Просмотр содержимого документа
«"Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья "»
Тема:Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья
Цель:
1) показать учащимся значимость и жизненную необходимость чтения книг;
2) расширить знания учащихся о значении книги в жизни человека;
3) дать понять учащимся, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов;
4) содействовать воспитанию бережного отношения к книге как источнику знания.
Оборудование:
Оформление доски (на доске – тема урока и эпиграф: «Слеп человек без книги»); выставка книг; карточки с пословицами, памятки «Правила обращения с книгой»,, у каждого – подготовленные к уроку пословицы и поговорки о книге, песня на мотив «Песенки мамонтенка»
Ход урока
I. Организационный момент.
Солнышко проснулось, в речку окунулось,
Тучкой вытерлось лохматой,
Подмигнуло всем ребятам,
Открывайтесь, двери школы!
1 сентября – праздник всей детворы. В этот день все мальчишки и девчонки городов и деревень идут в школу.
1 сентября – это не только школьный праздник, а праздник всех, кто учится, а учатся люди разных возрастов и профессий.
-А как называется этот праздник?
-Правильно.День знаний.А добываются эти знания на протяжении всей жизни.
II. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
– Послушайте загадки, отгадаете и узнаете главный источник получения знаний и тему нашего урока.
Это диво: поглядишь – чистехонько,
Погладишь – гладехонько,
А станешь читать – везде задевает, ума прибавляет!
Эта слоеная лепешка глупым даст ума немножко.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней!
Кто говорит молча?
Неживая живого учит.
– Ребята, так кто нам помогает учиться, получать новые знания?
Сегодня мы поговорим о книгах.
Ваша задача, слушать внимательно, отвечать на вопросы точно, работать активно.
III. Работа по теме урока.
– Послушайте стихотворения, которые прочитают ребята.
Я открываю книгу – какой счастливый миг!
Как много интересного узнаю из книг:
Ответы на вопросы «как, что и почему»,
Если на уроке я что-то не пойму;
О том, как жили люди и как живут сейчас,
О чем мечтают дети в республике у нас.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
2. Беседа учителя.
Вопросы для беседы (примерные):
Для чего предназначена книга?
Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.
Чем является книга для человека?
Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями.
Чтение - что это такое?
Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения.
Для чего пишет писатель?
Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями.
Каково же назначение чтения?
Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения и для постижения человеческого опыта.
Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?
Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.
3. Из истории создания книги.
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа. Сейчас я кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда книги были такими, какими мы видим их сегодня.
4. Работа в группах.
– В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета и электронных книг любителей печатных книжек стало меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят.
– Кто считает, что электронная книга лучше? Кто думает, что лучше печатные? (Голосование).
Дети объединяются в 2 группы.
Задание: Обосновать свой выбор.
Примерные ответы детей:
Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.
Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.
Книжки - это информация, которую ты сам выбираешь - хочешь - читаешь, хочешь - нет, а телевизор навязывает информацию.
Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.
Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов и “глюков”.
Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.
Современный КПК тоже можно положить в карман и читать где хочешь.
А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.
Все равно компьютер заменит книгу - придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.
Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.
Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.
Учитель подводит итог: – Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов заявил, что нашел самую лучшую систему информации. Вот как он описал ее свойства:
первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;
второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;
третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.
Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о...”. Как выдумаете, что имел в виду Айзек Азимов?
(Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)
– Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации. Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.
5. Правила обращения с книгой.
Сколько хороших слов можно сказать о книге! А всегда ли мы благодарны книге, относимся ли мы к ней так как она того заслуживает?
Сегодня к нам на урок пожаловали две книги и приготовили для вас небольшую сценку.
Сценка «Разговаривают книжки».
Автор: Встретились две книжки, разговорились между собой.
«Ну, как твои, дела?», –
Одна спросила у другой.
«Ох, милая, мне стыдно перед классом
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да, что обложки, оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь листы пойдут на змей
Тогда лететь мне в облака
- А у тебя целы бока?»
– «Твои мне не известны муки,
Не помню я такого дня
Чтобы, не вымав чисто руки
Сел ученик читать меня.
А посмотри на мои листочки
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я не говорю
И говорить – то не прилично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»».
– «Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже два получил на той неделе»
Автор. Здесь нет загадки: расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Б. Заходер.
– Вы в школе получаете учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить 4-5 ученикам.
(Краткая информация об учебниках класса.)
Чтобы напечатать учебник русского языка, требуется срубить 7 тысяч елей. Сколько же леса сохранят школьники, если будут бережно относиться к школьной книге.
Давайте вместе проговорим правила обращения с книгой.
Правила обращения с книгой.
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.
6. Если книга порвалась – подклей ее.
7. Не читай книгу во время еды.
Давайте послушаем что нам скажет сама книга
Я – Книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
. Ребята, а вы знаете, где живут книги? В каком доме? Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
А как зовется этот дом?
Попробуй, угадай!
Ученики. Библиотека.
Учитель. Правильно, библиотека. В библиотеке все книги в порядке, стоят на полках. Ребята, мы с вами ходили на экскурсию в 3 четверти. Вы сами видели, а кто-то записан и берёт регулярно книги: это такие ребята, как Агеенко К., Максимейко В., Шарова В., Гольштейн К. У нас в классе оформлен стенд «Мы читаем», где вы все запечатлены на фотографиях. Обращаю ваше внимание на стенд.
Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, бывают школьными, а у нас в классе есть тоже небольшая библиотека. Она, занимает всего лишь одну полку, но зато наша. Обратите внимание на эти книги, которые я принесла на классный час. Это книги из нашей библиотеки. Вы видите, что они разные: большие и маленькие, толстые и тонкие. Некоторые из них вы привезли из дома. Показ выставки книг. Но каждая библиотека – это целый дом книг.
Ребята, а у вас есть любимые книги. (Ученики называют.)
Вы назвали много книг. Их действительно огромное множество. Перечитать все – жизни не хватит.
Я желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно.
Скоро нам предстоит сдавать в школьную библиотеку учебники, и я хочу напомнить, что по вашему учебнику будет учиться другой ученик нашей школы, а это значит, что вам надо просмотреть учебники и привести их в порядок. Учебники надо так сохранить, чтобы по ним могли заниматься другие ребята.
Много интересного рассказано о книге,
Самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат?
Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?
7. Народная мудрость. А сейчас посмотрим, как вы знаете пословицы и поговорки о книге. Я буду начинать, а вы заканчивайте.
Пословицы и поговорки о книге.
Люби книгу – она источник….(знаний.)
Кто много читает – тот много….(знает.)
Человек без книги, что птица без….(крыльев.)
Хорошая книга – лучший….(друг.)
С книжкой знаться – ума….(набираться.)
Книга поможет в труде, выручит….(в беде.)
Книга в счастье украшает, а в несчастье….(утешает.)
8. Работа в парах:«Собери пословицу о книге». Из отдельных слов соберите пословицу о книге.
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
IV. Подведение итогов.
Составление ассоциативного куста «О чем говорят книги» . А сейчас исполним песню
Исполнение песни на мотив «Песенки мамонтенка»
Я книгу читаю – она друг надежный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза )
Припев: Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза )
Ее не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребенок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надежное средство от скуки.
Итак, ребята, о чём шла речь на уроке?
Кто был в России, первопечатником и создаталем книги.
Где живут книги?
Зачем нужны книги людям?
Какие бывают книги?
Какая роль книг в жизни людей
Я приготовила вам подарок- это закладка,которая поможет вам правильно обращаться с книгой и сохранить её
Учитель: Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков)