План урока самопознания
Школа Чаглинская СШ Дата ____________г. № 27 Тема: В гармонии с природой
Ценность Ненасилие Качества: бережное отношение к природе, ответственность за окружающую среду
Педагог: Никулина Валентина Ивановна
Класс 3 Количество уч-ся: 18
Цель: расширить представление о «ненасилии» как общечеловеческой ценности, через понимание единства человека и природы
Задачи:
- углублять понимание взаимозависимости человека и природы
- развивать стремление быть защитником природы
-воспитывать ответственное и бережное отношение к природе
Ресурсы: презентация,
песня «Защитников природы», музыка для релаксации
Ход урока:
1.Позитивный настрой. «Прогулка в лесу»
- Прошу вас сесть поудобнее. Держите спинку прямо. Ручки и ножки не скрещивайте. Закройте глазки и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы отправимся в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому - нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, Здесь мы отдыхаем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые вас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.
Вопросы:
- Поделитесь, что вы почувствовали? О чем вы подумали?
Спокойная мелодия
2.Проверка домашнего задания.
Детям было задано на дом прочитать рассказ О. Скребцовой и А.Лопатина «Гранат и добрый мудрец»
- Вопросы по домашнему заданию:
- О ком говорится в рассказе?
- Какую мудрость поведал мудрец королю?
- В чем заключается главный секрет граната?
-Как вы понимаете слова мудреца «Если хочешь, чтобы дерево тебе помогало посади его сам и заботься как о ребенке родном?»
- Согласны ли вы с тем, что природа помогает человеку?
3.Позитивное высказывание. (читает учитель)
Цитата урока: «Пойми живой язык природы,-
И скажешь ты: прекрасен мир»
И.С. Никитин
Вопросы к цитате:
- Ребята объясните, что значит «живой язык природы»?
- Чему учит это высказывание?
Повторим цитату вместе, а затем по рядам.
Тема нашего урока: В гармонии с природой
Слайд № 1
Слайд №2
- Подарок детям. Рассказывание притчи:
Я подготовила вам подарок. Сейчас я вам расскажу притчу а вы послушайте.
Улыбка Земли
Когда-то давным-давно наша Земля была пустынным космическим телом, не было на ней ни растительности, ни зверья. Мир Земли был бесцветно-серым и пустым. И вот однажды задумал Творец оживить Землю. Рассыпал он по ней несметное множество семян жизни и попросил Солнце обогреть их своим теплом и светом, а Воду - напоить их живительной влагой.
Солнце принялось согревать посеянные семена жизни, Вода - поить, но они все не всходили. И подумав, Творец понял, что они не захотели приходить в мир, где не было красок. Тогда Творец повелел Радуге подняться над Землей и украсить её своим разноцветьем. И над планетой повисла, разгораясь нежными красками, высокая переливчатая Радуга. Втроем, Радуга, Солнце и Вода задумали подарить Земле новый наряд. Солнце с любовью выткало полотно для наряда теплыми золотыми лучами. Небо добавило красивой вышивки из синевы всех оттенков. А Радуга подарила Земле добрые улыбки всех цветов радости. И превратились эти улыбки в цветы.
С тех пор все земные полянки, луга и сады улыбаются людям разноцветными цветами-улыбками. Одуванчики - золотистыми улыбками счастья. Гвоздики - алыми улыбками радости. Колокольчики - сиреневыми улыбками любви.
Каждый день то тут, то там на Земле появляются все новые и новые цветы-улыбки, создавая на ней Радугу, подарившей им свои краски.
- Как выглядела Земля в начале рассказа?
- Кто задумал оживить Землю?
- Почему Творец решил это сделать?
- Кто и как помогал ему оживить планету?
- Изменилась ли Земля после его творения и как?
- Какие улыбки подарила нам Земля?
- Чему учит природа человека?
- Расскажите, в чем красота природы нашего края?
- А что мы можем сделать для того, чтобы сохранить улыбки Земли?
(заботиться о животных и птицах, ухаживать за деревьями и растениями, сохранять чистоту природы)
Обращение к цитате
«Пойми живой язык природы,-
И скажешь ты: прекрасен мир»
И.С. Никитин
- Какой еще смысл имеет цитата? (бережное отношение человека к природе)
- Творческая деятельность, групповая работа ( учитель делит класс на 3 группы с помощью цветов, раздаёт карандаши учащимся и просит выполнить работу).
- Инсценировка.
Вообразить диалог между деревом и птицей, морем и рыбой, речкой и лягушкой. (Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, ее обитателей)
- Что вы почувствовали в роли того или иного героя?
- На какие размышления натолкнула сыгранная вами роль?
- Объясните, что нужно делать, чтобы всем обитателям природы жилось хорошо?
2) Нарисовать плакаты «Береги природу!»
- Объясните, почему так важно ежедневно следовать добру, совершать добрые поступки?
- В чём проявляется ваша любовь к природе?
- От чего идет ваша любовь? ( от сердца, от души)
- Групповое пение
Песенка защитников природы.
(На мотив «Песенки Красной шапочки»)
Если б только-только-только
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно можно- можно,
То наверно- верно-верно,
Книги Красной точно- точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай!
А-а, и зелёный попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
- Домашнее задание
Напишите обращение эссе к человечеству.( Подумайте, с какими словами вы бы обратились к людям, чтобы сохранить Землю!)
8.Заключительная минута.
- А сейчас я предлагаю вам сесть ровно, выпрямить спинку, закрыть глазки.
Ребята, в завершение урока давайте мысленно скажем спасибо Матушке Природе и поместим нашу любовь в свое сердце.
Посидите в тишине минуточку. Откройте глазки. Урок окончен.
Спасибо!