Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок посвященный первому полёту человека в космос.»
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвётся…
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьётся!
( Н. Добронравов).
І Актуализация знаний.
Учитель. Послушайте стихотворение:
Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой.
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять,
Услышав мычанье.
И чтобы корова меня
Не съела нечаянно.
- О чём оно?
Дети. О желании, о мечте.
( при затруднении акцентировать внимание детей на слове хочется).
Учитель. Стихотворение и называется «Желание».
Отложены детские книжки,
Не хочется мне и гулять,
Оставлены куклы – малышки,
Я буду сегодня мечтать.
( Лариса Касимова)
- У каждого есть мечта. И мечты бывают разные.
Мечтает котёнок стать рыжим котом
Сибирской породы с ангорским хвостом.
( Роман Сеф).
- А вот о чём мечтал замечательный детский поэт Роман Сеф:
« А ещё мне всегда хотелось летать. Но не на самолёте, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землёй, видеть сверху города, озёра и пашни и улыбаться… Ведь это такое счастье – махать руками, плыть в небе и улыбаться…»
Я сделал крылья
И летал
Над всем
Над белым
Светом!
Я сделал крылья
И летал
И песни пел
При этом! (Роман Сеф)
ІІ Введение в тему.
Учитель. Русские люди давным-давно мечтали о полётах, о покорении звёздного пространства. Герои любимых сказок летали на ковре – самолёте. А русский человек такой: если он о чём – то мечтает – обязательно будет стараться, чтобы его мечта осуществилась.
Как вам известно, помимо нашей Земли существует много других планет. Какие планеты вы знаете?
Учитель. Освоение космоса началось с создания первых ракет, которые стали доставлять в космос спутники, зонды и космические корабли.
Прикрепляю на доску карточки со словами и показываю слайды с изображениями перечисленных аппаратов.
- Зонды служат для наблюдения за Луной и планетами Солнечной системы.
Спутники – это запускаемые в космос аппараты со сложными приборами, которые вращаются вокруг Земли и обеспечивают телефонную и телевизионную связь, передают на Землю метеорологические данные, предсказывают погоду.
В 1957 году Советский Союз ( раньше так называлась наша страна) осуществил запуск первого в мире искусственного спутника Земли.
В том же году был запущен второй советский спутник, на котором в космос впервые полетело живое существо – собака Лайка. (Слайд)
В безжизненном, холодном пространстве космоса забилось живое сердце.
Потом полетели другие животные. Мир был потрясён.
А как же человек? Может ли он полететь? Может ли осуществиться его давняя мечта?
Оказывается, может!
Ребята, кто был первым человеком, покорившим космос?
Дети. Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд)
ІV Рассказ о Ю. А. Гагарине.
Учитель. Как вы думаете, каким был этот человек?
Выслушиваются ответы детей.
- Юра Гагарин пошёл в школу 1 сентября 1941 года, в год, когда началась Великая Отечественная война с фашисткой Германией. Беззаботное детство оборвалось. В деревню Клушино, где жила семья Гагариных, ворвались фашисты и почти два года хозяйничали в ней. Юра ненавидел врагов и, как мог, вредил им: разбрасывал на дороге, по которой ездили вражеские машины, осколки бутылок, кривые гвозди. Машины на полном ходу наскакивали на эти «мины» и протыкали себе шины.
И наступил счастливый день. Советские солдаты прогнали врагов. Взрослые начали строить, восстанавливать разрушенные дома, школы, заводы. Рабочих рук не хватало – ведь у многих отцы и братья не вернулись с войны. И Юра пошёл учиться на рабочего. Днём работал, вечером шёл в школу.
Юра много читал. Однажды ему попалась книга о ракетах. Ему представились, космические корабли и неудержимо захотелось летать.
V Чтение учителем рассказа «В небе» В. Бороздин.
(Приложение)
Учитель. Кого же послать в первый полёт? Комиссия единогласно решила: летит Гагарин.
VІ История праздника – дня космонавтики.
Учитель. А теперь перенесёмся на 55 лет назад.
- Корабль «Восток» с Юрием Гагариным выполнил один оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут ( слайд), Гагарин чувствовал себя первооткрывателем мира. От счастья он запел:
Родина слышит, Родина знает…
Сообщение о полёте было передано и по телевизору: Гагарин в космосе!
Во весь телевизионный экран была показана Красная площадь с набежавшими людьми. Народ обнимался, пел, вскидывал над головой самодельные плакаты с надписями «Гагарину – ура!» А потом крупным планом показали портрет Юрия Гагарина. Гагарин стал героем всей Земли. Его имя знает весь мир. Он положил дорогу в космос. Так и появилось слово космонавт.
Стихотворение читают заранее подготовленные дети:
Сказал «Поехали!» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась –
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь всё это - навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не может запретить!
Но будет жизнь! Но всё же вспомним,
Что кто – то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный, Открыть эпоху он сумел.
- И теперь день 12 апреля является праздником в честь лётчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. Это день космонавтики.
VІІ Рассказ об условиях работы космонавтов.
Учитель. В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, всё, что не закреплено, - летает. Это состояние называется невесомостью (карточка). Человеку хотелось преодолеть земное тяготение и выйти в космическое пространство. И в 1965 году человек выходит в открытый космос. И вновь это советский космонавт – Алексей Архипович Леонов (слайд).
Алексей Леонов не просто побывал в открытом космосе, но и показал потом людям, что он там увидел. Он написал картины, на которых запечатлел увиденное. Посмотрите, краски космоса удивительны! (Слайд.)
Без специального оборудования человеку в космосе не выжить. Для космонавтов создана специальная одежда. Отгадайте ребус – и вы узнаете, как она называется.
А
Д
А
С
Ф
Р
Н
К
3
7
5
1
4
8
6
2
Дети. Скафандр.
Учитель. Выходя в открытый космос, космонавт надевает скафандр
( карточка), который его защищает и позволяет ему дышать.
Для космонавтов создана специальная еда. Бульон в тюбике, в каком обычно бывает зубная паста, шоколад в тюбике, чай в тюбике – так питались в космосе раньше. Сейчас в каждую космическую экспедицию отправляются не только тюбики с продуктами, но и свежие фрукты, в том числе киви, апельсины, яблоки. А ещё в полёт отправляется лаваш – белый хлеб в виде большой плоской лепёшки. Он не крошится и не так быстро черствеет, как хлеб. Когда экипаж станции проводит в космосе по полгода, свежий лаваш или кусочек яблока поднимают настроение.
VІІІ Физкультминутка.
ІX Рассказ о работе в космосе, её значении.
Учитель. На борту космических станций люди могут жить и работать в течение нескольких месяцев. Чем же они занимаются?
После запуска космический корабль выходит на орбиту – путь корабля (карточка), и космонавты проводят исследования. Так в космосе проводились эксперименты по рождению живых существ: на орбите появлялись птенцы. Ещё проводились медицинские эксперименты по изучению сна: человек отдыхал в течение 1 часа, а его состояние было таким, будто он спал 8 часов. Это важно для людей, которые занимаются серьёзными научными работами, - человек, мог бы отдыхать меньше и больше посвящать себя труду. Мы все ежедневно пользуемся массой вещей, созданных благодаря космонавтике. Даже пользование мобильным телефоном – заслуга космонавтики.
Гордится космонавтикой страна –
Она была и будет нам нужна!
Космос должен быть мирным. Все исследования, которые проводятся космонавтами разных стран на борту кораблей, вся работа осуществляется во имя того, чтобы люди на Земле жили лучше, чтобы был мир.
- Исследования в космосе не должны вредить природе и людям.
X Выявление качеств, которыми должен обладать космонавт.
Учитель. Мы начали наш урок со стихотворения о мечте. Мечта о путешествиях на Луну может стать реальностью. Представьте – на каникулы слетать на Луну! Возможно, скоро появятся космические туристы – школьники. А может быть, у вас появится мечта стать космонавтом. Об этом могут мечтать не только мальчики, но и девочки.
Космос покоряется и женщинам. В 1963 году космический корабль поднял в космос первую женщину – космонавта – Валентину Терешкову. (слайд).
Мечта становится реальностью, если человек трудолюбив, любознателен, настойчив. И именно таким человеком был пионер космоса – первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, именно такими были и есть все космонавты. Это мужественные люди, герои.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом?
Выслушиваются ответы детей.
- Да, надо много знать, быть целеустремлённым, добиваться своих целей ежедневным трудом.
Хотя космический полёт запрограммирован ещё на Земле, пилот должен всё время быть начеку, чтобы быстро вмешаться, если начнут возникать какие – либо отклонения от программы. Поэтому космонавты – это люди отважные, смелые, решительные, серьёзные.
Давайте послушаем, каким был Юрий Гагарин.
Звучит песня «Знаете, каким он парнем был….» ( муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
XІ Творческая работа.
Учитель. На уроке технологии мы представили с вами, что мы находимся на площадке, с которой стартуют космические корабли, - на Байконуре.
Первым учёным – конструктором ракетно – космических систем был Сергей Павлович Королёв (слайд).
Мы сконструировали свои ракеты.
- Молодцы! Вы хорошо потрудились, поэтому каждый из вас сможет отправиться в полёт. И давайте пожелаем всем – тем, кто уже летал, и тем, кто готовится к новым космическим полётам, - здоровья, счастья и новых подвигов!
XІІ Рефлексия.
А сейчас все вместе споём песню «И на Марсе будут яблони цвести».
XІІІ Подведение итогов урока.
Учитель. Чему учились на уроке? Что узнали нового?