kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Б.Житков "Храбрый утёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения (урок с применением технологии критического мышления)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Б.Житков "Храбрый утёнок"»

Предмет: литературное чтение (урок с применением технологии критического мышления)

Класс: 2

Учитель: Петренко С.Е.

Цель: ознакомить уч-ся с творчеством Б. Житкова, с его произведением «Храбрый утенок»;

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация, иллюстрации, выставка книг, раздаточный материал.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением,

способствовать формированию у  обучающихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива;

Знания: познакомятся с содержанием произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Умения: научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста, определять значения слов, характеризовать героев.
Универсальные учебные действия:

Регулятивныеформулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально- нравственную отзывчивость.



Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1 мин.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Учитель: А работать на уроке мы будем под девизом, давайте его прочитаем вместе:

Девиз урока: (Слайд 2)

В книге ищи не буквы, а мысли .

II . Актуализация знаний.

Учитель. – Начинаем трудиться и удивляться от прочитанного.

Проверка домашнего задания.

А для этого отгадаем загадку…

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

И кто же это такой? (Ёж)

- В каком рассказе мы встречались с этим героем? («Страшный рассказ»)

- Сейчас проведём игру « Да-нет»

Если утверждение верно, то ставим +, а если нет, то - (на партах лежат листы для каждого уч-ся с Заданием №1 и Листы Самооценки)

Мальчиков звали Шура и Петя. (+)

Без мамы и папы дети не ложились спать. (-)

В темноте по стене ползал-шуршал таракан. (-)

От страха Петя бросился к Шуре на кровать. (+)

В углу свернулся шариком ёжик. (+)

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. (-)

Ёжик остался жить с ребятами на даче. (+)

- А теперь проверим. (Слайд № 3Самооценка.

Учитель. Верное утверждение по карточке оценивается 1 баллом

Если вы ответили на все вопросы, то поставьте _баллов

(Работа в парах). Учитель . Молодцы. С этим заданием справились. Но это не все испытания, которые вам надо пройти. Сейчас мы продолжим работать в парах. Представляете, пока наш ёжик пугал мальчишек, то в доме на полке авторы и их произведения перепутались. Для этого возьмите карточки, где написано задание 2 . Соедините стрелкой название произведения с его автором. Слайд 4

Е. Чарушин

«Кошкин щенок»

В. Берестов

«Страшный рассказ»

Б. Житков

«Жила-была собака»

А. Шибаев

«Храбрый утенок»

И. Пивоварова

«Кто кем становится?»



Учитель. – Давайте проверим. «Кошкин щенок»-(В. Берестов.(Слайд 5).

Учитель. – «Страшный рассказ».( Е. Чарушин).

Учитель: - Стих. «Кто кем становится?» (А. Шибаев)

Учитель . – Стихотворение «Жила-была собака».(Ирина Пивоварова).

Самооценка. Если вы ответили верно на все вопросы, то поставьте _баллов

Учитель: Что объединяет все эти произведения? (о животных)

Учитель . - Какое произведение нам незнакомо? («Храбрый утенок».) 

Учитель. - Не читая, давайте предположим, о чём мы узнаем в этом произведении? Для этого вам в помощь слова, прочитайте эти слова и скажите, каково содержание. (Слайд 6)

Утёнок двор хозяйка убежали

Утята еда тарелка испугались

Учитель . – А вот верны ли ваши предположения, узнаем позже.

III. Определение темы и цели урока. Введение в тему


- Итак, тема урока …( «Храбрый утенок»). Слайд 7

- Ребята, а чем будем заниматься на уроке?, используя опорные слова: приём «Домысливание»(Слайд 8)

 - Познакомимся... (с писателем Б. С. Житковым и его произведением).

 – Будем учиться ..(выразительно читать произведение «Храбрый утёнок»).

 - Анализировать... (Героев и их поступки)


 Учитель. – Правильно, мы будем читать произведение, определять главных героев, описывать их характер и поведение.


 Изучение новой темы урока.

  1. Рассказ о писателе Б. С. Житкова. 



Учитель. – Мы знаем, какое произведение будем читать. Познакомимся с удивительным писателем, а вы будете мне помогать. (Слайд 9

. Это замечательный автор многих произведений, путешественник, человек, который сменил несколько профессий, и в каждой он достиг мастерства. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека. Имя этого человека – Борис Степанович Житков. (портрет на Слайде)

- Назовите профессии, которыми овладел писатель?(Был рыбаком, механиком, охотником, капитаном и дрессировщиком животных) путешественник, писатель

Составление «Кластера»:на доске (на отдельных листках) и на Слайде 10

Выставка книг писателя.

Учитель. – Ребята, посмотрите, сколько разных книг написал Б.Житков . (на выставке).  Если вас заинтересуют рассказы Житкова, то можно взять в нашей школьной библиотеке 



Учитель. Молодцы, вы мне очень помогли и много узнали о писателе. 

– Как вы думаете, кто главные герои ? Ответ вы найдете, если разгадаете загадки.

А)Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. 
(Утенок) Слайд 11/1


- Почему вы думаете, что это утенок?

- Расскажите, где и при каких условиях вы видели маленьких утят?
- Как утенок появляется на свет?
- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
- А вам приходилось кормить и ухаживать за утятами или цыплятами?
б )

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (
стрекоза) Слайд 11/2

- Что вы знаете о ней?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, . Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Приносит пользу т.к. истребляет комаров, мошек и других вредных насекомых. . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

- Учитель . –Ребята, назовите героев нашего произведения. (Стрекоза, утёнок) 

Учитель. - Для того чтобы лучше понять содержание произведения , я предлагаю вам обратить внимание на незнакомые или непонятные слова в тексте. Попробуем объяснить значение этих слов вместе с вами. Слайд 12)

Словарная работа. 2мин


Рубленые яйца – порезанные на мелкие кусочки
Храбрец – решительный, смелый человек
Стрекотала – издавать резкие, короткие звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Наедались досыта – вдоволь, до полного насыщения.

  1. Работа с текстом во время чтения: Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.


- Ребята, откройте учебник на стр. 139


  1. Ознакомительное чтение. Чтение с остановками.


- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений.

.

Учитель + 2-3 хорошо читающих ученика

.

-Вам понравилось это произведение?

- О чём оно?

- Попробуйте определить жанр этого произведения.

(предположения детей)

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

- Что могло произойти в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

Это рассказ с элементами сказки.


- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели?

- Почему они боялись стрекозу?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

- Как ему это удалось?



- Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, несмышленыш, умница, сообразительный, глупый, веселый, верный друг.

Высказывают свои предположения.

VI. Физминутка «танец маленьких утят» 2-3 мин Слайд 13


VII. Самостоятельное чтение текста. Работа в группах .


Задание для групп: расположить картинки в правильной последовательности, дать им название

Проверка по слайду14

План Слайд 15

1. Хозяйка кормит утят.

2. Утята боятся стрекозы И прячутся в траве.

  1. Алеша прогоняет стрекозу.


  1. Довольные утята угощают Алешу.


VII1. Подведение итогов урока.

Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям.


- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Кто был близок к содержанию произведения?

- Чье предположение было более верно?

- Какова основная мысль произведения?

  

Если успеем Слайд 16

- Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?

 У страха глаза велики.

Друзья познаются в беде.

Кончил дело - гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Отвечают на вопросы.



IX. Рефлексия. Слайд 17

Игра «Закончи предложение»

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

XI. Домашнее задание.1 мин. Слайд 18

Перечитать сказку,

сделать иллюстрации

или пересказать

или подобрать пословицы, которые могут научить храбрости













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Б.Житков "Храбрый утёнок"

Автор: Светлана Евгеньевна Петренко

Дата: 30.05.2024

Номер свидетельства: 651793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства