kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Части речи.Обобщение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок закрепления и обобщения по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Части речи.Обобщение."»

Класс: 2 класс.

Предмет: русский язык Слайд 1

Тема: урок-аукцион по теме  «Части речи: обобщение». Слайд 2

Цель: Повторить и закрепить знания учащихся об  изученных частях речи (об  имени существительном, имени прилагательном, глаголе).

Задачи:

1.уточнять представления учащихся об изученных  частях речи;

2.развивать связную речь, память, логическое мышление;

3.воспитывать усидчивость, аккуратность, внимательность.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование: компьютер, учебник, презентация.

Личностные УУД.

         Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

         Формирование представления о значении русского языка в жизни человека;

         Формирование способности к самооценке.

Регулятивные УУД.

         В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи;

         Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

         Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

         Высказывание своих предположений;

         Формирование умения оценивать результат своих действий.

Познавательные УУД.

         Формирование умения осуществлять анализ, сравнение;

         Под руководством учителя осуществлять обобщение;

         Строить высказывания в устной форме;

         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД.

         Формулировать собственное мнение;

         Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.


Ход урока.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы начнём с того, что разделимся на команды. Нам это необходимо для дальнейшей работы. (Груши, яблоки , бананы). У нас получилось 3 группы. Присаживаемся на свои места.

-Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый? Слайд 3 - 4

-Самые трудолюбивые в мире – пчёлы. Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на сегодняшнем уроке. Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока  будем совершенствовать свои умения и навыки по изученной теме, собирая их в копилку знаний. Оценки за выполненные задания будем выставить в эти таблички – соты.

2.Постановка цели урока.

-Сегодня у нас необычный урок – урок-аукцион.

-Что такое аукцион? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова Слайд 5

Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто   предложит более высокую цену.

-Что будет выставлено на продажу, попробуйте догадаться, если тема нашего урока «Обобщение знаний о частях речи»?

-Итак, что же  будет выставлено сегодня на аукционе? Кто догадался? Верно, это части речи. А именно какие части речи. Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

-Чтобы торги состоялись, необходимы правила поведения. Давайте попробуем составить правила:  Слайд 6

1.Поднимать руку.

2.Говорить чётко.

3.Не перебивать.

3.Оформление тетрадей. Слайд 7

-Запишите число, классная работа.



4. Актуализация опорных знаний их использование. Слайд 8

А теперь аукцион,

 Подведет итоги он.

 Тот, кто больше знает,

 Тот пятёрки получает.

-Сегодня на торги выставляется … Слайд 9

Давно живу  я  в мире этом
Даю названия всем предметам 
Без меня никак нельзя. 
Как зовут меня, друзья?
«Имя существительное». Слайд 10


Вопрос 1.

- Что такое  имя существительное?

Часть речи.

Обозначает предмет.

Отвечает на вопросы кто? , что?.

Одушевлённое, неодушевлённое.

Собственное, нарицательное.

Изменяется по родам.

Изменяется по числам.

Ь в написании  слов ж.р.

-Продано! Слайд 11


Определяю я предметы, 
Они со мной весьма приметны, 
 Я украшаю вашу речь, 
 Меня вам нужно знать, беречь. 
Сегодня на торги выставляется «Имя  прилагательное».  Слайд 12

Вопрос 2.

- Что такое  имя прилагательное?

Часть речи.

Обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?.

Изменяется по числам.

Изменяется по родам.

-Продано! Слайд 13

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады

И хлеб в полях растет
-
Сегодня на торги выставляется «Глагол». Слайд 14

Вопрос 3.

- Что такое  глагол?

Часть речи.

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

-Продано!

Предлагаю так и назвать наши команды: существительное, прилагательное, глагол.

Игра «Собери домик»

Вот беда, домики, где живут части речи рассыпались, вам необходимо их собрать. Каждый дом состоит из крыши и кирпичиков. Постройте домик для своей части речи.

В классе развешаны слова различных частей речи. Вам нужно поселить их в домики.

Резвый, конь, бежит, шустрый, кот, играет.

Составьте предложения, подчеркните грамматическую основу.

Ставим оценку в соты


5.Словарная работа. Слайд 15

-Я загадываю загадки, отгадками являются словарные слова. Записываем их в тетрадь через запятую.


Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

 

Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важная персона
Эти чёрная…  (Ворона)

 

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая. 
Самая болтливая. (Сорока)

 

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)

 

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.   (Воробей)
  

Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!    (Лиса)

 

-Проверка. Кто не допустил ни одной ошибки? Слайд 16

-Поставьте в одну из сот себе отметку.


-Команда «Имя существительное» вам необходимо записать имена существительные, которыми называют лису в сказках.

-Команда «Имя прилагательное» вам необходимо записать описание лисы, используя только прилагательные.

-Команда «Глагол», вам необходимо записать действия которые может выполнять лиса.

-Проверка.

-Поставьте в одну из сот себе отметку.

-В ответе первой команды лиса была названа Патрикеевна. Слайд 17


- А откуда взялось такое странное отчество Патрикеевна?

-Об этом вам расскажет Бугаков Георгий. Он работал над исследовательской работой по теме «Образ лисы в сказках народов».


-Лису часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Патрикей — имя старинное и происходит от латинского слова «патриций», то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к». Поэтому и получалось — Патрикей. Имя это давалось только детям княжеского рода. Лет семьсот назад жил-был новгородский князь Патрикей Наримунтович. Князь этот так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна.

-Спасибо Георгий за интересное сообщение.


6.Работа с текстом по распознаванию частей речи. Слайд 18

-Каждая команда получает одинаковый текст. Вам необходимо выписать из текста части речи. Каждый выписывает свою часть речи. Сейчас у  нас какое время года? Вот и текст наш будет на тему весна.


Наступила ранняя весна. Тает рыхлый снег. Текут быстрые  ручейки. Греет яркое солнце. Из- под земли пробился нежный подснежник. Прилетают перелётные птицы. На деревьях появляются маленькие листочки.

-Проверка.


1 команда Слайд 19

Весна, снег, ручейки, солнце, земли, подснежник, птицы, деревьях, листочки.


2 команда Слайд 20

Ранняя, рыхлый, яркое, нежный, перелётные, маленькие.


3 команда  Слайд 21

Наступила, тает, текут, греет, пробился, прилетают, появляются.


-Поставьте в одну из сот себе отметку.

7.Физкультминутка. Слайд 22

Если я называю существительное – вы хлопаете в ладоши, если глагол - топаете ножками, если прилагательное – танцуете.

8.Образование слов. Слайд 23

1 команда

-Образуйте слова, отвечающие на вопрос ЧТО?. Слайд 24

Мудрый -  мудрость, нежный - нежность,  сырой – сырость, лихой -  лихо, скорый - скорость.


2 команда Слайд 25

-Образуйте слова, обозначающие признаки предметов.

Весна -  весенний, берёза - берёзовый, осина - осиновый, морковь - морковный, книга – книжный.


3 команда Слайд 26

-Образуйте слова, обозначающие действия предметов.

Жар - жарить, мороз - морозить, сторож -  сторожить, бег -  бежать, встреча – встречать.

9. Игра «Будь внимателен». Слайд 27

-Я читаю слова, а ваша задача записать слова своей части речи. (Записываем слова в столбик)


Лыжи, быстрый, рубить, круглая, шить, рисунок, шапка, убрать, небо, скромные, сон, храброе, ждать. 

Слайд 28

  -Дополнительное задание. У имён существительных определить число, у имён прилагательных определить число, к глаголам задать вопросы.


Проверка: Слайд 29

Лыжи – мн.ч.

рисунок – ед.ч.

шапка – ед.ч.

небо – ед.ч.

сон – ед.ч.

Слайд 30

Быстрый – ед.ч.

круглая – ед.ч.

скромные – мн.ч.

храброе – ед.ч.

Слайд 31

Рубить – что делать?

шить – что делать?

убрать – что сделать?

ждать – что делать?

10. Выполните тест. Проверьте. (Слайд 32)

Поставьте в одну из сот себе отметку.



1.Найдите имя существительное

1. рисует

2. мама

3. смелый


2. Найдите глагол



  1. помощь

  2. мчится

  3. весёлый

  1. Найдите глагол множ. числа

  1. съели

  2. прыгает

  3. придёт

  1. Найдите существительное един. числа

  1. игры

  2. друзья

  3. солнце

5. Глагол обозначает…



  1. действие

  2. признак

  3. предмет

6. Выберите существительное одушевлённое

  1. ромашка

  2. девочка

  3. туча

7. Выберите слово, которое всегда нужно писать с большой буквы

  1. волк

  2. маша

  3. съел

8. Выберите группу одушевлённых существительных

  1. бабочка, прилетела

  2. жук, воробей

  3. облако, медведь



ТЕСТ


11.Домашнее задание. Слайд 33

- Написать сочинение о том, как бы могла рассказать о себе  каждая часть речи. Свой ответ начните со слов «Уважаемые дамы и господа!»…

12. Итог урока.

-Мы трудились сегодня, как пчёлки.

Подсчитаем количество баллов.

Получили вы удовлетворение от работы?

Покажите своё настроение.

Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.

 

 

 


































Самоанализ урока учителя начальных классов МБОУ «Домашовская СОШ»

Трубецкой Натальи Ивановны.

       Мною был проведен урок русского языка во 2 классе  по теме: «Части речи: обобщение». Урок разработан с учетом особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. Для закрепления данной темы мною были поставлены следующие  задачи:

1.уточнять представления учащихся об изученных  частях речи;

2.развивать связную речь, память, логическое мышление;

3.воспитывать усидчивость, аккуратность, внимательность.

      Урок построен в соответствии с програмными требованиями. Содержание подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся 2 класса. Учащиеся участвовали в целеполагании и определении темы урока.

    Структура урока соответствует его типу и целям. Этапы урока взаимосвязаны, выдержана логическая последовательность. Считаю, что время на каждом этапе урока распределено рационально, темп урока – оптимальный.

    Выбранная мною форма проведения урока – урок-аукцион, целью которого является создание условий для развития творческих способностей, считаю самым верным, т.к взаимодействие: ученик-учитель-ученик, вовлекает ребят в познавательный процесс, что ведет к формированию познавательной активности.

    Считаю, что такая форма проведения урока повышает мотивацию учения, интерес к предмету.

Анализ этапов урока:

    Организационный момент помог настроить учащихся на урок, раскрепоститься.

Целью этапа актуализации знаний учащихся – включить в работу важнейшие интеллектуальные качества ребенка. На этапе – словарная работа, с помощью специального задания, развивающего интеллектуальные качества, учащиеся определяют слово, которое является лишним. На этапе работа с текстом по распознаванию частей речи использовала частично-поисковые и проблемные методы обучения. На четко сформулированные мною вопросы учащиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. На этапе образование слов дети стали активными участниками образовательного процесса, что приучает детей самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях.

     Домашнее задание носит творческий характер. На уроке была  проведена физкультминутка. В течение всего урока учащиеся были активны. Были созданы все необходимые социально – психологические, учебно – материальные, гигиенические, эстетические условия для проведения урока. Раскрытие содержания темы урока проходит с учетом применения презентации. На уроке использовались информационно-коммуникационные технологии.   Цели урока были реализованы.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Части речи.Обобщение."

Автор: Трубецкая Наталья Ивановна

Дата: 31.05.2024

Номер свидетельства: 651864


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства