kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению.Расширяет знания учащихся о значении книги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья "»

Тема:Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья

Цель:

1) показать учащимся значимость и жизненную необходимость чтения книг;

2) расширить знания учащихся о значении книги в жизни человека;

3) дать понять учащимся, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а сред­ством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эсте­тических запросов;

4) содействовать воспитанию бережного отношения к книге как источнику знания.

Оборудование:

 Оформление доски (на доске – тема урока и эпиграф: «Слеп человек без книги»); выставка книг; карточки с пословицами, памятки «Правила обращения с книгой», , у каждого – подготовленные к уроку пословицы и поговорки о книге, песня на мотив «Песенки мамонтенка»

Ход урока


I. Организационный момент.

Солнышко проснулось, в речку окунулось,

Тучкой вытерлось лохматой,

Подмигнуло всем ребятам,

Открывайтесь, двери школы!

1 сентября – праздник всей детворы. В этот день все мальчишки и девчонки городов и деревень идут в школу.

1 сентября – это не только школьный праздник, а праздник всех, кто учится, а учатся люди разных возрастов и профессий.

-А как называется этот праздник?

-Правильно.День знаний.А добываются эти знания на протяжении всей жизни.

II. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

– Послушайте загадки, отгадаете и узнаете главный источник получения знаний и тему нашего урока.

Это диво: поглядишь – чистехонько,

Погладишь – гладехонько,

А станешь читать – везде задевает, ума прибавляет!

  • Эта слоеная лепешка глупым даст ума немножко.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней!

  • Кто говорит молча?

  • Неживая живого учит.

– Ребята, так кто нам помогает учиться, получать новые знания?

Сегодня мы поговорим о книгах.

Ваша задача, слушать внимательно, отвечать на вопросы точно, работать активно. 



III. Работа по теме урока.



    1. – Послушайте стихотворения, которые прочитают ребята.



Я открываю книгу – какой счастливый миг!

Как много интересного узнаю из книг:

Ответы на вопросы «как, что и почему»,

Если на уроке я что-то не пойму;

О том, как жили люди и как живут сейчас,

О чем мечтают дети в республике у нас.


Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем,

И наш разговор потихоньку ведем…



Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет –

С тобой ничего непонятного нет,



Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

2. Беседа учителя.

Вопросы для беседы (примерные):


  • Для чего предназначена книга?

Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать зна­ния, накопленный опыт, ценную информацию, образное представле­ние о мире.


  • Чем является книга для человека?

Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями.


  • Чтение - что это такое?

Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и ос­мысление написанного, но и форма языкового общения людей по­средством печатных или рукописных текстов. Информация, заклю­чённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения.


  • Для чего пишет писатель?

Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процес­се жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чув­ствами и эмоциями.

  • Каково же назначение чтения?

Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения и для постижения чело­веческого опыта.


  • Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?

Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.


3. Из истории создания книги

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа. Сейчас я кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда книги были такими, какими мы видим их сегодня.

4. Работа в группах.

– В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета и электронных книг любителей печатных книжек стало меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят.

– Кто считает, что электронная книга лучше? Кто думает, что лучше печатные? (Голосование).

Дети объединяются в 2 группы.

Задание: Обосновать свой выбор.



Примерные ответы детей:

  • Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.

  • Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.

  • Книжки - это информация, которую ты сам выбираешь - хочешь - читаешь, хочешь - нет, а телевизор навязывает информацию.

  • Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.

  • Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов и “глюков”.

  • Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.

  • Современный КПК тоже можно положить в карман и читать где хочешь.

  • А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.

  • Все равно компьютер заменит книгу - придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.

  • Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.

  • Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.

Учитель подводит итог: – Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов заявил, что нашел самую лучшую систему информации. Вот как он описал ее свойства:

  • первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

  • второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

  • третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о...”. Как выдумаете, что имел в виду Айзек Азимов?

(Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)

– Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации. Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

5. Правила обращения с книгой

Сколько хороших слов можно сказать о книге! А всегда ли мы благодарны книге, относимся ли мы к ней так как она того заслуживает?

Сегодня к нам на урок пожаловали две книги и приготовили для вас небольшую сценку.



                        Сценка «Разговаривают книжки».

Автор: Встретились две книжки, разговорились между собой.

«Ну, как твои, дела?», –

  Одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом

Хозяин мой обложки вырвал с мясом.

Да, что обложки, оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь листы пойдут на змей

Тогда лететь мне в облака

- А у тебя целы бока?»

– «Твои мне не известны муки,

Не помню я такого дня

Чтобы, не вымав чисто руки

Сел ученик читать меня.

А посмотри на мои листочки

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я не говорю

И говорить – то не прилично.

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично»».

– «Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже два получил на той неделе»

Автор. Здесь нет загадки: расскажут напрямик

И книжки и тетрадки, какой ты ученик.

Б. Заходер.

– Вы в школе получаете учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить 4-5 ученикам. 

(Краткая информация об учебниках класса.)

Чтобы напечатать учебник русского языка, требуется срубить 7 тысяч елей. Сколько же леса сохранят школьники, если будут бережно относиться к школьной книге.

Давайте вместе проговорим правила обращения с книгой. 

Правила обращения с книгой.

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

7. Не читай книгу во время еды.

Давайте послушаем что нам скажет сама книга

Я – Книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

. Ребята, а вы знаете, где живут книги? В каком доме? Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

А как зовется этот дом?

Попробуй, угадай!

Ученики. Библиотека.

Учитель. Правильно, библиотека. В библиотеке все книги в порядке, стоят на полках. Ребята, мы с вами ходили на экскурсию в 3 четверти. Вы сами видели, а кто-то записан и берёт регулярно книги: это такие ребята, как Агеенко К., Максимейко В., Шарова В., Гольштейн К. У нас в классе оформлен стенд «Мы читаем», где вы все запечатлены на фотографиях. Обращаю ваше внимание на стенд.

Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, бывают школьными, а у нас в классе есть тоже небольшая библиотека. Она, занимает всего лишь одну полку, но зато наша. Обратите внимание на эти книги, которые я принесла на классный час. Это книги из нашей библиотеки. Вы видите, что они разные: большие и маленькие, толстые и тонкие. Некоторые из них вы привезли из дома. Показ выставки книг. Но каждая библиотека – это целый дом книг.

Ребята, а у вас есть любимые книги. (Ученики называют.)

Вы назвали много книг. Их действительно огромное множество. Перечитать все – жизни не хватит.

Я желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно.

Скоро нам предстоит сдавать в школьную библиотеку учебники, и я хочу напомнить, что по вашему учебнику будет учиться другой ученик нашей школы, а это значит, что вам надо просмотреть учебники и привести их в порядок. Учебники надо так сохранить, чтобы по ним могли заниматься другие ребята.

Много интересного рассказано о книге,

  • Самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат?

  • Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?


7. Народная мудрость. А сейчас посмотрим, как вы знаете пословицы и поговорки о книге. Я буду начинать, а вы заканчивайте.

                       Пословицы и поговорки о книге.

Люби книгу – она источник….(знаний.)

Кто много читает – тот много….(знает.)

Человек без книги, что птица без….(крыльев.)

Хорошая книга – лучший….(друг.)

С книжкой знаться – ума….(набираться.)

Книга поможет в труде, выручит….(в беде.)

Книга в счастье украшает, а в несчастье….(утешает.)

8. Работа в парах:  «Собери пословицу о книге». Из отдельных слов соберите пословицу о книге.

Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.


IV. Подведение итогов.

Составление ассоциативного куста «О чем говорят книги» . А сейчас исполним песню


Исполнение песни на мотив «Песенки мамонтенка»


    1. Я книгу читаю – она друг надежный!

Ответ на вопросы найти я хочу.

Ответы найти я хочу. (2 раза )

Припев: Пусть книга научит,

Пусть книга расскажет.

Пусть верный путь в жизни она нам укажет.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были неграмотны дети! (2 раза )

    1. Ее не заменит компьютер и видик.

Пусть каждый ребенок в ней друга увидит.

Ведь чтение книг и наука –

Надежное средство от скуки.


Итак, ребята, о чём шла речь на уроке?

  • Кто был в России, первопечатником и создаталем книги.

  • Где живут книги?

  • Зачем нужны книги людям?

  • Какие бывают книги?

  • Какая роль книг в жизни людей

Я приготовила вам подарок- это закладка,которая поможет вам правильно обращаться с книгой и сохранить её

Учитель: Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья "

Автор: Шахтимир Марина Анатольевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства