Просмотр содержимого документа
«Библиотечный экологический урок "Это наша с тобою Земля!"»
-Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?
-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы! - посмотрите еще раз на слайд и разделите фотографии на две группы. (мир животных и растений) - Но что-то их объединяет! Ваши предложения? (эти фото относятся к миру живой природы.Это всё дикие животные и растения, которые растут независимо от человека) - Вы предложили несколько вариантов -На нашем занятии сегодня мы постараемся узнать, что ещё их объединяет. Послушайте загадку: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком. (Книга) - Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались? - Правильно. Это Красная книга. Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги. (тема «По страницам красной книги»)
Знакомство с Красной книгой -Почему эту книгу назвали красной? -Где вы встречались с красным цветом? (Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора- опасность,переходить дорогу нельзя) -Правильно,сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой?
Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно,
Красная книга, Красная книга.
И тревога за жизнь неустанна, Чтоб не сгинуть в космической мгле!
Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо всё на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем.
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.
Давайте поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений? (Изменяется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма). - А теперь послушайте одну историю: « Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать: -Зачем, -сердится, -ландыши нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и… - Но почему?- чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые. - Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит – всяк сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое,- мы в результате себя же и губим». ( Дитрих А. Почемучка.- М.:Педагогика-Пресс, 1993) -Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений? (человек) -Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является чаще всего человек. Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948г. В 1963 году вышла первая книга Международного Союза Охраны Природы. Хранится эта книга в Швейцарском городе_Морже. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный.
-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете-почему?
(для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам) -Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках. - На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, уссурийский тигр. -На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – кавказская черепаха. Люди тысячами вылавливают их ради забавы и из-за красивого панциря. На белых – сведения о редких видах. Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания. На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живёт моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг. На зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению. Чёрными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. Например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его к полёту. В течение столетия на Комондорских островах шло безжалостное истребление этих птиц. -Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные…
-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга.
Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты. Охраняются птицы, Охраняются звери, Охраняются даже цветы! Б. Дубровин
Физминутка Это-правая рука, Это- левая рука. Справа- шумная дубрава, Слева- быстрая река… Обернулись мы, и вот Стало всё наоборот. Слева- шумная дубрава, Справа- быстрая река. Неужели стала правой Моя левая рука?
- Скажите, а как называется Красная книга у вас на столе?
Вы обратили внимание, что на столах книги с разными названиями, а кто знает почему? (Читинская область и Забайкальский край)
Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского округа была составлена и выпущена в 2002-2003годах, а Красная книга Забайкальского края в 2012-13 годах, после объединения двух субъектов России Читинской области и Бурятского округа.
-Давайте сравним книги и определим, есть ли что-то общее между этими изданиями (открываем разные страницы и сравниваем материал).
Полистайте книги и найдите знакомые вам растения или животное. В какой книге вы нашли знакомый объект природы? Посмотрите, а есть ли этот объект в другом экземпляре книги? (приводят три –четыре примера)
- А теперь ответим на вопрос: «О какой опасности предупреждает Красная книга?» Прочтите текст: «Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окружёнными разными животными, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой».
Как вы понимаете это выражение? Что значит дружить с природой?
4. Работа в группах -Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?(нет. Надо охранять и всю природу) -А что мы с вами можем сделать для охраны природы? - Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы (на столе экологические знаки). Каждая группа пишет 1-2 правила друзей природы к экологическому знаку. Защита правил - не ломай ветки деревьев и кустарников; - не рви много цветов на лугу и в лесу; - не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых; - не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд; -не мусори в лесу, у реки; -не шуми в лесу. - Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.
Наказ юным экологам:
Любите родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. 5. Обобщение -Вы очень хорошо поработали сегодня, молодцы.
–С какой книгой вы сегодня познакомились?
-О чем рассказала вам Красная книга?
- Красная книга - это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещенных в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда - программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе! Домашнее задание
- Предлагаю вам принять участие в проекте «Моя Красная книга». Для этого нужно на альбомном листе написать о животном или растении из Красной книги и красиво оформить. Затем мы все листочки подошьём, и у нас получится своя «Красная книга».
6. Рефлексия.
У вас на столе лежат фрукты, они разного цвета. Вам нужно выбрать один фрукт в зависимости от того, как вам понравилось занятие:
Красное яблоко – очень понравилось;
Желтый лимон – не очень;
Оранжевый апельсин – Тема охраны природы – очень важна и вам бы хотелось еще поработать с Красной книгой.
Выберите фрукт, положите его на поднос и передайте мне. По вашим фруктам я сделаю вывод о необходимости подобного задания и понравилось ли вам занятие.