Задача | Этап | Учебная ситуация | Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организовать детей на деятельность | Организационно – мотивационный | - Здравствуйте дорогие ребята! | - Здравствуйте. | |
| | - Будем сегодня мы снова читать, Делать выводы и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | | |
| | - Проверьте все ли у вас готово к уроку? Проконтролируйте себя. | | |
| | - Тихо присаживайтесь, будем начинать наш урок. | | |
Сформулировать совместно с детьми тему и цель урока | Постановка темы и цели урока. | - Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте что на нем написано. | - Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц» | |
| | - Кто герой произведения? | - Принц | |
| | - Какой он? | - Маленький | |
| | - Как вы думаете, это о возрасте или о росте? | - … | |
| | - Кто автор произведения? | - Антуан де Сент – Экзюпери | |
| | - Можете ли вы по фамилии предположить, где жил автор? | - Во Франции | |
| | - Читать мы будем не всё произведение, а отрывки | | |
| | - Ребята, можете назвать мне тему урока? Сформулировать цель? | - Тема: Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Цель: «Познакомиться с произведением А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» | |
Познакомить обучающихся с А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» | Открытие новых знаний | - Посмотрите теперь на иллюстрацию, что вы видите? | - Самолет | |
| | - Как могут быть связаны самолет и Маленький принц? | - … | |
| | - Ребята, давайте прочитаем слова. | - Летчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолета, необыкновенный малыш | |
| | - Какие вопросы, предположения у вас возникли? | - … | |
| | - Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать? (Историю из жизни? Сказку?) | - … | |
| | – Эту мудрую сказку написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Во время Второй мировой войны он был военным лётчиком и погиб при полёте над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта. Известно только, что майор Сент-Экзюпери служил в дальней воздушной разведке. Он был уже немолод. Давали знать о себе старые раны. Здоровье его было сильно подорвано. Без посторонней помощи он уже не мог натянуть меховой комбинезон и залезть в кабину самолёта. Друзья старались беречь его. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо. 31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а он не возвращался. Когда минуло шесть часов, стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на шесть часов полёта. Его долго считали пропавшим без вести. Только после войны стало известно, что самолет «Лайтинг» с номером майора Сент-Экзюпери был сбит и упал в Средиземное море. Как это произошло, никто не знает. В конце сентября 1998 года итальянским рыбакам попался в сети почерневший серебряный браслет. На нём с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже были найдены и обломки самолёта. Вот какую необычную книгу мы с вами начинаем читать. |
| | - Откройте учебники на стр. 105 и прочтите отрывок. | | |
| | - Отметьте фразу, которая заставила задуматься. | «…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит» | |
| | - Как вы это понимаете? | - … | |
| | - Итак, начнем чтение произведения. | | |
| | - Открываем стр. 106 начинаем читать по цепочке, по 1 предложению. | | |
| | Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса (нетронутые человеком), я увидел однажды удивительную картинку. (В Что же это за картинка?) На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как было нарисовано. В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». (П Вот что увидел герой.) Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал. (В Что же это может быть? Ответы детей.) Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им. (В Интересно, почему же им должно быть страшно?) – Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Это мой рисунок № 2. (П Вот почему страшно.) Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. (В Как интерес к географии и истории связан с профессией летчика? Ответы детей.) Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути. (П) На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. (В Зачем? Ответы детей.) Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. (П) Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я примерялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком. |
Показать практическую значимость произведения | Применение знаний на практике | - От чьего лица ведётся повествование? (От лица героя, возможно, главного.) | - … | |
| | - Что в рисунке мальчика видели взрослые? | - Шляпу | |
| | - Какой вывод сделал наш герой? | - «Взрослые никогда ничего не понимают сами!..» | |
| | - Согласны ли вы с ним? | - … | |
| | - Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился? | | |
| | - Изменилось ли его мнение о взрослых людях? | | |
| | - Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»? | - … | |
| | - Как вы думаете, легко ли было нашему герою жить в таком окружении? Почему? | - … | |
| | - Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. | - Нет, не принадлежит он миру взрослых. Для него взрослые – «они». Он – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром | |
| | - Одиноко ли лётчику? | | |
| | - Автор не называет героя, от имени которого ведётся повествование, не даёт ему имени. Как вы думаете, почему? | - Может быть, потому что герой очень близок самому автору; а может быть, потому что он всё-таки не один такой на свете: есть ещё взрослые, которые в душе остались детьми | |
| | - Нам придётся называть его или лётчик, или «наш герой» | | |
| | - Откройте рабочие тетради на стр. 45, давайте выполним №2 | | |
| | - Итак, что вам нужно сделать? | - Нужно выбрать черты характера летчика | |
| | - Всем понятно, что нужно сделать? | - Да | |
| | - Приступаем к выполнению задания | | |
| | - (имя ученика) зачитай нам как ты справился с заданием | | |
| | - Кто еще, какие черты характера выбрал? | | |
| | - Хорошо, молодцы | | |
Подвести итог урока. Осуществить рефлексию. | Итог урока. Оценочно – рефлексивный этап | - Итак, ребята давайте вернемся к теме и цели урока | - Тема: Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Цель: «Познакомиться с произведением А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» | |
| | - Узнали ли мы что-нибудь о Маленьком принце? | | |
| | - А что узнали из 1-й части? | | |
| | - Почему книга о Маленьком принце начинается размышлениями героя о взрослых людях? Как это может быть связано с названием раздела, который мы начали читать? | - … | |
| | - Какие умения на уроке мы формировали? | Умения: Личностные: [1] – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; [2] – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; [3] – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; [4] – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: [1] – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; [2] – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные: [1] – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; [2] – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: [1] – оформлять свои мысли в устной форме [2] – слушать и понимать речь других; [3] – выразительно читать и пересказывать текст; |
Задать домашнее задание | Домашнее задание | - Нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое). Продолжить чтение произведения глава 2 | | |