kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторский материал "Развитие нравственно-патриотических ценностей у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие нравственно-патриотических ценностей у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторский материал "Развитие нравственно-патриотических ценностей у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"»

Учебно-методический материал по теме:

« Развитие нравственно – патриотических ценностей у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Тема нравственности и патриотизма - актуальнейшая тема для нашей страны. Нельзя заставить любить природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать.

Развитие патриотических чувств начинается с кабинета, где в классном уголке расположена государственная символика, которая развивает особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны, основ патриотизма. На вопрос: «Почему День Конституции важен для нас?» Дети отвечали:

«День Конституции важен для России тем, что в ней содержатся основные законы, по которым живёт вся страна. В том числе и каждый из нас. Нужно пользоваться правами и строго соблюдать обязанности»

Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода. Так на уроке русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном», использовалось задание, ориентированное на развитие патриотических чувств.

Слово учителя. (Слайд 1)

-Россия – страна дружелюбная. И давно уже заведено иностранным гостям, которые прибывают к нам, дарить матрёшку как символ дружбы между разными народами.

Затем идёт работа по правописанию окончаний имён прилагательных:

(слайд 2)

Матрёшка – это деревянн… кукла. Русск… мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румян… лицо, син… глаза, ал… губки. Нарядн… шаль и ярк… платье дополняют красоту игрушки.

Русск… матрёшка – лучш… подарок.

Любовь к родине подразумевает гордость за свою страну и народ, за культурные и социальные достижения, уважение исторического прошлого и культурных особенностей страны.

В целях нравственного воспитания после чтения рассказа В. Осеевой «Плохо», учащиеся получили задание:

-написать отзыв, выразить своё отношение к мальчикам.

Пример работы. (Слайд 3)

«Прочитав рассказ, я задумалась над поведением мальчиков. Меня возмутило их безразличие к беззащитному маленькому котёнку. Ведь они просто стояли и наблюдали за происходящим. Котёнок жалобно мяукал, прося о помощи. А чего ждали мальчики, было не понятно.

Автор осуждает их за то, что мальчики не пришли на помощь, не прогнали собаку, не сняли котёнка и не отнесли его в безопасное место. Я отношусь к ним как к бездушным, безразличным детям, у которых нет ни души, ни сердца, ни чувства сострадания к братьям нашим меньшим».

Таким образом, решалась проблемная нравственная задача, требующая соответствующего способа поведения.

После знакомства со сказкой Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», учащиеся сопоставляли поступки героев с их характерами, внешность с внутренним миром. Происходила более глубокая работа над выявлением связи между качествами личности и её отношением к окружающему.

Вот тексты – рассуждения, в которых прослеживается основная мысль: время – это жизнь, а жизнь дана на хорошие дела.(Слайд4)

« Сказка о потерянном времени очень поучительное произведение. Оно научило меня ценить время. Ведь это наша самая главная ценность. Ведь это наша жизнь. Время нельзя постоянно терять впустую. Его не вернёшь как в сказке. Оно научило меня доброте, необходимости оказания помощи друг другу. К сожалению, упущенное время не вернуть. Сделал дело, гуляй смело».

«Человек, который зря теряет время, сам ворует его у себя. Если ты ничего не делаешь оно просто уходит, ничего не оставляя, ни прочитанных книг, ни решённых задач. А если всю жизнь так? То, что же? Обернёшься назад, а за спиной ничего? Ребята, цените время, не тратьте его зря».

«Сказка очень поучительная. Она учит ценить время, не тратить его попусту. Самое главное – это помогать другим. Ведь Петя один не пошёл к домику, он ведь сначала нашёл тех, кому тоже нужна помощь. Сказка учит делать добрые дела».

После обсуждения дети делают вывод: в прочитанном тексте речь идёт о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине. Такое содержание побуждает не только думать, но и формировать нравственные позиции.

На уроке русского языка полезно использовать тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.

Урок по теме: «Предлог»

Рассматриваем иллюстрацию с изображением медвежат.

Беседа.

«Жизнь весной начинает кипеть. В это время запрещено охотиться, за животными можно только наблюдать».

Работа с текстом. Вставить предлоги. (Слайд5)

«Весна – время лесных малышей. … гнёзд вылетают птицы. … зверей растёт смена. Медвежата послушно следуют … матерью. … сумерках выходят … охоту ежата».

Такие тексты способствуют нравственному воспитанию. Они несут информацию о поступках, результатах деятельности и отношениях людей.

Воспитание патриотизма невозможно без пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы, с понимания необходимости беречь окружающую среду.

Героем и помощником на уроке был воробей.

-Вызов.

«Этот любопытный воробей залетел к нам в класс, заглянул в тетради, чтобы узнать чему вы научились и не забыли ли про нас, зимующих птиц».

(Рассматриваем иллюстрацию: птицы на кормушке) (Слайд6)

Читаю стихотворение Е.Благининой:

«Голодно, холодно,

Галки, воробьи!

Голодно, голуби,

Гуленьки мои!

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте

Гуль-гуль-гуль…»

Реализация задачи нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.

При изучении темы: «Правописание гласных после шипящих»,учащиеся получили проблемное задание:

-перед вами гласные а, у, ы, и

-1 группа записывает слоги-слияния с буквой ж

-2 группа с буквой ш

При проверке, вопрос: «Все ли гласные использовали? А почему?»

Почему же всё - таки эти шипящие не дружат с буквой ы?

Дети слушают сказку. (Слайд7)

«Стоял чудесный, летний день. Солнышко ярко светило. Озеро манило прохладой. Две буквы ж и ш решили искупаться. Они дружно прыгнули в воду и стали весело играть. А на берегу под грибком сидела важная буква ы. Она недовольно морщилась, когда брызги долетали до неё.

Но вдруг буквы-шалунишки забрались на глубину и стали тонуть. «Помогите, спасите!»- кричали они. Но толстая буква ы вместо того, чтобы прийти на помощь, только отвернулась. Что делать? Но тут, откуда ни возьмись, появилась буква и. Она храбро залезла в воду, протянула свои тоненькие ручки утопающим и вытащила их на берег. С тех пор буквы ж и ш дружат только с буквой и, а буква ы - им не товарищ»

В чём особенность анализа данной ситуации? Учащиеся должны дать оценку поступку, результатам деятельности героев, опираясь на свои знания. Очень важно, чтобы полученные знания о нравственности приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их поведения.

На уроках русского языка и чтения широко представлен фольклорный материал: загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Знакомство с устным народным творчеством развивает детей духовно, помогает процессу познания. Серьёзное внимание этой теме я уделяю на факультативных занятиях по развитию речи.

Пример. (Слайд8)

«За домом едва

Пожелтела трава

Два брата рубили дрова

Один это делал спустя рукава,

Другой,- засучив рукава»

«Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них в народе говорят:

(Водой не разольёшь)

Задачи:

-развивать потребность в использовании в речи данных слов

-воспитывать гордость за красоту великого русского языка

Мы употребляем крылатые выражения, не задумываясь над происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа.

«Спустя рукава», «Засучив рукава», «Попал впросак», «Шиворот навыворот», «Кричать во всю Ивановскую» «Бить баклуши»

Работа по развитию речи помогает не только обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь детей, а в целом способствовать повышению языковой культуры, способствовать привитию любви к родному языку, родному краю, отечеству.

На уроке по теме: «Типы текстов», использовался языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской.

Текст – повествование. (Слайд9)

1.Отдых в республике Марий Эл привлекает своей удивительной природой. Национальный парк «Марий Чодра»- один из живописнейших уголков всей России. История парка началась двадцать пять лет назад. Здесь неповторимый животный и растительный мир.

Текст – описание. (Слайд 10)

2 .Какие бывают озёра? Вдоль русла Илети, где часто случаются провалы земли находятся провальные, или карстовые озёра. По форме они круглые или овальные, берега крутые, глубина довольно большая - до 20-30 метров.

Текст – рассуждение. (Слайд11)

3. Зачем ёж сворачивается в клубок? В Республике Марий Эл встречается только ёж обыкновенный. В случае опасности ёж прижимает голову к брюшку, прячет лапки и хвост под себя, превращаясь в колючий клубочек.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет сочинение.

Вот выдержки из сочинений после этого урока: (Слайд12)

«В Марий Эл множество рек и озёр. Здешние леса славятся на всю Россию. Леса являются главным богатством нашей республики».

«Обернувшись по сторонам, сложно не заметить - как же всё - таки прекрасна природа нашего края. Нам нужно лишь научиться её ценить!»

«Озёра Марий Эл удивительно красивы. Они тысячами бриллиантов искрятся на солнце. Наш край сохранил первозданную природу. Долг каждого – охранять её»

«Луга Марий Эл просто загляденье! Каких только там красок нет! Стрекочут кузнечики, поют соловьи. От пения птиц на душе становится легко и спокойно. Наша республика – экологически чистый регион. Я очень люблю свою родину»

Такие уроки пополняют знания о родном крае, учащиеся переживают чувства привязанности к родной земле и гордость за её прошлое и настоящее.

Духовно - нравственное воспитание на уроках чтения и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Главное в том, чтобы он стал личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить своё Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экологическое выздоровление России.



Учитель начальных классов: Малюшкина Е.Н.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малюшкина Елена Николаевна

Дата: 06.09.2021

Номер свидетельства: 586332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства