Просмотр содержимого документа
«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.»
Русский язык 2 класс
Тема: Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: продолжить формировать навыки правописания слов с этими буквосочетаниями, формировать навыки самопроверки и взаимопроверки.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся: применять правила правописания данных буквосочетаний; характеризовать согласные твёрдые и мягкие звуки; подбирать примеры с определённой орфограммой.
Оборудование: учебник, тетрадь, комплекс, раздаточный материал, диск « Русский язык» 2 класс.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел, для нас звонок,
Начинается урок.
Оформление работы.
II. Актуализация знаний.
и, у; ш, щ ; ж, з ;
ищу, чищу, живу, пиши.
- Какие правила мы должны вспомнить, чтобы правильно записать слова?
(жи–ши, ча-ща, чу-щу)
словарная работа.
– Отгадайте загадку:
То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что ,такое я? (тетрадь)
-запишите это слово, проговаривая.
-Ребята, кто знает, почему тетрадь так называется?
-Тогда послушайте.
Слово тетрадь произошло от греческого слова «тетро», что значит «сложенный вчетверо».Раньше брали большой лист бумаги, складывали его по полам, потом ещё раз по полам, разрезали и сшивали посередине. Получалась тетрадь. Было в ней всего 4 листа.
-читаем пословицу
(запись на доске)
Тетрадь – зеркало ученика.
- Как вы можете объяснить смысл этой пословицы?
- Запишите пословицу в тетрадь и всегда её помните.
- А сейчас позовём ( найдём ) родственников нашей тетради.
(запись на доске)
Тетрадь – тетрадка, тетрадный.
- выделяем корень, что мы должны помнить о написании корня в родственных словах?
-Какие правила мы применяли, чтобы правильно записать словосочетания.
- Все ли вы правильно записали их, сейчас проверим, берём карточку №1, меняемся тетрадями, проверяем.
- Кто допустил ошибки?
- Значит как вы думаете, что мы должны с вами сделать? ( повторить и закрепить эти орфограммы).
IV. Работа по теме урока.
1.Назовите всегда мягкие согласные звуки. (ч,щ)
2. Назовите всегда твёрдые согласные звуки. (ж,щ).
- Послушайте сказку о том, почему эти согласные звуки не дружат с некоторыми гласными звуками.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы,И, Я, А. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы в прятки поиграть. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже ключик. Вот только никак не могут найти три гласные буквы – ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, не нашли. И вот спотыкаясь, уставшие, голодные, решили пойти спать. Дело было уже поздно вечером. Проходя они мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я. Как ни в чём не бывало, сидят на веранде, чай пьют с конфетами. Обиделись на них шипящие – с тех пор у них дружба и врозь. Никогда больше не собираются они вместе, а только так: жи – ши – с и, ча – ща –с а, чу – щу - с у.
-Понравилась вам сказка?
А сейчас возьмите карточку №2 и соедините стрелкой кто с кем дружит.
Карточка №2
(Учитель пишет на доске, делает ошибку, давайте проверим, так ли соединили как я, - почему)
– открываем учебник на с. 10, читаем тему урока.
–повторите нашу тему.
с. 10 упр. 11 ( комментированное письмо )
упр. 12 (13) устно.
V. Физкультминутка.
Игра в алфавит.
Упражнения
VI. Продолжение работы по теме.
1.) – читаем слова тётушки Совы.
- написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять.
2.) игровые упражнения (диск)
3.) упр.14 (пошагово разобрать выполнение)
VII. Рефлексия.
- Какой скоро праздник?
У меня в коробке шарики, ими мы украсим нашу ёлочку к празднику.
Повесить шарики на ёлочку сможет тот, кто правильно поставит пропущенную букву.
Щ . ка, ч. шка, щ . вель, ч. лан, ж . вот, мыш . , ч . жой, ш и шки.
- Какую оценку вы бы поставили за нашу ёлочку?
VIII. Итог урока
- Какие орфограммы мы повторили на уроке?
-Приведите примеры слов с этими орфограммами.
IX. Д. з. с.11 упр. 15, подобрать 6 слов из словаря на наши правила.