а) Работа с текстом учебника с.79 - 83 (фронтальная работа) —Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что-нибудь узнать об этой местности. —Про Арктику говорят – «это царство льда и снега». —Поработайте, пожалуйста, с текстом в учебнике и найдите подтверждения. б) Анализ текста. (ТРИЗ) —Так почему же про Арктику говорят «царство льда и снега?» Зачитайте доказательства. —Какая информация вас заинтересовала? в) ФИЗМИНУТКА (ТРИЗ) Игра «Робинзон Крузо г) Работа в командах. Вы сейчас будете работать в группах, в каждой подгруппе выбирают «Ботаников», «Зоологов», «Географов», «Краеведов», организуется работа в подгруппах. Вопросы для обсуждения по материалам кейса: И каждая группа узнает много интересного о ледяной тундре, а потом - обменяйтесь информацией. Правила работы в группе: (на доске) Уважать мнение товарищей Слушать и слышать друг друга Не обижать и не обижаться Быть внимательным Участвовать всем —Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание необходимый текстовый материал, план ответа. («Развитие исследовательских умений младших школьников». Под редакцией Н.Б.Шумаковой. Москва «Просвещение» 2011) Инструктаж: Внимательно самостоятельно изучите текст. Обсудите в команде. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала. Выберите докладчика. Доложите. 1.«Ботаники» Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне? 2.«Зоологи» Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне? 3. «Географы» Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия? 4.«Краеведы, экологи» —За работу! Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику? (Учитель консультирует учащихся, учащиеся в подгруппах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Выступления команд. (ТРИЗ) (показ слайдов) (Итоги подводит учитель). — Какой основной вопрос перед нашей экспедицией был поставлен? Сделаем общий вывод. — Найдите на карте природных зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. — Каким цветом обозначена на карте зона арктических пустынь? В каком тепловом поясе находится эта природная зона? — Исходя из сказанного на уроке, Опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете Арктику. 1.Почему здесь такие суровые зимы? (задача для географов) 2.Какие растения встречаются в зоне арктических пустынь? (задача для ботаников) 3.Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов) 4.Имеется ли здесь коренное население, и какие экологические проблемы существуют в Арктике по вине человека (задача для экологов) — Можно ли назвать арктическую зону пустыней? Что нового вы узнали о зоне арктических пустынь? — Давайте расскажем, что мы знаем о ледяной пустыне. Самостоятельная работа в группах. Время работы определяет учитель. Подведение итогов. Заполняют кластер. Доложите информацию. После каждого выступления заносите сведения в журнал «Тест» - самостоятельная работа —Сейчас проверим, как усвоили полученные знания. Для этого необходимо выполнить тест, который предлагается выполнить каждому из вас. Нужно выбрать только один ответ и записать букву на листочке д) Тест «Арктика» 1) Природная зона арктических пустынь расположена а) на островах Тихого океана б) на островах Индийского океана в) на островах Северного Ледовитого океана 2) Территория зоны… а) густо заселена людьми б) не имеет коренного населения 3. В Арктике для растений и животных сложились… а) суровые условия б) комфортные условия 4. В ледяной зоне растут… а) кедры, береза, черемуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва 5. В Арктике обитают животные а) бобры, нутрии, хомяки б) волки, белые медведи, рыси в) моржи, тюлени, белые медведи 6. Найдите верную цепь питания а) водоросли рачки рыбы гагарки белый медведь б) водоросли рачки сайки тюлени 7. Арктический заповедник расположен… а) на земле Франца Иосифа б) на Северной земле в) на острове Врангеля 8. Большое скопление птиц на скалах называют… а) «птичьи рынки» б) «птичьи базары» 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары» Это обязательный вопрос Проверка по слайду (слайд) Взаимопроверка. Оценивание работы друг у друга. Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | В | Б | А. | А. Б | В | Б | В | Б | В | В оценочный лист выставьте оценку за эту работу. За работу, где нет ни одной ошибки поставьте – 5, за одну-две ошибки – 4, если допущено более 2-х ошибок, поставьте 3. — У кого получилось слово - молодцы, справились с тестом, а у кого не совсем получилось - не беда. Давайте похлопаем себе, ведь вы так хорошо поработали —У кого получилось слово - молодцы, справились с тестом, а у кого не совсем получилось - не беда. Давайте похлопаем себе, ведь вы так хорошо поработали. |