kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Басня С.В.Михалкова "Зеркало"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Тема урока:  Басня С.В.Михалкова «Зеркало»    

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Проанализировать басню  С.В.Михалкова «Зеркало»

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
  • Продолжить работу по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.

 

Развивающие:

  • Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт;
  • Развивать сценические способности детей;
  • Развивать творческие способности учащихся.

 

Воспитательные:

 

  • Воспитывать любовь к чтению художественных произведений, которое помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширять кругозор;
  • Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

 

Оборудование:

Портрет С.В.Михалкова, картинки с изображием слона, носорога, страуса, верблюда, жирафа

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила.

Вспомним эти правила.

(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

 

Если друг стал отвечать,

Не спиши перебивать.

 

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

 

«Спинка прямая, логти у края»

I. Этап актуализации знаний

- Прежде, чем я сообщу тему нашего урока, давайте повторим и закрепим знания о басне.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами  обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Мораль басни - это вывод автора, его оценка героев и событий. Какие басни вы знаете?  (Ответы детей.)

II. Постановка учебной задачи и ход её решения.

- Сегодня мы будем анализировать басню С.В.Михалкова, которая называется «Зеркало». Басня занимает одно из центральных мест в творчестве С.Михалкова.

Выскажите предположения, о чем может пойти речь в этой басне?

- Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определенную особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?

- Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.

III.  Первичное восприятие произведения.

- Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники на стр. 94 и прочитайте басню. (чтение текста).

- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.

- Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?

IV.  Анализ текста басни. Выявление морали.

- Как дразнил Носорог Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса? Почему он издевался над животными?

- Кого увидел в зеркале Носорог? Что его рассмешило? Знал ли он, что смеётся над своим изображением?

- Почему животные перестали обижаться на Носорога?

- Что тебе показалось в этой беседе смешным, а что - поучительным?

- Какой недостаток высмеивается в басне? Назови мораль басни.

- Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?

 V. Выразительное перечитывание текста басни по ролям.                              Разыграть спектакль по ролям.

VI. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

- Могло ли что-то подобное произойти с людьми?

- Были ли у вас похожие ситуации?

- Как вы поступали?

VII. Итог урока (Рефлексия).

Послушать аудиозапись басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».

- Чем она похожа на басню С.В.Михалкова? Какой прием используют авторы,  чтобы показать человеческую глупость на примере животных?

Басня «Зеркало и Обезьяна» в своем содержании высмеивает глупость, язвительность, бестактность Мартышки, которая в зеркале «видя образ свой», не хотела узнать себя и спросила Медведя: «Кум, милый мой, что это там за рожа?». И тут же вспомнила «средь кумушек своих таких кривляк пять-шесть».  В ответ услышала добрый совет Мишеньки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?»

Похожая тема раскрыта и в басне Михалкова «Зеркало».

Зверям надоели эти насмешки, и они решили проучить нахала. И вот тут появляется зеркало. Поставили его звери перед Носорогом, чтобы повнимательнее он посмотрел на себя. Носорог долго хохотал и кричал: «Что это там за уродина?» но так и не понял, что это был он сам. Ну а все решили, что Носорог «глуп, как пробка», и перестали обижаться.

- Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?

- Что бы вы изменили в себе после этого урока?

- Что понравилось больше всего?

VIII. Домашнее задание:

Подготовить пересказ басни от лица одного из героев.

Написать письмо Носорогу. Какой совет ты ему дашь?

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Басня С.В.Михалкова "Зеркало" »

Тема урока: Басня С.В.Михалкова «Зеркало»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Проанализировать басню С.В.Михалкова «Зеркало»

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

  • Продолжить работу по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.


Развивающие:

  • Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт;

  • Развивать сценические способности детей;

  • Развивать творческие способности учащихся.


Воспитательные:


  • Воспитывать любовь к чтению художественных произведений, которое помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширять кругозор;

  • Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.


Оборудование:

Портрет С.В.Михалкова, картинки с изображием слона, носорога, страуса, верблюда, жирафа

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила.

Вспомним эти правила.

(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.



Если друг стал отвечать,

Не спиши перебивать.



А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.



«Спинка прямая, логти у края»

I. Этап актуализации знаний

- Прежде, чем я сообщу тему нашего урока, давайте повторим и закрепим знания о басне.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Мораль басни - это вывод автора, его оценка героев и событий. Какие басни вы знаете? (Ответы детей.)

II. Постановка учебной задачи и ход её решения.

- Сегодня мы будем анализировать басню С.В.Михалкова, которая называется «Зеркало». Басня занимает одно из центральных мест в творчестве С.Михалкова.

Выскажите предположения, о чем может пойти речь в этой басне?

- Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определенную особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?

- Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.

III. Первичное восприятие произведения.

- Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники на стр. 94 и прочитайте басню. (чтение текста).

- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.

- Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?

IV. Анализ текста басни. Выявление морали.

- Как дразнил Носорог Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса? Почему он издевался над животными?

- Кого увидел в зеркале Носорог? Что его рассмешило? Знал ли он, что смеётся над своим изображением?

- Почему животные перестали обижаться на Носорога?

- Что тебе показалось в этой беседе смешным, а что - поучительным?

- Какой недостаток высмеивается в басне? Назови мораль басни.

- Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?

V. Выразительное перечитывание текста басни по ролям. Разыграть спектакль по ролям.

VI. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

- Могло ли что-то подобное произойти с людьми?

- Были ли у вас похожие ситуации?

- Как вы поступали?

VII. Итог урока (Рефлексия).

Послушать аудиозапись басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».

- Чем она похожа на басню С.В.Михалкова? Какой прием используют авторы, чтобы показать человеческую глупость на примере животных?

Басня «Зеркало и Обезьяна» в своем содержании высмеивает глупость, язвительность, бестактность Мартышки, которая в зеркале «видя образ свой», не хотела узнать себя и спросила Медведя: «Кум, милый мой, что это там за рожа?». И тут же вспомнила «средь кумушек своих таких кривляк пять-шесть». В ответ услышала добрый совет Мишеньки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?»

Похожая тема раскрыта и в басне Михалкова «Зеркало».

Зверям надоели эти насмешки, и они решили проучить нахала. И вот тут появляется зеркало. Поставили его звери перед Носорогом, чтобы повнимательнее он посмотрел на себя. Носорог долго хохотал и кричал: «Что это там за уродина?» но так и не понял, что это был он сам. Ну а все решили, что Носорог «глуп, как пробка», и перестали обижаться.

- Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?

- Что бы вы изменили в себе после этого урока?

- Что понравилось больше всего?

VIII. Домашнее задание:

Подготовить пересказ басни от лица одного из героев.

Написать письмо Носорогу. Какой совет ты ему дашь?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Басня С.В.Михалкова "Зеркало"

Автор: Дунгулова Раиса Сейтсултановна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства