Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки»
Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки»
Урок посвящен чтению и анализу отрывка из былинного текста "Ильины три поездочки". Главным на уроке является анализ былинного текста с целью выявления его основной мысли, а также внимательное чтение и анализ языковых особенностей былины.
эти знания затем трансформируются в практическое умение по выразительному чтению и чтению по ролям. Также для выявления особенностей былинного текста уместно сравнить былину с волшебной сказкой, что способствует более глубокому осознанию особенностей былинного текста и развитию аналитических умений младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки» »
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «Петропавловская СОШ»
Щеблыкина С.А.
Былина и ее герои. Особенности былины как жанра.
Былина «Ильины три поездочки»
Целевые установки урока:
Предметные: читать былинный текст в соответствии с его особенностями, безошибочно произносить устаревшие слова и словосочетания, принимать основное содержание былинного отрывка и его основную мысль, правильно интонировать в процессе чтения по ролям.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу, исходя из заголовка текста; рефлексировать и оценивать результаты своей деятельности на уроке;
Познавательные: анализировать текст былины с целью выявления основной мысли и с целью выявления особенностей языка былины, сравнивать былину с волшебной сказкой, находить общее и различное;
Коммуникативные: работать в группе, приводить доводы и доказательства.
Личностные: понимать, что значит гордиться Родиной и ее героями, высказывать свое отношение к героям Отечества и его недругам, передавать это отношение в ходе чтения по ролям былинного текста.
Ход урока:
Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
На экране – гусляр. Слышны гусли.
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Актуализация знаний учащихся по теме предыдущего урока.
- Вспомните, что такое былина, кто является главным героем былины.
-Что вы уже знаете о русских богатырях? Расскажите об одном из них.
Целеполагание.
-Прочитайте заглавие былины, с которой вы познакомитесь. О ком, по вашему мнению, пойдет речь в данном тексте? (об Илье Муромце)
-Исходя из названия произведения, сформулируйте учебную задачу урока.
Первичное восприятие текста былины.
- Прежде чем мы начнем читать ее , я хочу вернуть тебя в историю, в далекий XIII век.
- Вспомни уроки истории. В каком году совершались набеги татаро-монгол на Русь? (В 1224 году Русь впервые услышала об этом.)
- На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной. В 1237году войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом (правителем) Батыем, подошли к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от невиданных врагов своими силами. Одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по русской земле. На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду. Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.
Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
-Какое впечатление произвела на вас былина?
- Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)
- Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь». Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)