kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Аквариум- маленькая искуственная экосистема."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я Журавлева татьяна владжимировна в зклассе работая, в режиме " пилотная пощадка" в 2013-2014 учебном году давала открытый урок для учителей города и района. выбрав,тему урока пооружающему миру была удивлена,как дети с удовольствием провели исследование по тнме аквариум-маленькая искуственная экосистема и сделали выводы,что эскуственная экосистема не может существовать без помощи человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Аквариум- маленькая искуственная экосистема." »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

(Тема урока)


ФИО (полностью) Журавлева Татьяна Владимировна


Место работы МБОУ СОШ №5г. г.Тайшет


Должность учитель начальных классов


Предмет окружающий мир


Класс 3


Тема и номер урока в теме 18 №1 «Аквариум – маленькая экосистема»


Базовый учебник «Окружающий мир. Обитатели Земли» Вахрушев А.А. и другие



Тип урока: урок - исследования

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся новому способу действия

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в нее новых элементов

Формирование УУД:

Личностные действия:

  1. формировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

  2. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  3. формировать умение обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

Регулятивные УУД:

  1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

  2. проговаривать последовательность действий на уроке

  3. учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника

  4. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательный УУД:

1. познакомить детей с экосистемой аквариума , с обитателями аквариума, закрепить знания о компонентах экосистемы на примере аквариума.

2. научиться поддерживать экосистему аквариума.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  2. слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания;

  3. учиться работать в паре и группе, и самостоятельно.


Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа.

Оборудование: учебник и тетрадь для 3 класса «Обитатели Земли» часть 1 (авт.коллектив А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);

иллюстрация аквариума – пазлы (плакат), фотографии животных и растений аквариума;

карточки с кроссвордами для парной работы, карточки с иллюстрациями для групповой работы, карточки с иллюстрациями рыбок для физкультминутки, листочки для проверочной работы, карточки с иллюстрациями для рефлексии урока.












Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов тельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.


Организационный момент


Всем доброе утро!

Начинам наш урок исследования.



мин.

2.




Актуализация знаний.




















А начать урок я хочу замечательными словами

В.В Бианки «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!"

- Как вы понимаете эти слова?

- Чем всю жизнь занимается человек? (слайд 1)

Открывает тайны, что то интересное, неизведанное)

- Чтобы определить на какие тайны мы будем сегодня искать ответы, выполним задание.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

3 мин

3.

Проверка знаний с последующей самооценкой


2. Тест “Экосистема поля”( слайд 2)

Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” .

Показываем только нужную букву ( а,б)

  1. Поле – это…

  1. природная экосистема;

  2. искусственная экосистема.

  1. Культурные растения – это…

  1. одуванчик, вьюнок, осот;

  2. подсолнечник, лён, рис.

  1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…

  1. сорняки;

  2. яркие цветы.

  1. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…

  1. Ядохимикатов

  2. живых помощников

молодцы!

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

3мин

4.

Создание проблемной ситуации


- А что такое экосистема?

- Из каких частей она состоит?

-Какие бывают Экосистемы?

- Что такое искусственная экосистема?

- Легко ли создать искусственную экосистему?


- Что дя этого нужно?

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

- Отгадайте загадку и определите тему урока. Слайд.

Этот дом не деревянный,     щелчок
Не из камня этот дом.     
 щелчок
Он прозрачный,     
 щелчок
Он стеклянный,     
 щелчок
Нет и номера на нём …    
 щелчок
И жильцы в нём не простые,     
 щелчок
Не простые, золотые.     
 щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. ( АКВАРИУМ)

-


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2 мин.

5.



-А что такое аквариум?

Найдите определение в словариках вашего учебника. слайд

- А вот какое определение дает нам толковый словарь: аквариум - искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

- Определите тему урока?

- Как вы понимаете слово искусственный? ( созданный человеком, с рыбами, растениями, водными животными)

- какой вывод можно сделать?

( АКВАРИУМ _ ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА)


2 мин.

6.




- Что мы сегодня будем исследовать?




7.

Открытие новых знаний . Исследование.





Работа в группах.





































































- В любой экосистеме есть компоненты, из которых она состоит. Сейчас нам предстоит с вами работа по выявлению этих компонентов.

- Каждая группа будет исследовать компонент, внимательно читайте инструкцию.


Группа №1.

ВОДА

Инструкция:

Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:

1. Рассмотрите образцы воды.я

2.Заполните таблицу.

Свойства

Вода из водопровода

Вода из аквариума

Цвет (бесцветная/другого цвета)

 

 

Прозрачность (прозрачная/мутная)

 

 

Запах (есть, нет)

 

 


3.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.

4.Сделайте вывод. 5.Дайте ответ по плану.

5.Дайте ответ по плану.

План ответа

Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)

Из дополнительной статьи мы узнали ________________

и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода. (Слайд 9)


Группа №2.

(коричневый конверт)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1.Прочитайте статью о грунте.


ГРУНТ.
Грунт – почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.


План ответа:

Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют ______________

Перед помещением в аквариум, грунт нужно_______

и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. (Слайд 10, 11)

Группа №3.

Свет.

1.Прочтите текст.

В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы




аквариум не зарастал водорослями?

2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)


Группа №4.

Кислород.

1.Прочтите текст.


Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?

2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.

План ответа:


Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)



В процессе исследования заполняется таблица.

Компоненты экосистемы

Аквариум – ЭКОСИСТЕМА?

Участие человека

Выводы
Памятка начинающего аквариумиста

ВОДА

+

1.Воду отстоять.

ПОЧВА

+
Грунт

2.Промыть средних размеров грунт.

СВЕТ

+
лампа

3.Использовать лампу и компрессор.

ВОЗДУХ

+
компрессор

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

+
растения

4.Посадить растения.

ПОТРЕБИТЕЛИ

+
рыбы

5.Немного неприхотливых обитателей.

РАЗРУШИТЕЛИ

+/-

6.Следить за чистотой.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию








погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы аквариум не зарастал водорослями?

2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)



Группа №4.

Кислород.

1.Прочтите текст.

Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?

2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.

План ответа: Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)

В процессе исследования заполняется таблица.













10 мин.






Компоненты экосистемы

Аквариум – ЭКОСИСТЕМА?

Участие человека

Выводы
Памятка начинающего аквариумиста

ВОДА

+

1.Воду отстоять.

ПОЧВА

+
Грунт

2.Промыть средних размеров грунт.

СВЕТ

+
лампа

3.Использовать лампу и компрессор.

ВОЗДУХ

+
компрессор

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

+
растения

4.Посадить растения.

ПОТРЕБИТЕЛИ

+
рыбы

5.Немного неприхотливых обитателей.

РАЗРУШИТЕЛИ

+/-

6.Следить за чистотой.







































































Рефлексия












Домашнее задание


- Продолжаем исследование .

-Какие « профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот веществ в экосистеме был замкнут?

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

- Кто Является производителем? ( растения)

- Какую роль они выполняют?

В аквариумной практике растения имеют очень важную роль - прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта; служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений - превосходный нерестовый субстрат; другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы.

ПОТРЕБИТЕЛИ

-Кого чаще всего содержат в аквариуме? ( Рыбы)

Послушайте правила по которым человек должен выбирать рыб.

Правила подбора рыбок:
Оказывается, рыбки плавают на разной глубине (ближе ко дну, на поверхности и по всему аквариуму). Для красоты, лучше заселять разных рыбок. Кроме этого, рыбки отличаются по способу питания (подбирать нужно так, чтобы они не съели друг друга).
Заселять в аквариум лучше неприхотливых рыб.

РАЗРУШИТЕЛИ

- Какую роль выполняют мусорщики?

- Кого из обитателей этой профессии вы знаете?? ( УЛИТКИ, СОМИКИ,)

-А может ли их не быть в аквариуме? ( да)

- Кто следит за чистотой аквариума?

ПО ходу ответов продолжаем заполнять исследовательскую таблицу, она же послужит памяткой для начинающих аквариумистов.

-Какой вывод можем сделать? При желании каждый может создать искусственную экосистему, но для этого небходимы определенные знания.

- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал?( присутствовали все компоненты, а его обитатели поддерживали круговорот веществ)

ВЫВОД: АКВАРИУМ _ МАЛЕНЬКАЯ ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА

- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

- Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.На уроках технологии вы работая в парах уже создавали свой аквариумы, а сейчас итогом нашей работы будет аквариум нашей мечты, давайте его создадим. ( на доске плакат, на дно выкладываем грунт- запускаем в него рыб, и садим в него растения. )

Домашним заданием будет материал учебника, задания рабочей тетради.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Аквариум- маленькая искуственная экосистема."

Автор: ЖуравлеваТатьяна Владимировна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115879


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства