Тема урока: Басня С.В.Михалкова «Зеркало»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Проанализировать басню С.В.Михалкова «Зеркало»
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
- Продолжить работу по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.
Развивающие:
- Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт;
- Развивать сценические способности детей;
- Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению художественных произведений, которое помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширять кругозор;
- Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Оборудование:
Портрет С.В.Михалкова, картинки с изображием слона, носорога, страуса, верблюда, жирафа
Ход урока
- Организационный момент
- Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила.
Вспомним эти правила.
(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спиши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
«Спинка прямая, логти у края»
I. Этап актуализации знаний
- Прежде, чем я сообщу тему нашего урока, давайте повторим и закрепим знания о басне.
Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Мораль басни - это вывод автора, его оценка героев и событий. Какие басни вы знаете? (Ответы детей.)
II. Постановка учебной задачи и ход её решения.
- Сегодня мы будем анализировать басню С.В.Михалкова, которая называется «Зеркало». Басня занимает одно из центральных мест в творчестве С.Михалкова.
Выскажите предположения, о чем может пойти речь в этой басне?
- Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определенную особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?
- Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.
III. Первичное восприятие произведения.
- Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники на стр. 94 и прочитайте басню. (чтение текста).
- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.
- Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?
IV. Анализ текста басни. Выявление морали.
- Как дразнил Носорог Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса? Почему он издевался над животными?
- Кого увидел в зеркале Носорог? Что его рассмешило? Знал ли он, что смеётся над своим изображением?
- Почему животные перестали обижаться на Носорога?
- Что тебе показалось в этой беседе смешным, а что - поучительным?
- Какой недостаток высмеивается в басне? Назови мораль басни.
- Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?
V. Выразительное перечитывание текста басни по ролям. Разыграть спектакль по ролям.
VI. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.
- Могло ли что-то подобное произойти с людьми?
- Были ли у вас похожие ситуации?
- Как вы поступали?
VII. Итог урока (Рефлексия).
Послушать аудиозапись басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».
- Чем она похожа на басню С.В.Михалкова? Какой прием используют авторы, чтобы показать человеческую глупость на примере животных?
Басня «Зеркало и Обезьяна» в своем содержании высмеивает глупость, язвительность, бестактность Мартышки, которая в зеркале «видя образ свой», не хотела узнать себя и спросила Медведя: «Кум, милый мой, что это там за рожа?». И тут же вспомнила «средь кумушек своих таких кривляк пять-шесть». В ответ услышала добрый совет Мишеньки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?»
Похожая тема раскрыта и в басне Михалкова «Зеркало».
Зверям надоели эти насмешки, и они решили проучить нахала. И вот тут появляется зеркало. Поставили его звери перед Носорогом, чтобы повнимательнее он посмотрел на себя. Носорог долго хохотал и кричал: «Что это там за уродина?» но так и не понял, что это был он сам. Ну а все решили, что Носорог «глуп, как пробка», и перестали обижаться.
- Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?
- Что бы вы изменили в себе после этого урока?
- Что понравилось больше всего?
VIII. Домашнее задание:
Подготовить пересказ басни от лица одного из героев.
Написать письмо Носорогу. Какой совет ты ему дашь?