Просмотр содержимого документа
«Александр Иванович Куприн « Барбос и Жулька»»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: Александр Иванович Куприн « Барбос и Жулька»
Цель: познакомить учащихся с творчеством Куприна.
Задачи:
1)Раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька». Создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста, учить анализировать поступки героев.
3) Воспитывать доброе внимательное отношение к животным.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем урок. Перед тем, как мы начнем его, я хотела бы узнать какое у вас настроение. Покажите. Я вижу, что у большой части класса настроение хорошее, а значит, у нас все получится.
- Сегодняшний урок я хочу начать с прочтения стихотворения.
Послушайте стихотворение:
- На свете множество собак-
И на цепи и просто так:
Собак служебных- пограничных,
Дворовых « шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из - под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных,
Бродячих псов всегда голодных.
- Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?
-Кто будет героями нашего урока?
Собаки бывают разные ( слайд 4-6 и рассказ о собаках)
-Что вы о них знаете? О служебных?
-Конечно, самое тяжелое время началось для дворовых собак. Которым сейчас холодно и голодно. В других странах для бездомных собак есть приюты, в которых работаю специальные люди. У нас таких приютов нет. И бездомным животным очень тяжело.
2. Актуализация.
-Сейчас мы с вами поработаем в группе.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
-Возьмите карточки на них рассыпались пословицы, ваша задача найти начало и конец пословицы. Объяснить смысл пословицы. Слайд 7
Легко подружиться,
Кто не испытал дружбы
Будь верен
тот не жил.
до смерти.
тяжело разлучиться.
- Проверяем по слайдам, что у нас получилось ( слайд 8)
- Объясните смысл первой пословицы, второй, третьей.
-Какая тема объединяет эти пословицы? ( размышление о дружбе).
-Героями нашего урока будут собаки, а как вы считаете, могут ли собаки дружить друг с другом?
3. Целепологание.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Ивановича Куприна и его произведением « Барбос и Жулька»(слайд 9)
-Откройте тетради и запишите число, название темы урока.
- А пока пишите, подумайте, какие цели мы можем поставить перед собой. Для этого я вам написала слова – подсказки:
Познакомиться………,
прочитать…………..,
провести работу……..
-Познакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна, прочитать рассказ « Барбос и Жулька», провести работу над анализом произведения.
- Как вы думаете, сколько героев будет в рассказе?
-Какая наша первая цель?
4. Знакомство с творчеством. Слайд 10
-О творчестве Александра Ивановича Куприна нам подготовили выступление девочки. Мы их внимательно слушаем. У вас на столах лежит биография Куприна, прочитайте ее и приготовитесь отвечать на вопросы.
-В какой семье родился Куприн?
-Куда отправили Куприна в возрасте 6 лет?
О ком у Куприна было много рассказов?
-Первый литературный опыт Куприна ?
- Где 17 лет прожил Куприн?
-Приклейте фотографию Куприна в тетрадь. После работы над рассказом «Барбос и Жулька», мы будем работать с произведениями « Белый пудель», «Слон».слайд 11
-Что мы с вами сейчас делали?
- Смогли мы познакомиться с творчеством Куприна?
-Какая вторая цель нашего урока?
-О чем может идти речь в произведении?
-Как вы думаете, кого мы называем друзьями?
-Какими качествами должны обладать друзья?
-Какими вам представляются Барбос и Жулька?
-Хотите узнать на самом деле, какими были Барбос и Жулька?
Перед чтением я хочу поставить перед вами проблемную ситуацию. Подумайте
*Могут ли животные дружить так же как люди?
*Способны ли собаки совершить подвиг ради друг друга?
*Чему учит нас рассказ?
5. Первичный синтез. ( Чтение учителя и детей)
-Возьмите текст. Мы начинаем читать произведение, ваша задача взять карандаш и подчеркивать непонятные слова.
-Возьмите кружок желтого цвета и нарисуйте смайлик, который покажет ваше ощущение после прочтения произведения.
6. Словарная работа.
- Мы прочитали текст, все ли слова вам понятны.
-Сейчас мы попробуем поработать в группе и объяснить значения непонятных слов. У вас в таблице дано понятие, а рядом, что это слово обозначает, попытайтесь объяснить непонятные слова.
СТАЛАКТИТ-
1) малорослый и плотный по сложению;
2) маленький, низкий.
ПРИЗЕМИСТЫЙ -
– имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
ФЛИРТ -
– один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
ФЕСТОН -
рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ПОДПАЛИНА -
любовная игра, кокетство.
ЛИЦЕМЕРИЕ-
ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя.
ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.