Тема: Воздух и его свойства. Движение воздуха - ветер.
Цели:
познакомить с составом воздуха, его свойствами;
формировать знания учащихся о воздушном океане Земли - атмосфере;
развивать коммуникативные навыки и творческие способности через групповую форму работы;
показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;
рассказать о мероприятиях, проводимых для охраны чистоты воздуха.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ожидаемый результат: Учащиеся должны иметь представление о составе воздуха, знать о его свойствах.
имеют представление о воздухе и его свойствах , умеют анализировать свойства воздуха;
могут анализировать, проявлять творческие и практические способности, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы высокого уровня, оценивают свою работу.
задают вопросы высокого уровня, организуют ребят в группе, критически оценивают свою деятельность через саморефлексию Понятия: эксперимент, опыт.
Методы преподавания: информационный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; деятельностный.
Форма: работа в группе, индивидуальная, фронтальная
Модули:1.Использование ИКТ 2. Новые подходы 3.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 4.Обучение талантливых и одаренных детей .5.Обучение критическому мышлению.
Оборудование: корзинки, стикера, стакан, вода, мячик, свеча, картинки с проведением опытов, тексты на карточках, слова для кластера, презентация урока, ромашка «Блума», песенка «Когда мои друзья со мной».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок ,
Начинается урок.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Тренинг"Волна"
Инструкция. «Возьмитесь за руки. Сейчас я буду пускать волну вот так (показывает, поднимая руку). Ваша задача - когда волна дойдет до вас, пустить ее дальше. Попробуем... Теперь я пускаю встречную волну».
Процедура проведения. Группа становится в круг. Участники берутся за руки. Ведущий дает инструкцию и показывает, как пускаются волны: поднимает руку, держа руку соседа. Получилась волна. Чтобы передать ее дальше, нужно соседу поднять вторую руку с рукой своего соседа и т. д. Ведущий ускоряет ритм волн. Затем пускает встречные волны. Когда волна возвращается к тренеру, он может либо передать ее дальше, либо остановить.
Как только интерес группы начинает ослабевать (смех стихает, энергетика спадает), тренер прекращает разминку, резко поднимая и бросая руки вниз. Заканчивается разминка аплодисментами.
2. Введение в тему урока.
- Ребята, я хочу спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
( с друзьями ) Я с вами полностью согласна. (звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»).
3. Вызов. Сообщение темы урока.
- Видели ли вы воздух?
(Групповая и индивидуальная работа) Прием «Корзина идей» Вспомните все, что вы знаете о воздухе, запишите и положите в свою корзинку.
Отчет групп об идеях. Если услышали похожее, сразу в корзину отправляем.
4. Работа по теме урока. Осмысление.
Прием «Взаимообучение». Работа в группах по карточкам.
1 группа -
1. Как называется воздушная оболочка Земли? Прочитайте, какое еще значение имеет атмосфера.
2. Воздушная оболочка планеты необходима для дыхания.
3. Воздух не дает земной поверхности перегреться от Солнца и в то же время бережет её тепло от рассеивания в пространство.
4. Атмосфера – надежная защита нашей планеты от метеоритов.
5. Атмосфера охраняет Землю, растительный и животный мир от губительного влияния космического излучения.
Вопрос группам: - Произнесите наиболее важное значение.
Вывод! Все имеет важное значение.
- Сегодня мы откроем секреты воздуха.
2 группа. Состав воздуха. Подписать иллюстрацию.
Учитель: Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
Углекислый газ - Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания живых существ. Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т.е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.
Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.
Азот – означает «безжизненный». Эта часть воздуха не поддерживает дыхание и горение. Но без азота не могут расти растения.
Кислород– человек способен жить без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т.е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем в воде или в почве.
Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.
Вопрос группам – Почему в составе воздуха так важен азот?
3 группа Инертные газы.
Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон. Эти газы назвали инертные (малоактивные)
Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.
Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.
Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.
Еще есть в воздухе водяные пары и различные примеси.
Вопрос группам – Как в хозяйстве используют гелий?
Метод «Исследование»
- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
- Есть ли он вообще? Может, его придумали?
- Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
Итак, начнём. Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
-А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и… заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
Кто работает в лаборатории? (учёные )
Руководить нашей лаборатории Куспакова Раушан Тулегеновна
Рассказ о свойствах воздуха, показ презентации.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.
– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
Где человек использует это свойство?(Двойные рамы, шубы из меха,утепляет на зиму подвалы,)
Вывод: воздух плохо проводит тепло.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.
– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
Где человек использует это свойство?(Двойные рамы, шубы из меха,утепляет на зиму подвалы,)
Вывод: воздух плохо проводит тепло.
5. Рефлексия.
Прием «Кластер» (Работа в группах)
По картинкам и предметам учащиеся догадываются о каких свойствах воздуха идет речь, выбирают из списка это свойство и составляют кластер на доске.
1 гр. Воздушные шары разного цвета, чашка с водой, стакан
Свойства: Без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, занимает место.
(На земле есть толстый слой воздуха, и он хорошо виден. Что это? Какого он цвета?)
2 гр. Мячик, стакан с водой, картинки с опытом о весе воздуха.
Свойства: растворен в воде, сжимаем, упруг, имеет вес.
(Как в автомобилестроении используют упругость воздуха?)
3 гр. Свечка, стакан, банка, картинки воздушных шаров, животные, птицы, меховая одежда.
Свойства: поддерживает горение, не проводит тепло, движение воздуха, теплый воздух поднимается вверх.
(Как при пожарах используют свойство, что воздух поддерживает горение?)
Ромашка «Блума».
1) Как называется воздушная оболочка Земли?
2) Правильно ли я поняла, что азот способствует росту растений?
3) Где используют движение воздуха – ветер?
4) Почему постоянно говорят о защите чистоты воздуха?
5) Что произойдет, если я снег накрою шубой, он растает?
6) Хорошо ли вы усвоили материал?
«Метод пяти пальцев»
М – мизинец.
- Какие знания вы сегодня получили ?
Б – безымянный
- Что я сегодня делал и чего достиг ?
С – средний
- Чем я сегодня помог однокласснику ?
У – указательный
- Что я сегодня сделал для своего здоровья ?
Б – большой
- Какое у вас настроение ?
-Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!