Просмотр содержимого документа
«"Амулет"Декоративное рисование»
Гончаренко Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Восточно-Казахстанская область
Город Семей
«Декоративное рисование казахского национального орнамента. Амулет».
Урок изобразительного искусства Цель урока. Учить детей украшать орнаментом предметы треугольной формы. Задачи урока. Учить детей работать с шаблоном. Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации. Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с цветными карандашами. Коррегировать мыслительные процессы. Оборудование урока: рисунки и иллюстрации по теме, предметы быта ручной работы (выставка), образцы узоров, трафареты треугольников, альбомы, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение. Тип урока: комбинированный. Ход урока.
Дети входят, здороваются с гостями: «Сәлеметсізбе!»
учитель: Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады, что вы пришли к нам. Но вы, наверное, не догадываетесь, где вы оказались. Ребята, куда мы сегодня приглашаем наших гостей?
Дети:В Город мастеров.
Учитель:А где же находится ваш город?
Дети:У нас в школе. А школа находится в городе Семей в Казахстане.
Учитель:Дети, расскажите нашим гостям , кто такие мастера, кого так называют?
Дети:Это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое дело.
Учитель :Ребята, а как казахи называют человека, который умеет делать красивые и нужные вещи?
Дети:Шебер. Халык шеберi.
Учитель :Ребята, а вы можете рассказать, какие красивые и нужные вещи делают у вас в городе мастеров?
Дети показывают изделия народных мастеров, рассказывают о них – из чего они сделаны, чем украшены, для чего служат.
1 реб. Жастык (подушки)
2 реб. Аяк кап (сумка для посуды)
3 реб. Торсык (сосуд для кумыса)
4 реб. Набор посуды для кумыса (тегене, тоскаган, ожау). И другие
Учитель : Молодцы, балалар! Какие вы все хорошие рассказчики. А теперь я расскажу вам об амулетах.Я принесла с собой один и хочу подарить его вам,ребята.
Наша тема урока называется Декоративное рисование орнамента для амулета. Посмотрите, как он выглядит. На какую геометрическую фигуру он похож. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов ? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? ( круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске. Возьмите в руки карандаши и все вместе мы сейчас попробуем их нарисовать в воздухе. Послушайте стихотворение. Разминка для кистей рук. 1) Быстро кружится пчела, Ведь она нектар несла. Делает она за кругом круг И зовет своих подруг! ( Водим карандашом в воздухе рисуя круги) 2) Муравей домой спешил И соломинку тащил. Братцы строят новый дом, Будут жить зимою в нем! ( покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник). У вас на партах лежат треугольники .Это заготовки будущих амулетов, а что такое амулет? Это небольшой предмет, украшенный символическим орнаментом, который оберегает своего владельца, приносит ему удачу. Сегодня мы украсим амулеты орнаментом и подарим их нашим гостям.
Казахский орнамент появился в глубокой древности и мотивов у него очень много. Особенно много узоров, изображающих животных. Они ярко отражают мир древних скотоводов и земледельцев. Узорам в виде головы, рогов, копыт, зверей, лапок, клювов, крыльев птиц даны соответствующие названия. Вот этот узор называется «кошкармуйыз»-«бараний рог». Узор «туйетабан»-«верблюжийслед» изображает верблюжью подошву. В этом можно убедиться, если рассмотреть след, оставленный верблюдом. Да и фигуру человека может стать элементом орнамента. Посмотри на рисунок. Он изображает человека, который стоит, упершись обеими руками в бока. А если это изображение повторить несколько раз, получится забавный орнамент.
Казахи с древних времен широко применяли орнамент для украшения своего быта, жилища, одежды, юрты.
Казахские орнаменты бывают разные и делятся на 4 вида.(плакат)
1.Зооморфный вид.
Горб верблюда
Рога марала
В зооморфном виде орнамента изображается все, что относится к животному миру.
2.Растительный вид.
Тюльпан
Трава
3.Геометрический вид.
Ромб
Треугольник
4.Космический (космогонический)
Звезда
Полумесяц
Казахский орнамент используется для украшения юрт, одежды, посуды…
3. Объяснение
Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют. 1) Расположите шаблон узора на амулете, посмотрите внимательно правильно ли он расположен, поместился ли весь. Молодцы! Правильно. 2) Придерживая одной рукой шаблон, аккуратно обводим его простым карандашом. 3) Необходимо ластиком подтереть слишком толстые линии, чтобы они не были видны из под цветных карандашей. 4) Половина нашего рисунка готова.
5. Физ. минутка.(2 мин.)
Дети выполняют движения под казахскую мелодию, изображая то, что говорит учитель под музыкальное сопровождение.:
1 « вышли девушки в степь, полюбоваться ярким солнышком, красивыми цветами. А степь будто устлана прекрасным ковром- красными маками».
2 « Вдруг видят они,- джигиты молодые скачут на конях. Быстро скачут они, в руках у них камча».
3 « Подъехали джигиты к девушкам, сошли с коней, поздоровались. Красивые, сильные джигиты, понравились они девушкам».
4 « Пригасили джигиты девушек покатать их на конях своих быстрых. Весело скачут они по родной степи, даже ветер степной не может их догнать».
4. Самостоятельная работа учащихся.(15-16мин.)(музыка) А теперь самостоятельно расписываем орнамент. (Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
После того, как вы закрасили узор, не забудьте сделать растушовку, затем раскрасить нужно весь амулет.
Амулет дарят близким людям, родственникам и друзьям, он должен быть красивым, чтобы наши амулеты стали ярче, обведем узор по контуру фломастером, подумайте, какой цвет можно взять?
6. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.(4 мин.) На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).
7. Подведение итогов.(2-3 мин.) Учитель задает вопросы учащимся. ― Какая была тема сегодняшнего урока? ― Что мы рисовали? ― Какую форму имеет амулет? (треугольную) ― Что мы нарисовали на амулете? (орнамент) ― Для чего нужны амулеты?
Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен. Дежурные убирают рабочие места.
8 В подарок для наших гостей девочки станцуют красивый казахский танец, ведь мы умеем не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать.