kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Человек проникает в тайны природы. День космонавтики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет целью расширить и закрепить знания о космонавтике, об её основателях, первом пилотируемом полете в космос; воспитывать чувство патриотизма,гордости за нашу Родину - великую космическую державу - и наших соотечественников.Может проводиться не только как урок окружающего мира, но и как классный час, урок истории по программе "Школа 2100", как занятие внеурочной деятельности. Урок проводиться как интегрированный с математикой и имеет целью повторить смешанные числа, умение строить диаграммы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Человек проникает в тайны природы. День космонавтики. »

Скосарева Елена Ивановна, 4 «А» класс.

Урок - исследование «Человек проникает в тайны природы». Праздник «День космонавтики».

Цели:

  1. Знакомство с понятием солнечная система и историей космонавтики, исследование планет солнечной системы и их местоположение.

  2. Закреплять умения работать со смешанными числами, совершенствовать вычислительные навыки, умения строить столбчатые диаграммы.

  3. Пробуждать интерес к предметам.


Организационный момент.

  1. Готовность детей к уроку.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Ход урока.


  1. История космонавтики.

Ученик 1.

Космонавтики День, как же ты еще молод!

Исполняется ныне тебе пятьдесят.

В пятьдесят звездных лет ни жара и ни холод

Не позволят тебе ни о ком забывать…

Космонавтики День – наша радость и гордость.

День, когда человек устремился в полет.

Космонавтам присуща характера твердость,

Она с верой в успех вас к победе ведет.

(А. Гаврюшкин)

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня – День космонавтики. Сегодня исполнилось 50 лет со дня первого полета человека в космическое пространство нашей Вселенной. Чтобы люди постоянно помнили об их подвиге, помнили всегда и передавали эту гордость и память будущим поколениям, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев 31 июля 2008 года Указом «О праздновании 50-летия полета в космос Ю. А. Гагарина» объявил 2011 год Годом российской космонавтики.

Видимо, так уж устроен человек, что он постоянно живёт мечтой. Мечтой узнать всё о нашей родной планете Земля, мечтой проникнуть в тайны Вселенной. На протяжении тысячелетий он мечтал совершить полет в космос, побывать на других планетах. (Слайд 1)

Ученик 2. (Слайд 2)

Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчанье долгом

Человек в простор ночной -

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

(«Созвездия» Ю.Синицын)

Учитель. Высота! Она нужна нам, когда мы хотим оглядеться, сориентироваться, узнать, что вокруг нас! Забраться повыше старался даже первобытный человек, живущий в пещерах. Много веков прошло, прежде чем люди нашли способ преодолеть силу земного тяготения и подняться в космическое пространство. На чем только не летали к Луне, Солнцу и звездам герои сказок и легенд: на летучих мышах и коньке-горбунке, на орлах и волшебных стрелах. Предлагалось использовать магниты и пушки. А вспомните барона Мюнхгаузена летающего на ядре. И только на ракету никто долго не обращал внимания. Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные просторы, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский, который говорил: «Земля – колыбель человека, но нельзя вечно жить в колыбели!» («Как человек полетел в космос» Г. Т. Черненко) Человек всегда мечтал преодолеть земное притяжение.


Ученик 3. Человек проник в тайны строения веществ и научился создавать из природных веществ искусственные материалы. Изобретение искусственных материалов дало возможность заменить сотню электронных ламп одной крошечной пластинкой-микросхемой. На основе микросхем созданы современные настольные компьютеры.


Ученик 4. Компьютер во многом заменил счетную машину, библиотеку, пишущую машинку, типографию, справочное бюро, игровой автомат и многое другое. Ученые смогли проникнуть в тайны микромира. Открытие рентгеновского и радиоактивного излучения дало возможность исследовать строение атомного ядра.


Ученик 5. Оказалось, что оно устроено так же сложно, как мир небесных тел, и там действуют те же законы природы. Изобретение нового материала, видов горючего и мощных двигателей сделано возможным освоение космоса. Ракеты смогли выводить различные аппараты в космос, превращая их в искусственные спутники земли.


Учитель. К. Э. Циолковский первым разработал идею искусственного спутника Земли, описал условия жизни и работы его экипажа, предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций… (Слайд 3)

Советский ученый и главный конструктор в области ракетостроения и космонавтики, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик Сергей Павлович Королев и группа конструкторов создали космические аппараты и вывели их в космос. (Слайд 4)

А когда же началась космическая эра человечества? В 1961 году? Нет, ребята!

Долго учились выводить в космос разные космические сооружения, спутники-автоматы, пилотируемые корабли. Космодром Байконур! (Слайд 5) Сколько раз мы пытались представить себе это таинственное место, далекое, недоступное, овеянное славой, манящее! Именно здесь 4 октября 1957 года был запущен первый в мире спутник Земли – наступила космическая эра! (Слайд 6)

Позывные первого спутника Земли

Ученик 6.

Я хотел бы слетать на луну,

В неразгаданный мир окунуться.

И подобно красивому сну

К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,

Неизвестных всем нам измерений,

Где загадочный космос хранит

Много тайн необъятной вселенной.


Учитель. Но для полета в космос человека время еще не настало. Ученым надо было

испытать новую космическую технику. Кто же были первооткрывателями в космосе? Конечно же, животные. Именно 3 ноября 1957 года состоялся полет собаки Лайки в космос. Всего 53 собаки испытали на себе воздействие космоса, 20 из них, к сожалению, заплатили за это своими жизнями. (Слайд 7).


Ученик 7. После собак в космосе побывало почти полсотни видов живых существ. Мало кто знает, но первыми живыми существами, облетевшими вокруг Луны, были наши черепахи. 19 августа 1960 года простые дворняги Белка и Стрелка вместе с двумя белыми крысами, 40 мышами и множеством мух-дрозофил стали известными на весь мир. Они первые животные, которые благополучно вернулись из космоса на Землю в катапультируемой капсуле. В последние марта 1961 года манекен Иван Иванович дважды совершил полет с собаками Чернушкой и Звездочкой на 6-м и 7-м по счету кораблях «Восток». До полета первого человека с планеты Земля в космическое пространство осталось 18 дней. (Слайд 8).


Учитель. Впервые в мире совершить полет в космос удалось сделать гражданину нашей страны – летчику-космонавту майору Ю.А. Гагарину – 12 апреля 1961 года. Весь мир затаил дыхание. Весь мир слушает радио, слушает Москву. Человек в космосе! (Слайд 9).

Ученик 8.

Сказал "поехали" Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это - навсегда.

Речь Гагарина перед стартом в космос 12 апреля 2961 года (звукозапись). (Слайд 10).

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 02 минуты. Передаем сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Запуск ракеты (прослушивание аудиозаписи). (Слайды 11 – 14).

Учитель. «Вижу землю, лес, облака. Красота-то, какая!» - воскликнул Гагарин. Он смотрел в иллюминатор. Как все переменилось! Неба не стало! Кругом простиралась черная темнота космоса. Лишь выпуклый бок Земли был обведен тоненьким ободком атмосферы. Темным металлом поблескивали океаны, хорошо различались земные материки. Такой Землю до Гагарина не видел никто.

  1. Исследование солнечной системы.

Учитель. Солнце и все тела, которые обращаются вокруг него, образуют солнечную систему. (Слайд 1). В нее входят 9 больших планет с их спутниками, тысячи малых планет. (Слайд 2).


Ученик. (Слайд 3). Юпитер крупнейшая планета солнечной системы. Находится она в 5 раз дальше от солнца, чем земля, и получает от него в 27 раз меньше тепла. Температура поверхности Юпитера равна – 170 градусов. У Юпитера 13 спутников. Расстояние от планеты до солнца 5 астрономических единиц.

Ученик. (Слайд 4). Сатурн второй по величине гигант. Масса почти в 100 раз больше массы Земли. Планета находится далеко от солнца, поток солнечной энергии в 90 раз меньше, чем на Земле, и поэтому поверхность нагрета до температуры -180 градусов. Имеет 10 спутников. Расстояние то планеты до Солнца 9 а.е.

Ученик. (Слайд 5). Атмосфера Нептуна состоит из водорода и метана. Время обращения вокруг солнца – 164 года. Температура поверхности планеты меньше -200 градусов. Имеет 1 спутник. Расстояние до солнца 30 а. е.

Ученик. (Слайд 6). Уран обращается вокруг солнца как бы лежа. Температура не превышает -200 градусов. Атмосфера планеты состоит из метана и водорода. Если Земля обращается вокруг Солнца за 1 год, то Уран за 84 земных года. Расстояние 19 а. е

Ученик. (Слайды 7,8). Земля одна единственная из «живых» планет солнечной системы. Две трети Земли – вода, одна треть – суша. Земной шар слегка приплюснут у полюсов. Атмосфера состоит из азота (78%) и кислорода (21%). Планета имеет один спутник – это Луна. Расстояние – 1 а. е.

Ученик. (Слайд 9). Венера – это ближайшая к нам планета, плотно укутанная облаками, долго была планетой загадок. Толщина облачного покрова достигает 30-60 км. Воды на поверхности нет. Но есть горы и масса кратеров. Расстояние 0,7 а. е.

Ученик. (Слайды 10, 11, 12). Марс вдвое меньше земли по размерам и в 9 раз по массе. Две трети поверхности Марса занимают светлые области, получившие в прошлом название материков, около одной трети-темные участки, названные морями. Вблизи полюсов осенью образуются белые пятна – полярные шапки, исчезающие в начале лета. Расстояние 1 а. е.

Ученик. (Слайд 13). Меркурий немного больше Луны. Движется вокруг солнца по вытянутой орбите, то приближаясь, то удаляясь от солнца. В полдень температура на экваторе 420 градусов, ночью -180 градусов. Атмосферы нет. Расстояние 0,4 а. е.

Ученик. (Слайд 14).Плутон самая маленькая планета. Период обращения вокруг солнца – 248 лет. По существу это ком из аммиака, метана и водорода. Имеет 1 спутник. Расстояние 40 а. е.


  1. Совершенствование вычислительных навыков.


  1. Расчет расстояний от планет до Солнца. (Слайды 15, 16).

Одна астрономическая единица это 150 млн. км, т.е. расстояние от Земли од Солнца.


Ученики.

Юпитер 150 : 10 · 52 = 780 млн. км

Сатурн 150 : 10 · 96 = 1440 млн. км

Нептун 150 : 10 · 302= 4530 млн. км

Уран 150 : 10 · 192 = 2880 млн. км

Земля 150 млн. км

Венера 150 : 10 · 7 = 105 млн. км

Марс 150 : 10 · 15 = 225 млн. км

Меркурий 150 : 10 · 4 = 60 млн. км

Плутон 150 · 40 = 6000 млн. км



  1. Подведение итогов.

  1. Что такое солнечная система?

  2. Сколько планет в солнечной системе?

  3. Какая планета ближе к Солнцу?

  4. Какая из планет самая большая?

  5. На какой орбите она расположена?

  6. На какой планете холоднее всего? Почему?

  7. Какая планета ближе всего к Земле?.... и т.д.

  8. Для чего нужны диаграммы?


Ученик 12.

Сыны и дочери планеты голубой

Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

Налажен путь в межзвездные пространства

Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперед!

Ракеты продолжают свой полет,

Стартуй с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ.

Учитель. В недалеком будущем в космосе появятся заводы и фабрики. Тогда удастся не только освободить от них поверхность нашей голубой планеты. В невесомости можно производить материалы с невиданными свойствами: очень чистые и очень прочные. А привозить все необходимое и увозить готовую продукцию будут космопланы – крылатые космические корабли.

Люди вышли в космос и успешно его осваивают. И человек непременно побывает на других планетах, хорошо изучит их и освоит. Для этого ему потребуются корабли с электрическими и атомными двигателями, способными к долгому, многолетнему полету. А потом человеку захочется долететь и до звезд. Тут понадобятся уже совершенно необыкновенные корабли, летящие почти со скоростью света.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Человек проникает в тайны природы. День космонавтики.

Автор: Скосарева Елена Ивановна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 189064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства