Учитель: Белозерова Н.В.. ________
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, средства, формы работы |
Орг.момент | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность; Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Алёна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Если все готово, глазки на меня, спинки ровно. | Приветствуют учителя Настраиваются на работу | Форма работы: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |
Актуализация знаний и умений | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий; Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации. | Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Что вам было задано? Д.з на четверг: 1 вариант: пересказ «Волга и Вазуза», 2 вариант- Как гуси Рим спасли» Прочитайте слова на слайде, о ком они? Забавой он людей исправил, (Слайд 2) Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша боль. И не забудут этой боли, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Как вы думаете, о ком написаны эти строки? И. А. Крылов родился в семье военного. Был одаренным ребенком. Но жизнь его сложилась с детства так, что ему не пришлось учиться в школе. Однако стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 11 лет Крылов уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке. И. А. Крылов написал очень много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, какой пользовался далеко не каждый писатель. Уже при жизни И. А. Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа, ведь его басни понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой разговор. И. А. Крылов рассказывает о различных поучительных происшествия, читая басни, мы не только узнаем, что случилось с героями, но и видим перед собой яркую, живую сценку в своем воображении. Мы с вами уже знакомы с некоторыми его произведениями? Назовите их. ( «Ворона и лисица», «Слон и моська», Мартышка и очки) К какому жанру они относятся? | О И.А. Крылове «Ворона и лисица», «Слон и моська», Мартышка и очки | |
Подготовка к первичному восприятию | Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения; Оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. | Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет». Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день Что такое квартет? (Ответы детей) (Если не отв: Где можно уточнить значение слова?) Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. (на слайде) Где четыре музыканта Замечательно играют, Этот маленький оркестрик Все квартетом называют. Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней? Прослушивание басни. | | Форма: фронтальная Методы: наглядные Средства: беседа, рассказ |
Первичное восприятие | Познакомить учащихся с произведением; Обеспечить эмоциональный восприятие, возникновение интереса к произведению. | Сейчас вы сядете поудобнее и настроитесь слушать басню https://yandex.ru/video/preview/16219181456521903373 | Слушают аудиозапись | Форма: фронтальная Методы: наглядные Средства: речь учителя |
Проверка первичного восприятия | Дать возможность поделиться впечатлениями; Выявить качество самостоятельного восприятия текста; Скорректировать дальнейший анализ произведения. | - Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»? - А можете их назвать? - О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет) Физкультминутка Откроем учебник на стр. 63. Сейчас читаем жужжащим чтением и карандашиком подчеркиваем слова, которые вам непонятны (вывести на слайд картинки этих инструментов) БАС - медный духовой музыкальный инструмент. АЛЬТ – музыкальный смычковый инструмент, несколько больше скрипки. ПРИМА – инструмент или голос, исполняющий ведущую партию. ВТОРА – второй музыкальный инструмент или голос в музыкальной партии; затеяли – решили сыграть, пришла такая мысль; пленять – восхищать, поражать; | | Фронтальная работа Наглядные Беседа |
Постановка учебной задачи | Мотивировать к перечитыванию произведения; Вызвать потребность в аналитической работе. | Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню? (на 2) Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни. Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование. Прочитайте. 2 часть – мораль. Прочитайте («А вы , друзья, как ни садитесь , Все в музыканты не годитесь) Как вы понимаете мораль басни? В любом деле можно как угодно менять местами людей, но если эти люди не профессионалы и без знаний этого дела, то общее дело не сладится и толку не будет. | На 2 | Фронтальная работа Наглядные, практические Беседа |
Анализ произведения | Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею; Формировать читательские умения. | - Какие животные участвуют в квартете? Хорошо, поработаем в парах. Возьмите карточки. Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями) Проказница- Мартышка | упрямый, туповатый | Козел | неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. | Осел | существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, | Косолапый Мишка | лишенный всяких музыкальных способностей | А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.) Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.) Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? - Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни? А что у нас значит словосочетания … дерут – не играют, а извлекают неприятные, резкие звуки; не так сидите – это главная причина того, что не получается музыка; случилось соловью на шум их прилететь – выбран тот, кто действительно понимает толк в музыке, настоящий профессионал услышал не музыку, а шум.) | (Проверка по слайду) Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”) Осел - упрямый, туповатый Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. (Cоловей, Мартышка, осел.) (Соловей самая музыкальная птичка.) | Фронтальная работа Наглядные Беседа |
Обобщение | Обобщить результат анализа произведения; Обеспечить более глубокое, целостное восприятие произведения. | Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении. I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки: II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья Как будет читать Мартышка? А Осёл как ? А соловей у нас как будет читать? Обратите внимание на слайд, вам дана помощь как читать слова того или иного героя. I ряд -читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая. II ряд –читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды. III ряд- читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка. (прослушать по 1 чел с ряда) А теперь давайте прочитаем басню у доски по ролям. Какие роли у нас есть? (мартышка, осел, соловей, автор) Чему научила вас басня «Квартет»? Важно ли сегодня читать басни Ивана Андреевича Крылова? | | Фронтальная, индивидуальная, парная работы Наглядные, практические Беседа |
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание | Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели. | С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор данного произведения? Что полезного вы вынесли для себя из сегодняшнего произведения? А какие произведения Крылова вы еще знаете? Чему учат басни Крылова? Ваше домашнее задание будет: Читать по ролям басню, по желанию выучить наизусть Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам самим подвести итог нашего урока и оценить сами себя. «Говорящие рисунки» Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй лицо «спокойное». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо Урок окончен! Не забудь убрать за собой свое рабочее место и приготовится к уроку. | | Фронтальная форма Наглядные Речь учителя |