kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен чтению и анализу отрывка из былинного текста "Ильины три поездочки". Главным на уроке является анализ былинного текста с целью  выявления его основной мысли, а также внимательное чтение и анализ языковых особенностей былины.

эти знания затем трансформируются в практическое умение по выразительному чтению и чтению по ролям. Также для выявления особенностей былинного текста уместно сравнить былину с волшебной сказкой, что способствует более глубокому осознанию особенностей былинного текста и развитию аналитических умений младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки» »

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Петропавловская СОШ»

Щеблыкина С.А.

Былина и ее герои. Особенности былины как жанра.

Былина «Ильины три поездочки»

Целевые установки урока:

Предметные: читать былинный текст в соответствии с его особенностями, безошибочно произносить устаревшие слова и словосочетания, принимать основное содержание былинного отрывка и его основную мысль, правильно интонировать в процессе чтения по ролям.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу, исходя из заголовка текста; рефлексировать и оценивать результаты своей деятельности на уроке;

Познавательные: анализировать текст былины с целью выявления основной мысли и с целью выявления особенностей языка былины, сравнивать былину с волшебной сказкой, находить общее и различное;

Коммуникативные: работать в группе, приводить доводы и доказательства.

Личностные: понимать, что значит гордиться Родиной и ее героями, высказывать свое отношение к героям Отечества и его недругам, передавать это отношение в ходе чтения по ролям былинного текста.

Ход урока:

Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.

На экране – гусляр. Слышны гусли.

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Актуализация знаний учащихся по теме предыдущего урока.

- Вспомните, что такое былина, кто является главным героем былины.

-Что вы уже знаете о русских богатырях? Расскажите об одном из них.

Целеполагание.

-Прочитайте заглавие былины, с которой вы познакомитесь. О ком, по вашему мнению, пойдет речь в данном тексте? (об Илье Муромце)

-Исходя из названия произведения, сформулируйте учебную задачу урока.

Первичное восприятие текста былины.

- Прежде чем мы начнем читать ее , я хочу вернуть тебя в историю, в далекий XIII век.

- Вспомни уроки истории. В каком году совершались набеги татаро-монгол на Русь? (В 1224 году Русь впервые услышала об этом.)

- На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной. В 1237году войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом (правителем) Батыем, подошли к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от невиданных врагов свои­ми силами. Одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по русской земле. На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду. Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.

Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.

-Какое впечатление произвела на вас былина?

- Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)

- Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь». Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)

- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу. (Силач, воин, защитник, витязь)

- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.

-Какие события произошли с Ильей Муромцем?

- Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом?

- Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк.

Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков

(На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром).

Вот каких сынов рождала нижегородская земля!

Словарная работа (работа со словарем)

- Все ли слова и выражения были понятны вам?

- Как вы понимаете значение этих слов?

КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня;

БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;

СИЕ – это;

ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;

ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;

ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;

САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)

МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;

ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;

АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;

ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;

ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;

ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;

СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;

ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;

РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;

ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;

ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;

НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.


Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь- вот он каков:

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Сравнение былины с волшебной сказкой.

- Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики? Приведите примеры.

- Зачем автор включил элементы фантастического в былину? (чтобы было интересно слушателю)

- В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла? (в волшебной сказке)

- Найдите элементы, которые роднят былину и сказку. За помощью обратитесь к рабочей тетради

- Сделайте вывод, чем похожи и чем различаются сказка и былина

- Откройте учебник. Прочитаем былину в группах по ролям еще раз.

- Сколько ролей в этом былинном отрывке? (три)

- Как вы будите читать каждую роль, с какой интонацией?

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

-Что нового вы узнали на уроке? Чему научились и чему хотели бы научиться?

- За что бы поблагодарил своих одноклассников, учителя.

- За что можешь похвалить себя?


Литература:

Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений

Интернет ресурсы:

  • http://shkola5nel.ru/p68aa1.html

  • http://www.pomochnikvsem.ru/load/publikacii_pedagogov/nachalnye_klassy/urok_literaturnogo_chtenija_4_klass_byliny_iliny_tri_poezdochki/38-1-0-4820

  • http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/bogatyri.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки»

Автор: Щеблыкина Светлана Александровна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства