Просмотр содержимого документа
«Безударные гдасные»
Русский язык УМК «Перспектива»
Тема урока: Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. Алгоритм «Шаги к умению».
Цели:
- формировать умение находить в словах буквы безударных звуков;
- развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова;
- создать представление о единообразном написании слова;
Планируемые результаты:
Предметные – повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и проверки написания безударных гласных в корне слова.
Личностные – уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные –
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основной метод, используемый на уроке – проблемный.
Проблема, решаемая на уроке – «Алгоритм проверки безударной гласной в слове».
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
– Запишите число, классная работа.
2.Чистописание.
На доске: а о я и е ё
– К какой группе относятся эти буквы? (Гласные.)
- Почему они пришли к нам на урок? (О них пойдёт сегодня речь на уроке)
Пропишите буквы.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь!
3.Разминка “Доскажи словечко”.
– Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).
– Звуки бывают … и … (гласные и согласные).
– Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).
– Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).
– Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).
4. Проблемная ситуация. Актуализация знаний.
1) – Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Вот мы сейчас проверим, как работает алгоритм. Сейчас вам нужно отгадать загадку, показать на веере букв безударную гласную и назвать проверочное слово.
1.Летом зеленеет, Осенью желтеет. (Трава, проверочное слово травы.) 2.В лесу темно, все спят давно. Одна птица не спит, на суку сидит, Мышей сторожит. (Сова, проверочное слово совы.) 3.Летом я летаю, мёд собираю. Но когда меня подразнишь, Тогда кусаю. (Пчела, проверочное слово пчёлы.) 4.– Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? – Облетел я всю Сибирь, – Как зовут тебя? (Снегирь, проверочное слово снег.)
5.Тройка, тройка прилетела! Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром. (Зима, проверочное слово зимний.) 6.Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета.(Заяц.)
– Почему вы не смогли подобрать проверочное слово? (Это словарное слово, гласную проверить нельзя. Написание слова нужно запомнить и проверять по орфографическому словарю.)
7. Физкультминутка.
8.Отработка умения проверять безударную гласную.
Профессор Самоваров предлагает игру-соревнование- стр.105
Задания на листочках- Групповая работа
- По сигналу передаём лист, записывая проверочное слово и вставляем букву в проверяемое. Последний прикрепляет лист на доску.
Стр.106- О чём напоминает нам профессор Самоваров?
Прочитаем.- Не забудьте!
Устная работа- Приготовили сигналы. Итак, какие буквы пропущены в словах?
9.Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков), Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
10. Работа по учебнику- Учебник с.107 упр.181 –-Отработка умения проверять безударную гласную.
Вспомним Алгоритм проверки безударной гласной в слове
1.Поставить в слове ударение.
2.Найти букву безударного гласного звука.
3.Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.