kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ рассказа «Лиственница» из цикла «Крохотки» А.И. Солженицына

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать художественное своеобразие «Крохоток», попытаться разобраться в их  смысле, вызвать отклик обучающихся при анализе рассказа А.И. Солженицына «Лиственница»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа «Лиственница» из цикла «Крохотки» А.И. Солженицына»

Анализ рассказа «Лиственница» из цикла «Крохотки» А.И. Солженицына

Цель: показать художественное своеобразие «Крохоток», попытаться разобраться в их смысле, вызвать отклик обучающихся при анализе рассказа

А.И. Солженицына «Лиственница»

Задачи:

1.Образовательные: совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра.

2.Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать умение формулировать выводы; формировать интерес к литературному чтению как учебному предмету.

3.Воспитательные: прививать уважение к труду писателя; формировать самостоятельность мышления, учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

4.Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.

1. Сегодня на уроке мы обратимся к миниатюрам Солженицына «Крохотки». «Крохотки» – это итог многолетних раздумий А.И. Солженицына о человеческой жизни, о природе, о судьбе России, о проблемах современного общества. Писатель создавал эти произведения на протяжении всей литературной жизни.

У писателя была нелёгкая судьба, полная взлётов и падений. Шестьдесят лет он приехал в наш поселок. Давайте вспомним как это было, посмотрев презентацию.

2. Презентация «Тихий уголок России».

3. -Почему такое название – «Крохотки»? Предположите, каким должно быть литературное произведение, которое по жанру писатель собрал в цикл и дал ему название «Крохотки»?

Презентация В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой даётся толкование слова:

Крохи –мн. 1. То же, что крошка(В доме нет ни крохи хлеба.)

2.перен.Ничтожные доли, обрывки чего-нибудь(Крохи мыслей.)

3. Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое. Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов цикла «Крохотки» - «Лиственница».

- Чтение текста Солженицыным.

- Читают ученики.

Разбор непонятных слов и выражений.

  • уходят лиственные в опад - опадают

  • по соболезности? - Испытывать или выражать соболезнование сострадать, сочувствовать в горе, жалеть, сожалеть, болеть сердцем, принимать участие в беде; сочувствие, сострадание, сердечное соучастие)

  • наинадёжная в мире – прочная, крепкая

  • Топор не всякий возьмет

  • Для сплава неподымна (показать фото)

  • «крепится» все ближе к вечному камню.

4. Символ русской души – белоствольная березка. Почему внимание писателя обращено не к ней, а к такому дереву, как лиственница? Ответы детей.

Фильм о лиственнице.

5. Прочитать рассказ еще раз. Проведём небольшой эксперимент с рассказом: уберём из текста последние предложения. Что за рассказ получился? Получится нечто похожее на заметку натуралиста.

В каких словах заключена основная идея произведения? (Ведь – и люди такие есть.)

Какой смысл вложен в понятие «люди такие есть». Ответы учащихся.

А какие такие есть? Давайте составим таблицу.


Лиственница

Человек

Осыпается по соболезности празднично


Умеет сочувствовать, жалеть ( соболезновать)

Празднично – с радостью помогают людям.


Древесная ткань наинадежная в мире

Можно положиться, верный, не предаст.

Топор не всякий возьмет

Не сдается, трудно его победить

Для сплава неподымна

Стойкость перед жизненными невзгодами

Не гниет

Верный, правдивый

Крепится к вечному камню

 это физическая выносливость и душевная сила, чаще всего проявляющиеся в сложных обстоятельствах и борьбе с трудностями.Проявляет стойкость, выдержку то черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало.

«Что за диковинное дерево! » — помогают определить авторскую позицию: уважительное отношение к людям, внешне «колючим» , но добрым сердцем, восхищение их крепостью, надежностью.
7. Тема рассказа «Лиственница» А.И. Солженицына? (о людях с виду неприглядных, но сильных и добрых, способных на самопожертвование).

8. - а вы, ребята, таких людей знаете? С виду неприметные, но сильные духом, способные прийти на помощь людям в беде, которые готовы отдать жизнь за других, за своих близких и друзей, которые чувствует чужую боль, всегда приходят на помощь, это те, кто не боится признаться в своей ошибке или показать свои чувства и берёт ответственность за других? Ответы учащихся.


- Вот пожарные, врачи, которые спасают человеческие жизни, можно назвать сильными людьми. Инвалиды, которые, несмотря на физические ограничения, находят силу участвовать в спортивных мероприятиях, даже в параолимпийских играх, не стыдясь свих физических недостатков.

Показать фильм.


- Откуда же берётся эта сила? Ответы детей.


А вот мне кажется, от воспитания, от веры в Бога, от окружающих тебя людей. Среди нас тоже много таких людей, но до определённого момента их не замечают.

9. Задание: составить синквейн ( слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.

Первая строка- тема, выраженная одним словом-существительным.

Вторая строка- описание темы в двух словах – прилагательное.

Третья строка- описание действия в рамках темы в трех словах — глаголы.

Четвертая — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка — одно слово- синоним первому, повторяющий суть темы.



10. Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомните все, о чём мы говорили, и вспомните состояние вашей души. Если душа была исполнена радости от  того, что узнали, услышали, о чем говорили, то обведите на листочке свою ладошку голубым цветом, как небеса. Если же по каким-то причинам на этом занятии душа не возрадовалась, то черным.

Покажите свои ладошки. Очень светлые у нас ладошки. Вот и творите своими руками, только светлые и добрые дела. Живите так, как говорит вам совесть.









Используемые источники:

1.Аудиорассказ «Лиственница». Читает автор А.И. Солженицын;

2. Документальный фильм «Спасатели»;

3. Словарь Ожегова;

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.

  1. В.А.Чалмаев в монографии «Александр Солженицын: Жизнь и творчество»;

  2. Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына: Новый взгляд. - М., 1998. - С. 88;

  3. http://www.itmathrepetitor.ru/a-i-solzhenicyn-kak-uchitel/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ рассказа «Лиственница» из цикла «Крохотки» А.И. Солженицына

Автор: Кочеткова Валентина Алексеевна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства