3 декабря. Открытый урок.
- на основе актуализации знаний учащихся о звуке [с] и ознакомлении с новым звуком [з] сформировать представление о парных согласных З-С. Упражнять детей в чтении слогов, слов, предложений с буквами з,З - с,С.
- развивать умение сравнивать звуки [з]-[с], слова, отличающиеся только буквами З-С, умение доказывать свои ответы, самостоятельно выполнять задание учителя и проверять его.
- воспитывать коммуникативные умения: сотрудничество с товарищем в паре при выполнении заданий (устанавливать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках).
- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, игровые упражнения на внимание);
- информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
- проблемное обучение (частично – поисковое).
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
№ п/п | Этап урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Орг. момент. – Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. Прозвенел звонок. Начинается урок. Тихо сели, ноги вместе. Книга, ручка – всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать И учиться лучше всех! | Приветствие учителя Настрой на урок: | коммуникативные: соблюдение простейших норм речевого этикета. |
2 | Актуализация опорных знаний Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (Работа на индивидуальных карточках) -Назовите-ка, ребятки, (Слайд1) Какие буквы с вами играют в прятки? (А О Р У Н Ю Е И Ь М Л Э Ь Й) Расселите буквы в домики. -- На крышах домиков значки их звуков - подсказки. - На какие 3 группы распределили буквы? - Назовите гласные: А,О, Э,Ю, И, У, Е. Почему в домике гласных букв две половинки? Как распределили ? Почему? Какие глас. буквы можем дописать в каждую половинку? - Какую букву написали в третий домик? Почему? - Посмотрите на домик согласных звуков. Сколько в нем половинок? (две) Как вы распределили свои буквы? О каких согласных мы говорили вчера на уроке? - Какой звонкий или глухой звук обозначают все эти согласные? Как еще называют эти согласные звуки? (непарные) Почему? Какие буквы вы записали во вторую половинку? Почему не записали? В чем наше затруднение? Что мы будем узнавать сегодня на уроке? Оставим здесь пустое место, а потом допишем то, что узнаем на уроке. - Поднимите руки, кто справился с работой верно? Поставьте себе на листочке +. У кого возникло затруднение поставьте себе знак вопроса. Что это означает? | 1) Повторение изученных букв. Работа на индивидуальных карточках Игровое упражнение на интерактив. доске: распределить буквы на группы в домиках в соответствии со значком. 2) Дать характеристику группе гласных; группе букв не имеющих звуков; группа согласных ( акцент на изученные непарные звонкие согласные). 3) знакомство со значком парных согласных. (буквы гласных звуков и б. согласных зв. и буква ь знак, который звуков не обозначает) - Одни гласные командуют согласному в слоге – читайся твёрдо, другие – читайся мягко. - Распределили в одной половинке, там где значок согласный звонкий. - Р,Л,М,Н,Й - Звонкий, Непарный. - Мы не проходили такой знак. - Будем знакомиться со звуками, которые можно обозначить этим значком. Самоконтроль и самооценка. | Предметные: - правильно называть буквы русского алфавита; Регулятивные: - выделять и осознавать то, что уже усвоено, самоконтроль и самооценка. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для партнёра высказывания Познавательные: - выполнять классификацию букв; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя информацию схем; |
3 | 3. Целеполагание и мотивация. (Р,П) 1.Речевая разминка (СЛАЙД № 2) - Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв. - Но сначала нам нужно сделать речевую разминку. Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”. Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”. Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”. - Молодцы. Отлично потренировали свои язычки. 2.– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.) – И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении. (СЛАЙД № 3) -Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались? ( в лесу) -Отгадайте загадку Крыша в шапке меховой Белый дым над головой Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла ….(зима) - И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? - Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. - Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо. И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек. (СЛАЙД № 4) -Загадка – Что за зверь лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы. (Зайка). -Зайка и зима принесли с собой звуки. Вы догадались какие? - А что мы с этими звуками будем делать? | Речевая разминка. Отгадывание загадок: ЗАЙКА ЗИМА САЙКА (зимнем) З и зь- - Мы их будем исследовать, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения. | Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. Познавательные: - сравнение предметов, звуков нахождение общего и различия; - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя информацию схем; |
4 | Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы будем сравнивать звуки [з]-[с], а также работать с буквами, которые они обозначают. - Букву каких звуков мы уже знаем? С буквой каких звуков мы должны познакомиться, чтобы продолжить работу на уроке в соответствии с нашими целями? ( СЛАЙД №5) | Принятие темы и учебной задачи. | |
5 | Знакомство с буквами З,з. Демонстация буквы. (Слайд презентации) Найдите эту букву в своих веерах и покажите мне. - Давайте найдем глазками эту букву в алфавите. Какая буква стоит перед б.з? Какая после? (Слайд 6) - Найдите и посчитайте буквы З.(Слайд 7) Чтение слогов с буквами З и з. (Слайд 8) - Изменилось ли наше чтение от того прописная буква з стоит в слоге или строчная. А от каких букв зависит наше чтение слогов? ( от гласных) - Читаем слова. Значение каких слов вам не понятно? - Указ это письменное распоряжение, приказания правительства страны, закон. - Еще раз прочитайте слова с только что изученной буквой. В каком месте слова стоит буква з? - В каком слове мы видим букву з, но произносим звук с? Кто знает, почему так происходит? Какой вывод для себя сделаем? Чтобы с этим разобраться, мы должны сравнить звуки з и с. | Дети комментируют на что похожа буква з. Определение места буквы в алфавите. Распознавание буквы среди других букв (4 з). Чтение слогов слов. Санки Зайки розы Осы Серый Зелёный Олеся Взял, указ Указ Опасное место при письме. Затруднение с которым попробуем разобраться. | познавательные: сравнение предметов, нахождение общего и различия; |
6 | Физпауза «Зайка» (Слайд 9) - Но сначала отдохнём. | Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так вот так и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть Вот так вот так надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать Вот так….. Кто-то зайку напугал, Зайка прыг – и убежал. Вот так…….. | Регулятивные: -выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, Коммуникативные: -вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, |
7 | Сравнение звуков и их артикуляций при произношении. - Сравнить звуки нам помогут, ребята, ваши знания о звуках. Произнесите первый звук слова зайка. Какой это звук. Расскажите в каком положении при произношении этого звука находится язык, зубы, губы. Теперь скажите первый звук в слове сайка. Какой это звук? Как теперь двигаются наш язычок, губы и зубы? Что мы можем сказать о произношении этих звуков?(Язык, губы и зубы занимают одинаковую позицию во рту, одинаковая артикуляция.) - А что же различно? Поднесите руку к горлу. (Звук з произносится с голосом и шумом, а звук с, только с шумом, один звук звонкий, а другой глухой) Согласные звуки русского языка, которые произносятся с одинаковой артикуляцией, но одни с голосом и шумом, а другие только с шумом называют парными по глухости и звонкости. А для нас придумали значок для обозначения таких согласных звуков. - Найдите такой значок у себя на листочках. - Какие буквы мы можем туда теперь написать?(з - с) | По ходу рассказа, дети дополняют рассказ учителя. Вывод: звуки [з]-[с] –согласные. Могут быть твёрдыми, могут быть мягкими. Звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой. Звуки [з]-[с] обозначаются буквами З-С, которые образуют пару. Формирование представления о парных согласных З-С. | Познавательные: сравнение звуков, артикуляций при их произношении; |
8 | Работа в парах. (Карточки для пар) (Слайд 11) - Прочитать слова и вставить пропущенные буквы. Обратите внимание на значки звуков над каждым столбиком слов. - Следуйте правилам работы в паре, распределите обязанности между собой. | Работа детей парами. Проверка пары возле доски. | Коммуникативные: сотрудничество с товарищем при выполнении заданий в паре: установление и соблюдение очерёдности действий. Познавательные: ориентация в учебнике. регулятивные: осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном; |
9 | 1. Игровое упражнение на распознавание звуков в словах. - А сейчас немного отдохнём и поиграем. Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звуки [с-с´]. - А теперь хлопать когда услышите зуки з – зь | Игра «Поймай звук». САХАР, ЗВЁЗДЫ, СЛИВА, ЗАЙКА, ВАСИЛЬКИ, СВИСТОК, НЕЗНАЙКА. - СОНЯ, СИМА, КИСКА, ЗИНА, ЗЕБРА, ВАЗА, ГУСЬ, КОРЗИНА,картина. | |
10 | Работа по букварю стр. 34. (Слайд 12) - Какое это предложение? Мы можем ответить на этот вопрос? - Что записано под зеброй? - Это вопросительные предложения? Почему нет? - Зачем записаны слова в голубой рамочке? -Что мы сейчас должны сделать, чтобы понять куда надо поставить слова? - Давайте прочитаем предложения и подумаем, на месте каких пропущенных слов надо вставить эти слова. Прочитайте ваши варианты предложений. - Это слова предлоги, они нужны для связи слов в предложении и в речи мы должны научиться их употреблять правильно. | Чтение слов про себя. Чтение вслух. Вопросительное. Да. Это знак - пешеходный переход. Вспоминаем из окружающего мира. Назначение знака. В конце предложений стоят точки. Их надо вставить в предложения. Планирование работы с текстом. Работа со словами на доске. | Регулятивные: -оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть; - проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: -участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Познавательные: Читать тексты, выявлять их смысл. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт. |
11 | Работа с текстом Букварь стр. 35. - Ребята, мы сегодня уже попробовали представить зимний лес с его красотами, тем более зима вот - вот уже придёт в наши края. А вы ждёте наступления зимы? А что в зиме хорошего? - Да, действительно мы ждем снега и зимних игр на улице. - Давайте мы прочитаем текст, как ребята дождались- таки зимы. Но сначала надо прочитать слова в рамочках. Читаем текст в полголоса. - Какое время года наступило? - Кто пошёл на горку? А ещё кто? Как зовут собаку? - Кто первый скатился с горы? - Кто ехал вдвоём? - Что делает Тузик? - Какие чувства испытывают ребята? - Как мы могли бы назвать этот текст? - Читаем по цепочке по одному предложению. Все следят и слушают внимательно. - С какой буквой познакомились на уроке? - Посчитайте, сколько в этом тексте букв з. | Построение плана работы с опорой на иллюстративный ряд. Чтение выделенных слов. Чтение текста. Зима. Олеся.Зина,Соня. Тузик Зина Олеся и Соня Бежал за Соней Им было весело Зимние забавы. 10 | Регулятивные: -оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть; - проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: -участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Познавательные:Читать тексты, выявлять их смысл. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт. Выделять звуки з, зь в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. - работать по самостоятельно составленному плану. |
12 | Подведение итога урока. - Какие звуки сравнивали? - Какими буквами обозначаются? - Что они образуют? Как их называют? - С какими затруднениями встретились? | 1) [з]-[с]. З-С. Пару. Это парные согласные. | Регулятивные: - Ученики оценивают усвоение нового материала, обнаруживают трудности. -Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников. Познавательные: - Делать выводы, обобщать знания по полученной информации. -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные: - оценивать свою деятельность |
13 | Рефлексия. Дети оценивают свою работу используя смайликов. Оценка учителя. | Оценивание своей работы на уроке: - Если урок понравился и всё было понятно нарисуйте смайлику улыбку. . | Личностные: адекватное оценивание своей деятельности, адекватное восприятие оценки учителя. |