Формированиеположительного отношения к учебной деятельности;
Формирование представления о значении русского языка в жизни человека;
Формирование способности к самооценке.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи;
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;
Высказывание своих предположений;
Формирование умения оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД.
Формирование умения осуществлять анализ, сравнение;
Под руководством учителя осуществлять обобщение;
Строить высказывания в устной форме;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД.
Формулировать собственное мнение;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы начнём с того, что разделимся на команды. Нам это необходимо для дальнейшей работы. (Груши, яблоки , бананы). У нас получилось 3 группы. Присаживаемся на свои места.
-Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый? Слайд 3 - 4
-Самые трудолюбивые в мире – пчёлы. Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на сегодняшнем уроке. Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока будем совершенствовать свои умения и навыки по изученной теме, собирая их в копилку знаний. Оценки за выполненные задания будем выставить в эти таблички – соты.
2.Постановка цели урока.
-Сегодня у нас необычный урок – урок-аукцион.
-Что такое аукцион? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова Слайд 5
Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
-Что будет выставлено на продажу, попробуйте догадаться, если тема нашего урока «Обобщение знаний о частях речи»?
-Итак, что же будет выставлено сегодня на аукционе? Кто догадался? Верно, это части речи. А именно какие части речи. Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
4. Актуализация опорных знаний их использование. Слайд 8
А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот пятёрки получает.
-Сегодня на торги выставляется … Слайд 9
Давно живу я в мире этом Даю названия всем предметам Без меня никак нельзя. Как зовут меня, друзья? «Имя существительное». Слайд 10
Вопрос 1.
- Что такое имя существительное?
Часть речи.
Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? , что?.
Одушевлённое, неодушевлённое.
Собственное, нарицательное.
Изменяется по родам.
Изменяется по числам.
Ь в написании слов ж.р.
-Продано! Слайд 11
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, Я украшаю вашу речь, Меня вам нужно знать, беречь. - Сегодня на торги выставляется «Имя прилагательное». Слайд 12
Вопрос 2.
- Что такое имя прилагательное?
Часть речи.
Обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?.
Изменяется по числам.
Изменяется по родам.
-Продано! Слайд 13
Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – всё в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады
И хлеб в полях растет -Сегодня на торги выставляется «Глагол». Слайд 14
Вопрос 3.
- Что такое глагол?
Часть речи.
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
-Продано!
Предлагаю так и назвать наши команды: существительное, прилагательное, глагол.
Игра «Собери домик»
Вот беда, домики, где живут части речи рассыпались, вам необходимо их собрать. Каждый дом состоит из крыши и кирпичиков. Постройте домик для своей части речи.
В классе развешаны слова различных частей речи. Вам нужно поселить их в домики.
-Я загадываю загадки, отгадками являются словарные слова. Записываем их в тетрадь через запятую.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Две болтливые соседки Разговор вели на ветке. Очень важная персона Эти чёрная… (Ворона)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая. Самая болтливая. (Сорока)
Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (Заяц)
Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. (Воробей)
Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса)
-Проверка. Кто не допустил ни одной ошибки? Слайд 16
-Поставьте в одну из сот себе отметку.
-Команда «Имя существительное» вам необходимо записать имена существительные, которыми называют лису в сказках.
-Команда «Имя прилагательное» вам необходимо записать описание лисы, используя только прилагательные.
-Команда «Глагол», вам необходимо записать действия которые может выполнять лиса.
-Проверка.
-Поставьте в одну из сот себе отметку.
-В ответе первой команды лиса была названа Патрикеевна. Слайд 17
- А откуда взялось такое странное отчество Патрикеевна?
-Об этом вам расскажет Бугаков Георгий. Он работал над исследовательской работой по теме «Образ лисы в сказках народов».
-Лису часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Патрикей — имя старинное и происходит от латинского слова «патриций», то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к». Поэтому и получалось — Патрикей. Имя это давалось только детям княжеского рода. Лет семьсот назад жил-был новгородский князь Патрикей Наримунтович. Князь этот так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна.
-Спасибо Георгий за интересное сообщение.
6.Работа с текстом по распознаванию частей речи.Слайд 18
-Каждая команда получает одинаковый текст. Вам необходимо выписать из текста части речи. Каждый выписывает свою часть речи. Сейчас у нас какое время года? Вот и текст наш будет на тему весна.
Наступила ранняя весна. Тает рыхлый снег. Текут быстрые ручейки. Греет яркое солнце. Из- под земли пробился нежный подснежник. Прилетают перелётные птицы. На деревьях появляются маленькие листочки.
-Проверка.
1 команда Слайд 19
Весна, снег, ручейки, солнце, земли, подснежник, птицы, деревьях, листочки.
Самоанализ урока учителя начальных классов МБОУ «Домашовская СОШ»
Трубецкой Натальи Ивановны.
Мною был проведен урок русского языка во 2 классе по теме: «Части речи: обобщение». Урок разработан с учетом особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. Для закрепления данной темы мною были поставлены следующие задачи:
1.уточнять представления учащихся об изученных частях речи;
Урок построен в соответствии с програмными требованиями. Содержание подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся 2 класса. Учащиеся участвовали в целеполагании и определении темы урока.
Структура урока соответствует его типу и целям. Этапы урока взаимосвязаны, выдержана логическая последовательность. Считаю, что время на каждом этапе урока распределено рационально, темп урока – оптимальный.
Выбранная мною форма проведения урока – урок-аукцион, целью которого является создание условий для развития творческих способностей, считаю самым верным, т.к взаимодействие: ученик-учитель-ученик, вовлекает ребят в познавательный процесс, что ведет к формированию познавательной активности.
Считаю, что такая форма проведения урока повышает мотивацию учения, интерес к предмету.
Анализ этапов урока:
Организационный момент помог настроить учащихся на урок, раскрепоститься.
Целью этапа актуализации знаний учащихся – включить в работу важнейшие интеллектуальные качества ребенка. На этапе – словарная работа, с помощью специального задания, развивающего интеллектуальные качества, учащиеся определяют слово, которое является лишним. На этапе работа с текстом по распознаванию частей речи использовала частично-поисковые и проблемные методы обучения. На четко сформулированные мною вопросы учащиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. На этапе образование слов дети стали активными участниками образовательного процесса, что приучает детей самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях.
Домашнее задание носит творческий характер. На уроке была проведена физкультминутка. В течение всего урока учащиеся были активны. Были созданы все необходимые социально – психологические, учебно – материальные, гигиенические, эстетические условия для проведения урока. Раскрытие содержания темы урока проходит с учетом применения презентации. На уроке использовались информационно-коммуникационные технологии. Цели урока были реализованы.