Просмотр содержимого документа
«Б.А.Слуцкий "Лошади в океане"»
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Б. А. Слуцкий. "Лошади в океане".
Задачи:
- познакомить обучающихся с творчеством Бориса Абрамовича Слуцкого, с стихотворением;
- развивать коммуникативные возможности обучающихся, умение обучающихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения, навык беглого чтения и правильной речи у обучающихся;
- корригировать зрительную, слуховую память, внимание, мышление, устную речь, мелкую и общую моторику;
-воспитывать у обучающихся инициативность в построении совместной учебной деятельности.
Тип урока: освоение новых знаний.
Ход урока:
I. Общекоррекционная часть урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
2.Логопедическая г-ка: Са-са-са - вот летит оса. Су-су-су - лесу увидели лису. Сы-сы-сы - у сома усы. .
3.Дыхательная г-ка.
Завели машину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш, (Выдох.)
Накачали шину, (Вдох.)
Щ-ш-ш-ш, (Выдох.)
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)
ІІ. Основная часть:
1. Актуализация опорных знаний. Мотивация знаний.
- Ребята, для чего мы учимся читать?
Какой раздел мы изучаем? Все ли названия произведений этого раздела ярко подтверждают тему?
-Можете по названию произведения предположить, о чём оно?
2.Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане». Узнаем, почему стихотворение Б.А.Слуцкого «Лошади в океане» включено в раздел «Родина»?
3. Беседа.
- Давайте ещё раз вспомним, что такое родина? (это и дом, где живёшь, и улица и скамейка, и берёзка, и речка, и всё, что нас окружает)
- Для каждого человека Родина - это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины.
4.Биография Бориса Абрамовича Слуцкого.
Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.
Был тяжело ранен и контужен.
После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти каждый месяц в течение девяти лет.
5.Физминутка.
6.Знакомство со стихотворением.
7.Рассказ об истории создания стихотворения.
- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.
- Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека.
8. Словарная работа.
Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть
Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов
Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка
Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой
9.Проверка первичного восприятия.
-Какую ситуацию описал Б. А.? - Что вы чувствовали, слушая стихотворение? - Какие это стихи: грустные или веселые, задорные или стихи-раздумья, размышления?
10. Физминутка с использованием ИКТ.
11. Выразительное чтение вслух.
12. Работа по содержанию. Ответьте на вопросы, подтверждая словами из текста
Как назывался корабль?
• Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан:
Какой груз был в трюме?
В трюме, добрыми мотая мордами, тыща лошадей топталась день и ночь. Тыща лошадей!
Подков четыре тыщи!
Что произошло с кораблём?
Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище».
Как получилось, что лошади оказались в открытом океане?
Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так»
Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах?
Как описывает поэт лошадей, плывущих в море?
Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать: Лошади умеют плавать, но — не хорошо. Недалеко.