Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа «Лиственница» из цикла «Крохотки» А.И. Солженицына»
Анализ рассказа «Лиственница» из цикла «Крохотки» А.И. Солженицына
Цель: показать художественное своеобразие «Крохоток», попытаться разобраться в их смысле, вызвать отклик обучающихся при анализе рассказа
А.И. Солженицына «Лиственница»
Задачи:
1.Образовательные: совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра.
2.Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать умение формулировать выводы; формировать интерес к литературному чтению как учебному предмету.
3.Воспитательные: прививать уважение к труду писателя; формировать самостоятельность мышления, учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.
4.Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.
1. Сегодня на уроке мы обратимся к миниатюрам Солженицына «Крохотки». «Крохотки» – это итог многолетних раздумий А.И. Солженицына о человеческой жизни, о природе, о судьбе России, о проблемах современного общества. Писатель создавал эти произведения на протяжении всей литературной жизни.
У писателя была нелёгкая судьба, полная взлётов и падений. Шестьдесят лет он приехал в наш поселок. Давайте вспомним как это было, посмотрев презентацию.
2. Презентация «Тихий уголок России».
3. -Почему такое название – «Крохотки»? Предположите, каким должно быть литературное произведение, которое по жанру писатель собрал в цикл и дал ему название «Крохотки»?
Презентация В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой даётся толкование слова:
Крохи –мн. 1. То же, что крошка(В доме нет ни крохи хлеба.)
3. Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое. Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов цикла «Крохотки» - «Лиственница».
- Чтение текста Солженицыным.
- Читают ученики.
Разбор непонятных слов и выражений.
уходят лиственные в опад - опадают
по соболезности? - Испытывать или выражать соболезнование сострадать, сочувствовать в горе, жалеть, сожалеть, болеть сердцем, принимать участие в беде; сочувствие, сострадание, сердечное соучастие)
наинадёжная в мире – прочная, крепкая
Топор не всякий возьмет
Для сплава неподымна (показать фото)
«крепится» все ближе к вечному камню.
4. Символ русской души – белоствольная березка. Почему внимание писателя обращено не к ней, а к такому дереву, как лиственница? Ответы детей.
Фильм о лиственнице.
5. Прочитать рассказ еще раз. Проведём небольшой эксперимент с рассказом: уберём из текста последние предложения. Что за рассказ получился? Получится нечто похожее на заметку натуралиста.
В каких словах заключена основная идея произведения? (Ведь – и люди такие есть.)
- Какой смысл вложен в понятие «люди такие есть». Ответы учащихся.
А какие такие есть? Давайте составим таблицу.
Лиственница
Человек
Осыпается по соболезности празднично
Умеет сочувствовать, жалеть ( соболезновать)
Празднично – с радостью помогают людям.
Древесная ткань наинадежная в мире
Можно положиться, верный, не предаст.
Топор не всякий возьмет
Не сдается, трудно его победить
Для сплава неподымна
Стойкость перед жизненными невзгодами
Не гниет
Верный, правдивый
Крепится к вечному камню
это физическая выносливость и душевная сила, чаще всего проявляющиеся в сложных обстоятельствах и борьбе с трудностями.Проявляет стойкость, выдержку то черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало.
«Что за диковинное дерево! » — помогают определить авторскую позицию: уважительное отношение к людям, внешне «колючим» , но добрым сердцем, восхищение их крепостью, надежностью. 7. Тема рассказа «Лиственница» А.И. Солженицына? (о людях с виду неприглядных, но сильных и добрых, способных на самопожертвование).
8. - а вы, ребята, таких людей знаете? С виду неприметные, но сильные духом, способные прийти на помощь людям в беде, которые готовы отдать жизнь за других, за своих близких и друзей, которые чувствует чужую боль, всегда приходят на помощь, это те, кто не боится признаться в своей ошибке или показать свои чувства и берёт ответственность за других? Ответы учащихся.
- Вот пожарные, врачи, которые спасают человеческие жизни, можно назвать сильными людьми. Инвалиды, которые, несмотря на физические ограничения, находят силу участвовать в спортивных мероприятиях, даже в параолимпийских играх, не стыдясь свих физических недостатков.
Показать фильм.
- Откуда же берётся эта сила? Ответы детей.
А вот мне кажется, от воспитания, от веры в Бога, от окружающих тебя людей. Среди нас тоже много таких людей, но до определённого момента их не замечают.
9. Задание: составить синквейн ( слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.
Первая строка- тема, выраженная одним словом-существительным.
Вторая строка- описание темы в двух словах – прилагательное.
Третья строка- описание действия в рамках темы в трех словах — глаголы.
Четвертая — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка — одно слово- синоним первому, повторяющий суть темы.
10. Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомните все, о чём мы говорили, и вспомните состояние вашей души. Если душа была исполнена радости от того, что узнали, услышали, о чем говорили, то обведите на листочке свою ладошку голубым цветом, как небеса. Если же по каким-то причинам на этом занятии душа не возрадовалась, то черным.
Покажите свои ладошки. Очень светлые у нас ладошки. Вот и творите своими руками, только светлые и добрые дела. Живите так, как говорит вам совесть.
Используемые источники:
1.Аудиорассказ «Лиственница». Читает автор А.И. Солженицын;
2. Документальный фильм «Спасатели»;
3. Словарь Ожегова;
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.
В.А.Чалмаев в монографии «Александр Солженицын: Жизнь и творчество»;
Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына: Новый взгляд. - М., 1998. - С. 88;