kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чюдо - волны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о свойствах звука и света.Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чюдо - волны»

Окружающий мир


Урок 29.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Чудо-волны

Дополнительный урок для любознательных

Цели:

– сформировать представление о свойствах звука и света.

Оборудование: иллюстрации к понятиям «звук» и «свет»; струна или резинка, светофильтры и лампа, призма, стакан с водой, карандаш.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


4 3

Беседа.

Прежде чем начать изучать новую тему, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Что такое волны? Как движутся частицы воды, по которым проходят волны? Движутся ли они вместе с волной?

– Что такое ветер?

– Есть ли что-нибудь в межзвёздном пространстве?

Отвечают на вопросы.

– Прочитайте слова Лены на с. 112. О чём она рассуждает? Что происходит с частицами воды при ударе камня о поверхность воды? Отчего возникают волны? (Частицы воды начинают двигаться. Источник движения заставляет двигаться среду.)

– Где ещё встречаются волны? Как их почувствовать?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Могут назвать радиоволны, сказать, что звуковые волны можно услышать, а световые – увидеть.

В остальных случаях возможны затруднения.

Волны.

План. 3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.



5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

  1. 5 6 7 2 4 3

1. Работа в учебнике.

– Может ли колебаться воздух? Приведите примеры. Или колеблются предметы, находящиеся в нём? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Может. Колеблются частички воздуха, и получаются звуковые волны.)

Демонстрирует опыт: колебания натянутой струны (резинки).

Наблюдают и обсуждают результаты.

– Что наблюдается?

– Что при этом возникает?

– Что мы слышим?

– Что происходит с воздухом?

– Почему мы слышим звук?

– Какая перепонка уха тоже будет колебаться?

Звук – это колебание среды.


– В каком направлении распространяется звук? (Звук распространяется во все стороны.)

– Проходит ли он сквозь препятствия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Плохо или совсем не проходит.) (Приводят примеры.)

– Как люди применяют звук? (Изобрели микрофон и динамик, магнитофон, телефон, музыкальные инструменты.)

– Что такое свет? Колебания? Чего? Что будет колебаться? (Частички, как в случае с водой, или среда?) (Свет – это колебания частиц.)

– Сравним световые и звуковые волны.

Класс делится пополам и работает с текстом учебника.

Группы представляют свои результаты исследования.

Вопросы на карточках:

– Скорость распространения.

– В какой среде и как распространяется?

2. Работа в рабочей тетради.

– Выполните задание 1 в рабочей тетради.

– Будет ли влиять частота колебаний на звуковые и световые волны? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)

Выполняют задание.

– Все ли предметы являются источником света? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Нет, только те, которые излучают свой свет: солнце, лампочка.)

– Почему мы видим окружающие нас тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они отражают свет солнца или лампочки.)

– Увидим ли мы что-нибудь в темноте, без источника света? А кошка? (Нет. Кошки видят, у них по-другому устроено зрение.)

3. Работа в учебнике.

– Будет ли зависеть отражение лучей от цвета тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Да.) (Приводят примеры, используя рисунки в учебнике на с. 115.)

Демонстрирует опыт со светофильтрами – красным и зелёным, аналогичный рисунку 10 в учебнике (см. с. 115).

Наблюдают.

– Как распространяется свет? (Свет распространяется по прямой, он не может огибать препятствия.)

– Изменится ли направление распространения света в другой среде? (См. рисунки 11, 12 на с. 115.) Давайте проверим.

Демонстрирует:

1. Преломление карандаша в стакане с водой.

2. Опыт с призмой, преломляющей свет на экран.

– Что вы наблюдали?

– Почему это происходит?

Наблюдают и обсуждают результаты.

– Где мы встречаем такое явление? Как его можно объяснить? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Радуга после дождя. Световой луч проходит через воздух, содержащий капельки воды. Лучи преломляются, попав на капельки.)

– Луч и волна – одно и то же? (Да.) Мы говорим: световой луч, звуковая волна. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)

– Какие ещё волны вам известны и где они нашли применение? (Работа с рисунками и текстом учебника на с. 116–117.)

Используя рисунки в учебнике, приводят примеры.


– Как мы ответим на вопрос урока? (Волны широко распространены в природе. Человек изучил их и создал различные приборы.)

Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

4 3 7 2 3 4 3 2

1. Работа по учебнику.

Вопросы на с. 117.

2. Работа в рабочей тетради.

Два-три задания на выбор в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника (с. 112–117). Задание на выбор из рабочей тетради.


V. Итог урока.

4

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Почему тема названа «Чудо-волны»?


– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?





© ООО «Баласс», 2014


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чюдо - волны

Автор: Побережная Лидия Васильевна.

Дата: 08.05.2016

Номер свидетельства: 324838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства