3.Самоопределение деятельности. | Научить детей определять тему и цели урока. | - Назовите тему урока? (А.П.Чехов «Весной», Я.Л. Аким «Апрель») - Какие цели поставим на урок? (Познакомится с творчеством А.П. Чехова И его произведением «Весной», а также с творчеством Я.Л. Акимова и с его произведением «Апрель»). | Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: Принимать и удерживать учебную задачу. |
4. Работа по теме урока. | | Подготовка к восприятию текста (Знакомство с творчеством А. П. Чехова). Работа со словами стр. 177 (Хлопает- хлюпает) Знакомство с текстом (учитель). -Сейчас, я прочитаю текст, а вы послушайте и скажите, какому жанру мы можем отнести данное произведение? (К рассказу.) - О чем говорится в тексте? (О приходе весны). - Какое настроение создает это произведение? (Это произведение создает настроение радости. Все начинает оживать). - Скажите, с каким состоянием человека сравнивает Чехов состояние природы в начале весны? ("Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа"). – Ребята, а с помощью какого предложения автор подтверждает свои размышления о том, что, несмотря на холод и грязь, кругом все весело и приветливо? (Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!") -С помощью какого союза передается контраст ощущений? (С помощью союза -но-) 4. Чтение по цепочке. 5. Обсуждение прочитанного. - Что здесь описывается, как живое? (Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края". 2. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. 3. Солнце играет и улыбается, купается в лужах. -Как называется этот прием? (Олицетворение) -Как вы думаете, зачем их использует писатель? (Чтобы оживить природу; природа становится похожа на живое существо. Солнышко вместе с воробьишками радуется весне) -Какие еще явления природы описаны как живые существа? ( Речка проснулась, скоро заревет) -Как вы понимаете это выражение? ( Проснулась – значит лед стал лопаться; как река начнет разливаться – значит заревела). - На какие две части можно разделить это произведение? (природа весной и весна в деревне (или в городе – там, где живут люди).) - Как ты думаешь, первая часть произведения- это рассуждение описание, повествование? (Первая- описание, вторая-рассуждение. Рассуждением о том, чем хорошо (приятно) заниматься весенней порой детям). -Как вы думаете, почему Чехов называет это время года счастливым? (Потому что жизнь оживает после зимы, все ласково и приветливо кругом). - Как вы думаете, а как сам писатель относится к весне? ( Он любит это время года и счастлив этим). -Чехов смог ярко и образно передать описание прихода весны. Его произведение помогает нам почувствовать и насладиться этим временем года – временем пробуждения природы. | Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свои высказывания. Познавательные: 1. Ориентироваться в тексте произведения. 2. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. 3. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. 4. умение ориентироваться в учебнике. Находить информацию |
6.Этап концептуализации | Обеспечение восприятия и осмысления первичного запоминания знаний и способов действий. | Подготовка к восприятию текста (Знакомство с творчеством Я.Л. Аким). - Хотите узнать как относится к весне поэт Яков Аким? Откройте учебник на с.179 2.Чтение стихотворения учителем. 3.Самостоятельное чтение стихотворения. -Какие чувства , мысли, настроение вызвало у вас это стихотворение? -Какими словами поэт создаёт настроение? -Что описывается в стихотворении, как живое существо? (весна, верба) -Найдите в тексте действие весны? -Весна шлёпает, значит она какая ?(игривая, озорная) -Найдите действие вербы? (Верба барабанит, волнуется, нервничает). -Кому свойственны эти действия?(человеку) - Как называется этот прием? (Олицетворение). Олицетворение-изображение неживого предмета в виде живых существ. -Для чего Я.Аким использует такой приём? (Чтобы оживит природу. Ведь с таким приёмом природа как будто оживает). Поисковое чтение. -Найдите в тексте, что названо зелёным бархатом? (луга) Это новый приём называется –эпитетом. Эпитет- красочное определение ,выраженное прилагательным. Голубое небо Эпитеты Дождливое утро | Познавательные: умение ориентироваться в учебнике. Находить информацию. Регулятивные: учиться планировать, прогнозировать; Коммуникативные : слушание и понимание речи учителя. Познавательные: 1. Ориентироваться в тексте произведения. 2. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. 3. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. 4. умение ориентироваться в учебнике. Находить информацию |
8. Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной и познавательной деятельности | Давайте, вспомним цель урока? (Сегодня на урока…) - Что еще узнили? (узнали зачем автор использует приёмы олицетворения и эпитетов, он использует для того чтобы: -показать красоту и неповторимость природы; -помочь прочувствовать эти произведения; -красочно показать действие и признаки природы). - Оцените свою деятельность сигнальными карточками «Светофор» | Личностные: воспринимать речь учителя; Познавательные: Осознавать поставленную задачу. Регулятивные: совместно с учителем и учениками оценивать свою деятельность. |