5 6 7 2 4 3 1. Работа в учебнике. – Может ли колебаться воздух? Приведите примеры. Или колеблются предметы, находящиеся в нём? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Может. Колеблются частички воздуха, и получаются звуковые волны.) Демонстрирует опыт: колебания натянутой струны (резинки). Наблюдают и обсуждают результаты. – Что наблюдается? – Что при этом возникает? – Что мы слышим? – Что происходит с воздухом? – Почему мы слышим звук? – Какая перепонка уха тоже будет колебаться? Звук – это колебание среды. – В каком направлении распространяется звук? (Звук распространяется во все стороны.) – Проходит ли он сквозь препятствия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Плохо или совсем не проходит.) (Приводят примеры.) – Как люди применяют звук? (Изобрели микрофон и динамик, магнитофон, телефон, музыкальные инструменты.) – Что такое свет? Колебания? Чего? Что будет колебаться? (Частички, как в случае с водой, или среда?) (Свет – это колебания частиц.) – Сравним световые и звуковые волны. Класс делится пополам и работает с текстом учебника. Группы представляют свои результаты исследования. Вопросы на карточках: – Скорость распространения. – В какой среде и как распространяется? 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради. – Будет ли влиять частота колебаний на звуковые и световые волны? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) Выполняют задание. – Все ли предметы являются источником света? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Нет, только те, которые излучают свой свет: солнце, лампочка.) – Почему мы видим окружающие нас тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они отражают свет солнца или лампочки.) – Увидим ли мы что-нибудь в темноте, без источника света? А кошка? (Нет. Кошки видят, у них по-другому устроено зрение.) 3. Работа в учебнике. – Будет ли зависеть отражение лучей от цвета тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Да.) (Приводят примеры, используя рисунки в учебнике на с. 115.) Демонстрирует опыт со светофильтрами – красным и зелёным, аналогичный рисунку 10 в учебнике (см. с. 115). Наблюдают. – Как распространяется свет? (Свет распространяется по прямой, он не может огибать препятствия.) – Изменится ли направление распространения света в другой среде? (См. рисунки 11, 12 на с. 115.) Давайте проверим. Демонстрирует: 1. Преломление карандаша в стакане с водой. 2. Опыт с призмой, преломляющей свет на экран. – Что вы наблюдали? – Почему это происходит? Наблюдают и обсуждают результаты. – Где мы встречаем такое явление? Как его можно объяснить? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Радуга после дождя. Световой луч проходит через воздух, содержащий капельки воды. Лучи преломляются, попав на капельки.) – Луч и волна – одно и то же? (Да.) Мы говорим: световой луч, звуковая волна. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) – Какие ещё волны вам известны и где они нашли применение? (Работа с рисунками и текстом учебника на с. 116–117.) Используя рисунки в учебнике, приводят примеры. – Как мы ответим на вопрос урока? (Волны широко распространены в природе. Человек изучил их и создал различные приборы.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |