Разработка открытого урока по литературному чтению на тему Борис Емельянов. Васька. 3 класс.
Цели : 1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое
мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.Цели : 1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое
мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Борис Емельянов. Васька »
Дата:__________ Б. А. Емельянов « Васька»
Цели : 1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением. 2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление. 3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Ход урока.
1.Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели. 3.Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала. -Произведения из какого раздела мы сейчас читаем на уроках литературы? «Мои друзья». -Давайте вспомним некоторые из них.
Викторина «Узнай героя, назови произведение и автора» А) «Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху. - Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится. - Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.» ( Н. Носов « Мишкина каша» )
Б) «И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы.»
( В. Ю. Драгунский « Надо иметь чувство юмора» )
В) «Колька толстым грибком вырос перед разгневанным родителем и вытащил из кармана рогатку: - Петя ни при чем. Он кораблики пускал.»
( В. Осеева «Товарищи» )
Г) «Все поужинали. Костер догорал. Наступил черед рыболовов похвастаться своей добычей. Не меньше полусотни уклеек, плотвичек, окуньков, ершей принесли они в двух связках.» ( С. Голицын « В поход!» ) Почему они размещены разделе «Мои друзья»? - Какое произведение вам больше понравилось и запомнилось?
Все они о взаимоотношениях людей. 4. Усвоение нового материала. Сегодня мы тоже прочитаем произведение, которое можно отнести к этому разделу. Его автор Борис Александрович Емельянов . - Посмотрите на портрет этого человека. (на доске) Каким вы представили себе Емельянова? (проницательный взгляд, порядочность, доброта, наблюдательный) Что бы вы хотели узнать о нём? Выступает подготовленный ученик. -Познакомьтесь с фактами из биографии этого человека .Будьте внимательны.
Борис Емельянов был очень весёлым и добрым человеком. Он очень любил детей и природу .Ему очень нравилось рыбачить. Писатель очень любил путешествовать. У него было много верных друзей .И жизнь его была богата интересными событиями. Борис Емельянов работал журналистом, а в годы войны был военным корреспондентом. Он печатал свои статьи в военных газетах. Борис Александрович Емельянов любил детей. Он был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с интересом слушали его. Емельянов писал свои книги о животных : о кошках и собаках, о цыплятах и гусях. Он умел увидеть много хорошего у них и рассказать об этом всем. Произведения Емельянова не просто о животных – это прежде всего произведения о людях, об их добрых качествах. Которые проявляются в общении с природой. 5. Оформление тетрадей. - Что мы узнали о Б. А. Емельянове? (годы жизни 1903-1965г.г.) - А сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется Васька - Запишите несколько ассоциаций к слову Васька - Как вы думаете, о ком или о чём может быть текст с таким названием? - Послушайте, о каком Ваське написал автор.
6.Чтение текста учителем до слов: случилась большая неприятность. Предсказание. - Давайте попробуем предсказать развитие событий. Что могло произойти? Каковы ваши версии? ( ответы детей) - Вам интересно узнать, что же было на самом деле? Чтение текста до конца. -От чьего имени ведётся повествование? - Назовите главных действующих лиц.
7. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?
Сказка
Рассказ
Повесть
Басня
Что такое рассказ? Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя. Докажите: почему это произведение является рассказом?
8. Словарная работа.
В рассказе встретились слова, которые надо объяснить. Подберите синонимы. Забредала ( иногда заходила) Клочья летели от коврика( сильно трепал его ) Дать взбучку ( наказать )
9. Работа с текстом.. Анализ. с. 114. - Читаем 1 часть с карандашом в руках. Задание: отметить все слова и выражения, характеризующие Ваську. Они помогут нам составить портретную характеристику герою. Читаем до слов: Но как только утром я уходил на службу, Васька точно срывался с цепи.
- Какие слова и выражения вы отметили? ( внешность героя) -Какие приёмы использовал автор, чтобы характеристика была более полной?
Сравнения(с шерстью, блестящей, как шёлк, точно срывался с цепи )
Эпитеты( мягкая, волнистая )
Читаем 2 часть До слов: Однажды соседи позвонили мне по телефону из дома на службу: случилась большая неприятность. - Отличалось ли поведение Васьки в 1 части от поведения во 2 части, в то время, когда хозяин уходил на работу. - Как это характеризует Ваську? ( баловался, был не совсем послушен, признавал только хозяина) - В этой части много глаголов, характеризующих действия Васьки.
Задание:продолжить предложения , найдя ответы в тексте. ( внимание)
Ловил…кошку за хвост Таскал… коврик из угла в угол Трепал… его так. что клочья летели Гонял… миску с громом от двери до двери Прятал… под диван домашние вещи соседей Понимал…что хозяина нет дома и некому дать ему взбучку
Пересказ с использованием глаголов, как ключевых слов
- Как вы думаете, для чего мы занимались пересказом? ( память)
Читаем 3 часть. До слов: Я сказал, чтобы мне позвали Ваську к телефону. - Что хотела сделать соседка? - Смогла ли она искупаться? - Что сделал Васька? -Какие чувства вызвал у вас отрывок? Почему было смешно? ( необычное поведение)
4 часть. - Почему соседка обиделась? - Права ли она была, что рассердилась на Ваську?( нельзя давать собаке бесконтрольную свободу действий, не всё должно быть дозволено) - Какие меры приняли хозяин и соседка?
Найдите: какие слова подобрал хозяин, чтобы успокоить собаку?( важно не только то, что сказал, но и как сказал) - Как он говорил с Васькой? ( серьёзно, как с человеком) - Почему серьёзно? ( чтобы Васька понял, что хозяин им недоволен. Но в то же время он говорил с ним, как с другом)
- Что бы вы сказали Ваське?
- Понял ли Васька, как следует вести себя, если хозяина нет дома? Прочитайте до конца последнюю 5 часть молча и докажите это словами из текста.
- Каким стал Васька?
Почему изменилось поведение собаки? Только ли потому, что Васька испугался телефонной трубки? - Что происходило с Васькой, после того, как с ним поговорил хозяин?(он испытывал чувство вины)
- Какой эпизод был самым напряжённым? А самым смешным? - Какому эпизоду соответствует иллюстрация в учебнике на стр. 116? - А какой эпизод вам больше понравился? - Что интересного вы узнали о повадках животных? - Бывали ли похожие случаи с вашими домашними животными?
10. Закрепление. Творческая работа.
- Кому из героев принадлежат эти качества?
добрый мудрый любит животных хорошо знает их повадки
- Что ещё можно сказать о хозяине?
- Дайте портретную характеристику Ваське.(умный. ласковый, любит хозяина.. слушается его, преданный, любит побаловаться, весёлый)
Подумайте, можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
Объясните смысл выражений: « Люди и животные нужны друг другу», «Собака – друг человека».
11. Итог. Домашнее задание.
- Чем хорош этот рассказ? -Как автор относится к своему герою и чему он нас учит? ( любит его, учит нас , что если мы взяли в дом животного, то мы в ответе за его воспитание, поведение. Ведь у каждого животного есть свой характер и обязательно важно добиться взаимопонимания с ним) - Какие чувства пробудил в вас рассказ? - Выразите свои чувства в цвете .Раскрасьте свой квадрат теми цветами, которые наиболее полно передают ваше отношение к прочитанному, ваши чувства. - Объясните, почему вы выбрали этот цвет? - Справились ли мы с поставленными задачами?
Дом. зад – стр. 114-117 пересказ, инсценирование.
Я советую прочитать рассказы Б. Емельянова. У него ещё есть рассказы о собаках. Например, «Как я покупал собаку.» Он не зря писал о собаках, так как считал их самыми верными друзьями человека. Он писал, что не может жить и работать , если у него нет собаки.