1.Организационный этап | -Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. - Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. - Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. - Мы начинаем урок русского языка | 1)приветствуют учителя и друг друга 2)эмоционально настраиваются на урок |
3.Актуализация опорных знаний. Сообщение цели, темы урока. | - Откройте тетрадь. - Запишите число, классная работа, оставьте строчку для новой темы. - Ребята, а сейчас давайте с вами разделимся на 4 группы. - Я каждой группе раздаю конверты с буквами. - Ваша задача составить из этих всех букв одно слово ,а затем мы все вместе составим одно предложение. Проверка Что получилось? -Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся? -Действительно, сегодня на уроке мы узнаем, что такое части речи и какие они бывают. -Запишем тему урока в тетрадь. | -записывают 1 группа-что 2 группа-такое 3 группа-части 4 группа-речи -Что такое части речи? -с частями речи и что они обозначают |
4.Изучение нового материала | -Откроем учебник на странице 40 и прочитаем правило «что такое части речи и какие названия они имеют». -Так что же такое части речи? -Что обозначает каждая часть речи? -А какие же названия есть у частей речи? -На странице учебника 41, выполним упражнение 69.Прочитаем задание. -Итак, расскажем по схеме о каждой части речи. -Что называет первая часть речи? На какие вопросы отвечает? Что это за часть речи? -Что называет вторая часть речи? На какие вопросы отвечает? Что это за часть речи? - Что называет третья часть речи? На какие вопросы отвечает? Что это за часть речи? -В русском языке принято сокращать части речи на письме Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. | -слова, которые объединяются в группы. -либо предмет предмета, либо признак предмета , либо действие предмета. -имя существительное, имя прилагательное, глагол. -читают задание -1.Слова- названия предметов. Кто ?Что?Имя Существительное -2.Слова-названия признаков-предметов.Какой?Какая?Какое?Какие? Имя прилагательное -3.Слова-названия действий предметов.Что делает?Что сделает?Что делают?Что делали?Глагол |
5.Применение изученного материала | -Прочитаем предложение из схемы «Части речи» на странице 41. -Из слов каких частей речи оно состоит? Откроем учебник на странице 42,упражнение 70.Прочитаем задание. -Из какой сказки эти слова?Кто автор? -Посмотрите на ряд слов Старик, старуха, море, земляника - Задайте вопрос к каждому этому слову. - На какой вопрос отвечают слова: старик и старуха? - На какой вопрос отвечает слово: море и земляника? - Какой можно сделать вывод? - Приведите свои примеры имени существительного - Посмотрите на следующий ряд слов ветхая, синее, морской, золотые - Задайте вопрос к каждому этому слову - На какой вопрос отвечает слово: ветхая? синее? морской? золотые? - Приведите свои примеры имени прилагательного. - Посмотрите на следующий ряд слов Жили, ловил, пряла, закинул, пришёл - Задайте вопросы к этим словам - На какие вопросы отвечают эти слова? - Приведите свои примеры -Составьте и запишите одно предложение с любыми словами. - На стр.42 упр.71. Прочитайте задание - Как вы думаете какая музыка подойдет к этим строкам? Почему? -Спишите это отрывок к себе в тетрадь - Попробуйте определить какими частями речи являются выделенные слова? Что они обозначают? -Для того, чтобы нам подобрать синоним к слову месяц, мы сначала вспомним ,а что же такое синоним. -Ребята, кто помнит, что такое синоним. -Так какой же синоним у слова месяц? -Обратим внимание, как пишется словарное слово месяц. -Сколько слогов в этом слова? -Какие? -Какой слог ударный? -А какой безударный? -Мы можем проверить букву я в безударном слоге? -Правильно. Поэтому нам нужно это слово записать в словарь, подчеркнуть непроверяемую гласную и запомнить .как пишется это слово. Проверка | Ранняя гроза предвещает дождливое лето - Ранняя(какая?) прил. -Гроза(что?)сущ. -Предвещает(что делает?)гл. -Дождливое(какое?)прил. -Лето(что?)сущ. -читают задание -сказка о рыбаке и рыбке.А.С.Пушкин -Кто? -Что? -Кто?(старик,старуха) -Что?(море,земляника) -На вопрос кто? Отвечают одушевленные предметы; на вопрос –что?-неодушевлённые -приводят свои примеры -Какая?Какое?Какой?Какие? -приводят свои примеры -Что делали? Что делал? Что делала? Что сделал? Что сделал? -приводят свои примеры -записываю предложение -читают задание -спокойная и нежная -колыбельные песни исполняются ласково,нежно,спокойно. Младенец(кто?)предмет.сущ. -Смотрит(Что делает?)действие предмета. гл. -Месяц(что?)предмет.сущ. -Ясный(какой?)признак предмета.прил. -Колыбель(что?)предмет.сущ. -слова, близкие по значению друг к другу. -Луна 2 -ме,сяц; -ме -сяц Нет -записывают новое словарное слово в словарь. |
6.Закрепление изученного материала | -Выполним упражнение 72 на странице 43. -Прочитаем первое предложение . -Какие картины вы представили ,читая это предложение? -К какой части речи вы отнесёте каждое из выделенных слов? Почему? -Прочитаем второе предложение. -Какие картины вы представили, читая это предложение? -К какой части речи вы отнесёте каждое из выделенных слов? Почему? -Спишите любое предложение или запишите его по памяти. | -читают -звёздное небо, зимняя ночь -называют части речи выделенных слов -тихая(Какая?), обозначает признак предмета, имя прилагательное ; -зимняя(Какая?), обозначает признак действия, имя прилагательное ; -ночь(что?),обозначает предмет, имя сущ-ое. -читают -полный месяц глядит с небосклона, он как серебро кружевное светится -называют части речи выделенных слов . -серебро(что?), обозначает предмет, имя сущ-ое; -кружевное(какое?),обозначает признак предмета, имя прил-ое; -глядит(что делает?),обозначает действие предмета,глагол. |
8.Подведение итогов урока | -Какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? -Какие части речи мы с вами рассмотрели ? - Что такое имя существительное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? - Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? - Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? | -«Что такое части речи?» -имя сущ-ое, имя прил-ое,глагол. -имя сущ-ое- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто и что. -имя при-ое - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой7какая?какое?какие? -глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает?Что сделает?Что делают?Что делали? |