Экспозиция | -В начале урока мы послушаем ваше домашнее задание – краткий пересказ рассказа «Прыжок». Подготавливает к знакомству с новым произведением. На экране появляется картина «Три богатыря». -Вам знакома эта картина. Как эти герои связаны с литературным чтением? Как называются произведения о богатырях? -Вспомните, какие былины вы знаете? Кто их автор? -Сегодня мы прочитаем еще одну былину. Её автор известен – это Лев Николаевич Толстой. | Пересказывают рассказ. Рассматривают картину. Делают вывод, что о богатырях созданы былины. Называют былины: «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья Муромец и соловей-разбойник». Автор – народ. | Мотивация, актуализация. |
Анализ текста | -Что в тексте указывает на историчность произведения? -Все ли слова вам понятны? Предложить детям объяснить слова, найти их в учебнике. Наиболее сложные случаи вынести на слайд. -О каком событии рассказывает эта былина? -О чем договорились князья? Прочитайте. -Как проверяли силу Ивана? -Рассмотрите иллюстрацию на стр.144. К какому фрагменту текста она подходит? -Для того, чтобы лучше представить этого богатыря, выполните упр. в РТ на стр. 85-86 | Находят устаревшие слова. Находят незнакомые слова, объясняют значение. -О нападении печенегов. Находят нужный фрагмент. Рассказывают о проверке. Рассматривают иллюстрацию, читают описание. Выполняют задания в РТ. | Предметный результат: знакомство с произведением. Познавательные УУД: анализ |
Физминутка | А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело | | |
Работа в группах | Организует работу в группах: -Мы определили, что некоторые былины составил народ. На уроке мы узнали о былине Л.Н.Толстого. Попробуйте сравнить эти произведения. Разделитесь на три группы. 1 группа – сравнивает с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич». 2 группа - «Добрыня и Змей», 3 группа - «Илья Муромец и соловей-разбойник». -Результаты работы оформите на лист в виде таблицы. Решите сами, как её заполнить. Проверка результатов. -Подумайте, почему народ наделил героев такой необыкновенной силой? Микроитог: что общего в этих былинах? Чем различаются? | Работают в группах, ищут сходства и различия. Представляют результат. Делают микровывод. Выдвигают предположения. | Познавательные УУД: анализ, сравнение. Коммуникативные УУД: умение работать в команде. |
Организационно-связующий | -Я дам вам карточки со словами, а вы зачеркнете те, которые не подходят, по вашему мнению, к образу богатыря. 1 карточка -Высокий, смелый, трусливый, необычный силач, сообразительный, жадный. 2 карточка. Жадный, необычный силач, мужественный, отважный, сильный, грубый, счастливый воин. -С каким произведением познакомились? В каком жанре оно написано? Кто автор? В каких еще жанрах писал Л.Н.Толстой? | Работают на карточках, определяют, каким же должен быть богатырь. Называют произведение, определяют его жанр. | Подведение итогов, рефлексия |