
-Вижу, хороший ты мальчик.
-Видите?- удивился Боря.
-Это и незрячему видно, - улыбнулась она.
Как расцените этот поступок?
6.У Тани оторвалась пуговица. Бабушка сказала:
-Вот закончу варить суп и пришью пуговицу.
Но Таня взяла нитки, иголку и сама пришила пуговицу(слайд 6)
-Какое качество проявила Таня? Это поступок взрослого или ребёнка?
-Какими качествами взрослого человека вы уже обладаете?
-Чему же должны учиться дети, чтобы им сказали: «Ты поступил, как взрослый человек».
IV Взрослые люди.
«Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких- люди все пёстрые». (А.М.Горький)(слайд7)
-Это высказывание писателя о том, что взрослые бывают разные.
Как вы это понимаете? (хорошие и плохие люди) Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели. -Может ли человек прожить без добродетели? Что несёт человечеству её отсутствие?
У каждого человека есть достоинства и пороки. Никто не рождается на свет без пороков.
Благородство и подлость, отвага и страх – всё с рожденья заложено в наших сердцах. (Омар Хайям)
-Меняется ли человек с годами? Почему? Что изменяет человека? (воспитание, самовоспитание).
Родители, школа, страна хотят, чтобы вы выросли хорошими людьми, у которых добродетелей будет гораздо больше, чем пороков.
Пять свойств(слайд 8).
Пять свойств не ладят с другими пятью. Внимательно заповедь слушай мою: С Надменностью Дружба не может сродниться, От Грубости Вежливость не родиться, Величия мы у Злодейства не ищем, Скупец не подаст убогим иль нищим, Для Веры и Верности Ложь не опора. Всё это усвой – и храни от вора.
(И.Гете)
Упражнение-тренинг «Стань взрослым».
Класс делится на пары или на группы, получают одну ситуацию, обсуждают её. Находят решение и сообщают о нём.
1.Твой товарищ попросил у тебя списать, как ты поступишь?
2.В школе разбили окно. Ты видел, кто это сделал. Как ты поступишь?
3.Одноклассник в твоём присутствии нагрубил женщине, моющей пол в коридоре школы, намусорил. Как ты поступишь? Почему?
4.Вы готовитесь к школьному празднику, репетируете сценку. Выясняется, что два человека хотят играть одну и ту же роль. Как разрешить эту ситуацию?
5.Мальчик принёс в школу плеер. Его друг взял послушать и сломал его. Хозяин плеера страшно разозлился. Как можно разрешить эту ситуацию?
6.Твой товарищ решил пошутить и спрятал твою тетрадь. Скоро прозвенит звонок, а тетрадь он не отдаёт. Как можно разрешить эту ситуацию?
7.Учитель попросил вас разделиться для дальнейшей работы на группы. Твой друг решил работать не с тобой, а почему-то ушёл в другую группу. Тебе это не понравилось. Как ты поступишь?
Молодцы! Ваши ответы говорят о том, что уже сейчас вы честные, добрые и воспитанные дети, и во многих ситуациях разбираетесь, как взрослые. Но мне хотелось бы узнать, какие ещё качества вы хотели бы развить в себе, чтобы в недалёком будущем стать добрым и справедливым взрослым человеком.
Я раздам вам всем листочки с надписью «Качества, которые я хочу в себе развить».
Запишите по 3-4 таких человеческих качества. (дети зачитывают свои ответы).
V Подведение итогов.
Кто из вас быстрее хочет стать взрослым?
Почему?
Кто из вас как можно дольше не хочет взрослеть?
Почему?
Какой вывод сделали для себя?
Что особенно понравилось?
Каждый этап жизни человека хорош по своему. И нужно прожить его достойно. Будь ты ребенком или взрослым - хорошим человеком быть обязан (слайд 9 + музыка).
Мне было очень приятно с вами работать, надеюсь вам тоже. Наша беседа не прошла зря и многому вас научила.