Цель: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б. Заходера «История гусеницы»Задачи: учить обосновывать свою точку зрения; развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста;развивать умение работать с толковым словарём; воспитание чувства прекрасного через чтение произведения.
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд 12.Актуализация знаний. Слайд 2-Как называется произведение , которое мы сейчас изучаем?(История гусеницы)- Кто автор этого произведения?(Борис Заходер)-Кто главный герой этого произведения? (Гусеница)- Где живёт гусеница? (На самом большом кусте крапивы)-Чем занималась гусеница? (Она смотрела на крапиву, видела только крапиву, думала только о крапиве и жевала, жевала, жевала крапиву.)3.. Проверка домашнего задания.-Меняется ли характер Гусеницы? (Да, меняется)- А изменилась ли сама гусеница? ( Да, изменилась и сама гусеница. Она выросла, стала совершать поступки, которых от неё никак нельзя было ожидать! -Почему ей хотелось иметь крылья? (Сначала – чтобы съесть весь лес, а затем причина изменилась: ей захотелось увидеть весь мир.) -В какое время года началась эта история? (Весной)Какое высказывание Гусеницы говорит о том, что уже осень? («Птицы перестали петь».)Вы можете определить главную мысль этого отрывка? (С наступлением осени Гусеница сильно изменилась, её интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.Чтение текста. С.101-1044.Физминутка. слайд 3,45. Продолжение работы по теме урокаСлайд 5. Сегодня на уроке нам встретятся значки, что они означают? ( работа с толковым словарём, выскажи своё мнение, трудное задание, вспомни пройденное, поход в «Музейный Дом», слушаем музыкальное произведение Сейчас прочитаем эту историю до конца. (Чтение учителем)6. Работа с толковым словарём в парах. Слайд 6В тексте есть слово роковой. Дайте определение.с.122-123Слайд 7.Какой день в этой истории назван роковым? (День, когда Гусеница почувствовала, что она не хочет есть – не может! – есть.)Что такое кокон?Слайд 8.- Подтвердите строчками из текста, что кокон – это выдающееся изобретение природы. («…Под листом, крепко – накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон…Он так прочно устроен, так надёжно прикреплён, что ему не страшны ни дожди поздней осени, ни снег…ни метели…ни морозы».)7.Парная работа по тексту.-Прочитайте сообщение Кости Погодина на стр109 . Как теперь называется состояние Гусеницы?(-Гусеница, замотавшая себя в кокон, называется КУКОЛКОЙ, - сообщил Костя Погодин.)Слайд 9. - В какое время началось превращении Гусеницы в куколку?( Поздней осенью)- А в какое время куколка превратилась в Бабочку? (Когда наступила весна)-Сколько же всего времени длилось превращение? (Примерно пять месяцев.)-Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей? (Не помнит свою прежнюю жизнь, когда она была Гусеницей)Слайд 10.Подтвердите строчками из текста. С.108И только слова Улитки помогают ей что-то вспомнить: «-И ты… можешь… полететь…и сгрызть весь… лес… как ты… собиралась…– Сгрызть? – удивленно приподняла крылышки Бабочка. –Что это значит – сгрызть?Улитка тихонько хихикнула.– Ах да! – вспомнила Бабочка. – Помню, помню! Но почему-томне совсем не хочется грызть! Да и нечем, по правде говоря! –смущенно засмеялась она»Слайд11. -Изменился ли характер Гусеницы после превращения? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём исследования по плану: 1. Речь.2.Поведение3. Желания.(Да, характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у неё теперь другие желания: любоваться всем на свете.)Слайд 12. -Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего нужны крылья? Найдите строчки в тексте.с.108-У меня есть крылья! Крылья! Я могу лететь, куда хочу, и любоваться всемна свете! Ведь крылья… ведь для того и даются крылья, правда?».Слайд 13 8. 9. Продолжение работы по теме у 1) Работа по учебникуСлайд 14.-Костя Погодин предложил нам почитать шуточное стихотворение про гусеницу и бабочку Михаила Яснова. Прочитайте на с. 110, как оно называется. («Гусеница – Бабочке».) Познакомьтесь с ним. Понравилось стихотворение?Костя Погодин сказал, что в стихотворении есть загадка.- А вы сумеете догадаться, почему надо сначала Куколке уступить место?.Слайд 15. - Анишит Йокоповна спрашивает: -Нужно ли писателю хорошо знать мир природы, чтобы написать «Историю Гусеницы»?Слайд 16. - Значит это научный текс? Тогда почему он помещён в учебник по литературному чтению? – спросил Михаил Потапович Слайд 17. Мы сказку о Гусенице прочитал О её превращении всё мы у Осталось один разгадать н На последний вопрос мы отыщем ответ.-Является ли гусеница сказочным героемСлайд 18. -Какие черты характерны для сказочного героя? Вспомним плакат Мыши.2) Работа в группах.(Работа ведётся в группах. 1 – я группа ищет доказательства по 1 – му пункту плаката Летучей Мыши, 2- я группа – по 2 – мупункту, 3 – я группа - по 3 – му пункту.По окончанию работы заслушивается ответ каждой группы.) ОтветГусеница покинула свой «дом», когда её унёс Скворец; ей грозила серьёзная опасность: она могла быть съедена и могла разбиться, падая вниз.Она преодолела все препятствия: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз.Вернулась домой обновлённой – превратилась в Бабочку и стала иначе смотреть на мир.-Какой же вывод можно сделать? (Гусеница обладает всеми чертами сказочного героя.)- Значит, эта сказка написана по сказочным законам и Гусеница сказочный герой?Слайд 19. 3) Поход в «Музейный Дом» Слайд 20. Найдите в «Музейном доме» пейзаж Станислава Жуковского «Плотина». Рассмотрите репродукцию. Что вы видите?– Почему краски такие неяркие? – спросил Миша Иванов.Сумеешь объяснить это Мише?Краски неяркие, поскольку изображается конец зимы – начало весны: серо-коричневые домики, темная зелень хвойных деревьев, желтовато-коричневый цвет песчаной почвы, свободной от белого снега, белый снег и серо-белое небо – вот и все цвета, которые может предложить это время года. Небо всезатянуто белесыми тучами-облаками. Очень робко, нитевиднопросматривается голубое небо.– Почему некоторые линии как бы волнистые? – спросила Таня Перова. – Будто они чуть-чуть дрожат?Можешь ответить на Танин вопрос??Волнистые линии подчеркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев, зыбкое отражение в воде, а также особое состояние весеннего воздуха: он прозрачный и вместе с тем как будто пронизан идущими от земли вибрирующими струйками пара. Можно напомнить детям строчки из стихотворенияАлексея Константиновича Толстого:Вот уж снег последний в поле таетТеплый пар восходит от земли…-Как художник создает впечатление движения воздуха?Это впечатление создается за счет колеблющихся, вибрирующих, волнистых, как будто дрожащих, линий.-Какие фрагменты пейзажа убеждают тебя в том, что это зимний пейзаж, чтоеще холодно?Снег лежит; небо мутное, серо-белесое, тревожно холодное; краски холодные, неяркие.-А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает тебе почувствовать приближение весны?О весне напоминает изображение речки, освободившейся от снега и льда. Вода еще черная и кажется очень холодной, но это уже вода, а не лед. О весне напоминает и желтоватая песчаная почва, а также желтовато-оранжевые бревна деревянного домика. Яркие полосы и пятна желто-коричневого и желто-оранжевого цветов напоминают о солнце и вторгаются в общую холодную цветовую гамму, которая состоит из белых пятен и полос, а также светло-серых и темно-серых, темно-зеленых и коричнево-зеленых тонов.10. Подведение итогов урокаСлайд 21. В заключении Анишит Йокоповна и Михаил Потапович просят послушать пьесу «Ручеёк в лесу» Антона Аренского и «Прелюдию Соль мажор №5» Сергея Рахманинова.-В каком из этих музыкальных произведений вам удалось услышать -А какая пьеса, с вашей точки зрения, лучше передаёт ощущения наступающей весны?Дети обнаружат, что первое из них позволяет услышать журчание лесного ручейка, а второе создает впечатление наступающей весны.Слайд 22. 11. Домашнее заданиеС.105-109 читать и пересказывать.Слайд 23. 12. Рефлексия.- Оцени свою работу.•Я работал на уроке с настроением и доволен своей работой.•Я не совсем хорошо работал на уроке и не совсем доволен собой.Я испытывал иногда трудности и не доволен своей работой на уроке.