kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Б. Заходер «История гусеницы» (окончание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б. Заходера «История гусеницы»Задачи: учить обосновывать свою точку зрения; развивать умение ориентироваться в тексте, определять  тему и мысль текста;развивать умение работать с толковым  словарём; воспитание чувства прекрасного через чтение  произведения.

                                                            Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 12.Актуализация знаний. Слайд 2-Как называется произведение , которое мы сейчас изучаем?(История гусеницы)- Кто автор этого произведения?(Борис Заходер)-Кто главный герой  этого произведения? (Гусеница)- Где живёт гусеница? (На самом большом кусте крапивы)-Чем занималась гусеница? (Она смотрела на крапиву, видела только крапиву, думала только о крапиве и жевала, жевала, жевала крапиву.)3.. Проверка домашнего задания.-Меняется ли характер Гусеницы? (Да, меняется)- А изменилась ли сама гусеница? ( Да, изменилась и сама гусеница. Она выросла, стала совершать поступки, которых от неё никак нельзя  было ожидать! -Почему ей хотелось иметь крылья? (Сначала – чтобы съесть весь лес, а затем причина изменилась: ей захотелось увидеть весь мир.) -В какое время года началась эта история? (Весной)Какое высказывание Гусеницы говорит о том, что уже осень? («Птицы перестали петь».)Вы можете определить главную мысль этого отрывка? (С наступлением осени Гусеница сильно изменилась, её интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.Чтение текста. С.101-1044.Физминутка. слайд 3,45. Продолжение работы по теме урокаСлайд 5. Сегодня на уроке нам встретятся значки, что они означают? ( работа с толковым словарём,  выскажи своё мнение, трудное задание, вспомни пройденное, поход в «Музейный Дом», слушаем музыкальное произведение Сейчас  прочитаем  эту историю до конца. (Чтение учителем)6. Работа с толковым  словарём в парах. Слайд 6В тексте есть слово роковой. Дайте определение.с.122-123Слайд 7.Какой день в этой истории назван роковым?  (День, когда Гусеница почувствовала, что она не хочет есть – не может! – есть.)Что такое кокон?Слайд 8.- Подтвердите строчками из текста, что кокон – это выдающееся изобретение природы. («…Под листом, крепко – накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон…Он так прочно устроен, так надёжно прикреплён, что ему не страшны ни дожди поздней осени, ни снег…ни метели…ни морозы».)7.Парная работа по тексту.-Прочитайте сообщение Кости Погодина на стр109 . Как теперь называется состояние Гусеницы?(-Гусеница, замотавшая себя в кокон, называется КУКОЛКОЙ, - сообщил Костя Погодин.)Слайд 9. - В какое время началось превращении Гусеницы в куколку?( Поздней осенью)- А в какое время куколка превратилась в Бабочку? (Когда наступила весна)-Сколько же всего времени длилось превращение? (Примерно пять месяцев.)-Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей?  (Не помнит свою прежнюю жизнь, когда она была Гусеницей)Слайд 10.Подтвердите строчками из текста. С.108И только слова Улитки помогают ей что-то вспомнить: «-И ты… можешь… полететь…и сгрызть весь… лес… как ты… собиралась…– Сгрызть? – удивленно приподняла крылышки Бабочка. –Что это значит – сгрызть?Улитка тихонько хихикнула.– Ах да! – вспомнила Бабочка. – Помню, помню! Но почему-томне совсем не хочется грызть! Да и нечем, по правде говоря! –смущенно засмеялась она»Слайд11. -Изменился ли характер Гусеницы после превращения? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём исследования по плану:   1. Речь.2.Поведение3. Желания.(Да, характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у неё теперь другие желания: любоваться всем на свете.)Слайд 12.   -Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего нужны крылья? Найдите строчки в тексте.с.108-У меня есть крылья! Крылья! Я могу лететь, куда хочу, и любоваться всемна свете! Ведь крылья… ведь для того и даются крылья, правда?».Слайд 13     8. 9. Продолжение работы по теме у 1) Работа по учебникуСлайд 14.-Костя Погодин предложил нам почитать шуточное стихотворение про гусеницу и бабочку Михаила Яснова. Прочитайте на с. 110, как оно называется. («Гусеница – Бабочке».) Познакомьтесь с ним. Понравилось стихотворение?Костя Погодин сказал, что в стихотворении есть загадка.- А вы сумеете догадаться, почему надо сначала Куколке уступить место?.Слайд 15. - Анишит Йокоповна спрашивает: -Нужно ли писателю хорошо знать мир природы, чтобы написать «Историю Гусеницы»?Слайд 16. - Значит это научный текс? Тогда почему он помещён в учебник по литературному чтению? – спросил Михаил Потапович  Слайд 17.    Мы сказку о Гусенице прочитал О её превращении всё мы у Осталось один разгадать н На последний вопрос мы отыщем ответ.-Является ли гусеница сказочным героемСлайд  18. -Какие черты характерны для сказочного героя? Вспомним плакат Мыши.2) Работа в группах.(Работа ведётся в группах. 1 – я группа ищет доказательства по 1 – му пункту плаката Летучей Мыши, 2- я группа – по 2 – мупункту, 3 – я группа  - по 3 – му пункту.По окончанию работы заслушивается ответ каждой группы.) ОтветГусеница покинула свой «дом», когда её унёс Скворец; ей грозила серьёзная опасность: она могла быть съедена и могла разбиться, падая вниз.Она преодолела все препятствия: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз.Вернулась домой обновлённой – превратилась в Бабочку и стала иначе смотреть на мир.-Какой же вывод можно сделать? (Гусеница обладает всеми чертами сказочного героя.)- Значит, эта сказка написана по сказочным законам и Гусеница сказочный герой?Слайд 19. 3) Поход в «Музейный Дом»    Слайд 20. Найдите в «Музейном доме» пейзаж Станислава Жуковского «Плотина». Рассмотрите репродукцию. Что вы видите?– Почему краски такие неяркие? – спросил Миша Иванов.Сумеешь объяснить это Мише?Краски неяркие, поскольку изображается конец зимы – начало весны: серо-коричневые домики, темная зелень хвойных деревьев, желтовато-коричневый цвет песчаной почвы, свободной от белого снега, белый снег и серо-белое небо – вот и все цвета, которые может предложить это время года. Небо всезатянуто белесыми тучами-облаками. Очень робко, нитевиднопросматривается голубое небо.– Почему некоторые линии как бы волнистые? – спросила Таня Перова. – Будто они чуть-чуть дрожат?Можешь ответить на Танин вопрос??Волнистые линии подчеркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев, зыбкое отражение в воде, а также особое состояние весеннего воздуха: он прозрачный и вместе с тем как будто пронизан  идущими от земли вибрирующими струйками пара. Можно напомнить детям строчки из стихотворенияАлексея Константиновича Толстого:Вот уж снег последний в поле таетТеплый пар восходит от земли…-Как художник создает впечатление движения воздуха?Это впечатление создается за счет колеблющихся, вибрирующих, волнистых, как будто дрожащих, линий.-Какие фрагменты пейзажа убеждают тебя в том, что это зимний пейзаж, чтоеще холодно?Снег лежит; небо мутное, серо-белесое, тревожно холодное; краски холодные, неяркие.-А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает тебе почувствовать приближение весны?О весне напоминает изображение речки, освободившейся от снега и льда. Вода еще черная и кажется очень холодной, но это уже вода, а не лед. О весне напоминает и желтоватая песчаная почва, а также желтовато-оранжевые бревна деревянного домика. Яркие полосы и пятна желто-коричневого и желто-оранжевого цветов напоминают о солнце и вторгаются в общую холодную цветовую гамму, которая состоит из белых пятен и полос, а также светло-серых и темно-серых, темно-зеленых и коричнево-зеленых тонов.10. Подведение итогов урокаСлайд 21. В заключении Анишит Йокоповна и Михаил Потапович просят послушать пьесу «Ручеёк в лесу» Антона Аренского и «Прелюдию Соль мажор №5» Сергея Рахманинова.-В каком из этих музыкальных произведений вам удалось услышать -А какая пьеса, с вашей точки зрения, лучше передаёт ощущения наступающей весны?Дети обнаружат, что первое из них позволяет услышать журчание лесного ручейка, а второе создает впечатление наступающей весны.Слайд 22. 11.    Домашнее заданиеС.105-109 читать и пересказывать.Слайд 23. 12. Рефлексия.- Оцени свою работу.•Я работал на уроке  с настроением и доволен своей работой.•Я  не совсем хорошо работал на уроке и не совсем доволен собой.Я испытывал иногда трудности и не доволен своей работой на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Б. Заходер «История гусеницы» (окончание) »

Литературное чтение 3 класс

Тема :   Б. Заходер «История гусеницы» (окончание)

Цель: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б. Заходера «История гусеницы»

Задачи:

  1. учить обосновывать свою точку зрения

  2. развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста

  3. развивать умение работать с толковым словарём.

  4. воспитание чувства прекрасного через чтение  произведения.

                Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 1

2.Актуализация знаний. Слайд 2

-Как называется произведение , которое мы сейчас изучаем?(История гусеницы)

- Кто автор этого произведения?(Борис Заходер)

-Кто главный герой этого произведения? (Гусеница)

- Где живёт гусеница? (На самом большом кусте крапивы)

-Чем занималась гусеница? (Она смотрела на крапиву, видела только крапиву, думала только о крапиве и жевала, жевала, жевала крапиву.)

3.. Проверка домашнего задания.

-Меняется ли характер Гусеницы? (Да, меняется)

- А изменилась ли сама гусеница? ( Да, изменилась и сама гусеница. Она выросла, стала совершать поступки, которых от неё никак нельзя было ожидать!

-Почему ей хотелось иметь крылья? (Сначала – чтобы съесть весь лес, а затем причина изменилась: ей захотелось увидеть весь мир.)

-В какое время года началась эта история? (Весной)

-Какое высказывание Гусеницы говорит о том, что уже осень? («Птицы перестали петь».)

-Вы можете определить главную мысль этого отрывка? (С наступлением осени Гусеница сильно изменилась, её интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.)

Чтение текста. С.101-104

4.Физминутка. слайд 3,4

5. Продолжение работы по теме урока

Слайд 5. Сегодня на уроке нам встретятся значки, что они означают? ( работа с толковым словарём, выскажи своё мнение, трудное задание, вспомни пройденное, поход в «Музейный Дом», слушаем музыкальное произведение)

- Сейчас прочитаем эту историю до конца. (Чтение учителем)

6. Работа с толковым словарём в парах. Слайд 6.

В тексте есть слово роковой. Дайте определение.с.122-123

Слайд 7.Какой день в этой истории назван роковым? (День, когда Гусеница почувствовала, что она не хочет есть – не может! – есть.)

-Что такое кокон?

Слайд 8.- Подтвердите строчками из текста, что кокон – это выдающееся изобретение природы. («…Под листом, крепко – накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон…Он так прочно устроен, так надёжно прикреплён, что ему не страшны ни дожди поздней осени, ни снег…ни метели…ни морозы».)

7.Парная работа по тексту.

-Прочитайте сообщение Кости Погодина на стр109 . Как теперь называется состояние Гусеницы?(-Гусеница, замотавшая себя в кокон, называется КУКОЛКОЙ, - сообщил Костя Погодин.)

Слайд 9. - В какое время началось превращении Гусеницы в куколку?( Поздней осенью)

- А в какое время куколка превратилась в Бабочку? (Когда наступила весна)

-Сколько же всего времени длилось превращение? (Примерно пять месяцев.)

-Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей? (Не помнит свою прежнюю жизнь, когда она была Гусеницей)

Слайд 10.Подтвердите строчками из текста. С.108

И только слова Улитки помогают ей что-то вспомнить: «-И ты… можешь… полететь…и сгрызть весь… лес… как ты… собиралась…

Сгрызть? – удивленно приподняла крылышки Бабочка. –

Что это значит – сгрызть?

Улитка тихонько хихикнула.

Ах да! – вспомнила Бабочка. – Помню, помню! Но почему-то

мне совсем не хочется грызть! Да и нечем, по правде говоря! –

смущенно засмеялась она»

Слайд11. -Изменился ли характер Гусеницы после превращения? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём исследования по плану:

1. Речь.

2.Поведение

3. Желания.

(Да, характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у неё теперь другие желания: любоваться всем на свете.)

Слайд 12. -Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего нужны крылья? Найдите строчки в тексте.с.108

-У меня есть крылья! Крылья! Я могу лететь, куда хочу, и любоваться всем

на свете! Ведь крылья… ведь для того и даются крылья, правда?».

Слайд 13 8. Физкультминутка

9. Продолжение работы по теме урока слайд

1) Работа по учебнику

Слайд 14.-Костя Погодин предложил нам почитать шуточное стихотворение про гусеницу и бабочку Михаила Яснова. Прочитайте на с. 110, как оно называется. («Гусеница – Бабочке».)

- Познакомьтесь с ним.

- Понравилось стихотворение?

-Костя Погодин сказал, что в стихотворении есть загадка.

- А вы сумеете догадаться, почему надо сначала Куколке уступить место?.

Слайд 15. - Анишит Йокоповна спрашивает: -Нужно ли писателю хорошо знать мир природы, чтобы написать «Историю Гусеницы»?

Слайд 16. - Значит это научный текс? Тогда почему он помещён в учебник по литературному чтению? – спросил Михаил Потапович

Слайд 17. Мы сказку о Гусенице прочитали

О её превращении всё мы узнали.

Осталось один разгадать нам секрет,

На последний вопрос мы отыщем ответ.

-Является ли гусеница сказочным героем?

Слайд 18. -Какие черты характерны для сказочного героя? Вспомним плакат Мыши.

2) Работа в группах.

(Работа ведётся в группах. 1 – я группа ищет доказательства по 1 – му пункту плаката Летучей Мыши, 2- я группа – по 2 – му пункту, 3 – я группа - по 3 – му пункту.

По окончанию работы заслушивается ответ каждой группы.)

Ответ

  • Гусеница покинула свой «дом», когда её унёс Скворец; ей грозила серьёзная опасность: она могла быть съедена и могла разбиться, падая вниз.

  • Она преодолела все препятствия: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз.

  • Вернулась домой обновлённой – превратилась в Бабочку и стала иначе смотреть на мир.

-Какой же вывод можно сделать? (Гусеница обладает всеми чертами сказочного героя.)

- Значит, эта сказка написана по сказочным законам и Гусеница сказочный герой?

Слайд 19. 3) Поход в «Музейный Дом»

Слайд 20. Найдите в «Музейном доме» пейзаж Станислава Жуковского «Плотина». Рассмотрите репродукцию. Что вы видите?

Почему краски такие неяркие? – спросил Миша Иванов.

Сумеешь объяснить это Мише?

Краски неяркие, поскольку изображается конец зимы – начало весны: серо-коричневые домики, темная зелень хвойных деревьев, желтовато-коричневый цвет песчаной почвы, свободной от белого снега, белый снег и серо-белое небо – вот и все цвета, которые может предложить это время года. Небо все

затянуто белесыми тучами-облаками. Очень робко, нитевидно

просматривается голубое небо.

Почему некоторые линии как бы волнистые? – спросила Таня Перова. – Будто они чуть-чуть дрожат?

Можешь ответить на Танин вопрос?≫

Волнистые линии подчеркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев, зыбкое отражение в воде, а также особое состояние весеннего воздуха: он прозрачный и вместе с тем как будто пронизан идущими от земли вибрирующими струйками пара. Можно напомнить детям строчки из стихотворения

Алексея Константиновича Толстого:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли…

-Как художник создает впечатление движения воздуха?

Это впечатление создается за счет колеблющихся, вибрирующих, волнистых, как будто дрожащих, линий.

-Какие фрагменты пейзажа убеждают тебя в том, что это зимний пейзаж, что еще холодно?

Снег лежит; небо мутное, серо-белесое, тревожно холодное; краски холодные, неяркие.

-А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает тебе почувствовать приближение весны?

О весне напоминает изображение речки, освободившейся от снега и льда. Вода еще черная и кажется очень холодной, но это уже вода, а не лед. О весне напоминает и желтоватая песчаная почва, а также желтовато-оранжевые бревна деревянного домика. Яркие полосы и пятна желто-коричневого и желто-оранжевого цветов напоминают о солнце и вторгаются в общую холодную цветовую гамму, которая состоит из белых пятен и полос, а также светло-серых и темно-серых, темно-зеленых и коричнево-зеленых тонов.


10. Подведение итогов урока

Слайд 21. В заключении Анишит Йокоповна и Михаил Потапович просят послушать пьесу «Ручеёк в лесу» Антона Аренского и «Прелюдию Соль мажор №5» Сергея Рахманинова.

-В каком из этих музыкальных произведений вам удалось услышать музыку воды?

-А какая пьеса, с вашей точки зрения, лучше передаёт ощущения наступающей весны?

Дети обнаружат, что первое из них позволяет услышать журчание лесного ручейка, а второе создает впечатление наступающей весны.

Слайд 22. 11. Домашнее задание

С.105-109 читать и пересказывать.

Слайд 23. 12. Рефлексия.

- Оцени свою работу.

•Я работал на уроке с настроением и доволен своей работой.

•Я не совсем хорошо работал на уроке и не совсем доволен собой.

•Я испытывал иногда трудности и не доволен своей работой на уроке.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Б. Заходер «История гусеницы» (окончание)

Автор: Богатырева Галина Викторовна

Дата: 03.08.2014

Номер свидетельства: 111120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства