kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младшим школьникам с ОВЗ предлагается ряд слайдов ( иллюстраций). Детям нужно определить тему, цель урока.Совместно с учащимися строится план изучения темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«модуль 1»

Модуль 1.

Характеристика учебной деятельности

младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Содержание:

Сущность учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Характеристика познавательной сферы Определение категории обучающихся с ОВЗ. Основные формы обучения учащихся с ОВЗ. Особенности познавательной сферы младших школьников с ОВЗ.



Лекция

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учреждениях образования; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий1.

Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация разума»2.

Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его философского и психологического понимания. Это деятельность, в процессе которой человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, «любая деятельность - это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».

Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и широком значении. В широком смысле учебная деятельность - это процесс (деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями). Узкое понимание данного термина раскрывается в теории учебной деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), в которой учение - это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, которая детерминируется разно направленной мотивацией. Широкие познавательные (интерес к знаниям) мотивы могут уже к середине этого возраста преобразоваться учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.

Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.

Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.

Однако у младшего школьника для успешности учебной деятельности наряду с мотивационной составляющей должны быть сформированы процессы познавательной деятельности.

Рассмотрим общую характеристику познавательной сферы. Термин «познавательная сфера» вышел из философского и психологического представления о познании. В психологии познание рассматривается, как некий набор психических процессов, обеспечивающих возможность выделять значимые элементы в окружающем мире. Данный процесс связан с получением, переработкой, хранением и использованием информации, таким образом протекают познавательные процессы.

Психические процессы обладают определенными динамическими характеристиками и выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.

В познавательной сфере исследователями выделяются:

- ощущение (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и т.д.);

- восприятие (зрительное, слуховое, осязательное);

- мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);

- внимание (произвольное, непроизвольное);

- память (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная);

- воображение (активно, пассивное, продуктивное, репродуктивное);

- речь (внешняя, внутренняя, письменная, устная).

В младшем школьном возрасте продолжают развиваться основные познавательные свойства и процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Этому способствуют основные виды деятельности ребенка этого возраста: игровая, учебная.

С поступлением в школу ребенок имеет достаточный уровень развития остроты зрения, слуха, различает формы и цвета предметов. Однако теперь ребенку важна произвольность и осознанность познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классах, ведущей остается непроизвольность психических процессов. Дети ориентируются на внешние признаки предмета, его яркость и новизну. Но, постепенно, формируется произвольность, саморегуляция. Младший школьник постепенно учится удерживать внимание, сосредотачиваться на выполнении задания, тренируется долговременная память, мышление переходит в разряд наглядно-образного, а к концу 3-го класса, словесно-логического. Формируется письменная речь, из внешнего плана речь переходит во внутренний план, что определяет ориентировочную основу действий. Устная речь становится ярче: появляются сложные предложения с элементами подчинительной связи, чаще встречаются синонимы, описательные прилагательные. Младшие школьники учатся выстраивать монологи и диалоги. Работая в парах и группах, они могут аргументировать свою точку зрения.

Таким образом у младших школьников отмечается формирование устойчивости, распределения, переключения, произвольности познавательной сферы.

Однако, как показывает практика, при равных условиях обучения учащиеся дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»3, принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.

Конечно, следует отметить, что у младших школьников и младших школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы младших школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ:

      1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

      2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:

- восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия;

- мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости мнемических следов под воздействием помех, уменьшение объема памяти, скорости запоминания;

- мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словесно-логическое мышление; дети не владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;

- речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексико-грамматических структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер;

- внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.

      1. Низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в работу, при затруднениях - остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).

      2. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.

      3. Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.

      4. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.

      5. Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу. Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям.

Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у младших школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля.

Младшие школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.

Таким образом, у младших школьников с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.


Литература, рекомендуемая для обучения:

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php

  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf

  1. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212

http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#$p1

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

http://base.garant.ru/70291362/

1 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

2 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.

3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974

3


Просмотр содержимого документа
«модуль 2»

Модуль 2. Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока

Содержание: характеристика младшего школьного возраста, приемы активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, примеры творческих заданий для развития познавательной сферы, алгоритм проведения урока с применением ИКТ, проектная деятельность школьников с ОВЗ.



Лекция.


Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, которая детерминируется разно направленной мотивацией. Мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения, развитие которой зависит от многих факторов, в том числе уровня сформированности высших психических функций. С другой стороны, недостаточный уровень развития познавательных процессов у младших школьников с ОВЗ, как правило, приводит к незрелости мотивационной сферы, что выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика. Поэтому важно с младшими школьниками с ОВЗ проводить работу по развитию познавательной сферы. Одним их видов данной работы является активизация познавательной деятельности данной категории учащихся в условиях реализации современного урока

Активная познавательная деятельность должна быть организована с организационного момента. Вопросы и задачи в начале урока могут быть поставлены при помощи игровой или проблемной ситуации, мозгового штурма и пр.

Активность учащихся, их интерес к материалу, должны быть поддержаны на всех этапах урока.

Анализ психолого-педагогической литературы показал выделение различных приемов по активизации познавательной деятельности:

Задачи и задания проблемного характера.

Решение задач и заданий проблемного характера мобилизует и развивает умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение), обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, усиливает учебную мотивацию.

Проблемные вопросы.

Проблемные вопросы направлены на актуализацию знаний. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную деятельность учащихся, можно направить познавательную деятельность на определение сходства и различия, на обобщение и доказательство, выявление причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учеников. Важно задавать вопросы, содержащие элементы неизвестного, что требует поиска новых знаний. Данная работа успешно осуществляется во время дискуссий.

Сталкивание мнений

Это прием, при котором приводятся точки зрения различных авторов, исследователей по данной теме. Учитель высказывает личное мнение по данному вопросу, обосновывает правильность или неточность того или иного подхода, оставляет этот вопрос для самостоятельного обсуждения учащимися. Вывод могут сделать сами младшие школьники с ОВЗ с опорой на наводящие вопросы: «Откуда получилось...?», «Почему...?», «Каким именно образом...» и т. д.

Лженеумение, лжезатруднение.

При решении учебной проблемы, задачи учитель создает ситуацию, в которой он как бы оказывается в затруднительном положении, «не знает», как дальше действовать, и приглашает учащихся вместе подумать, искать выход из положения.

Умелое использование пауз, в которые учащиеся анализируют полученные сведения. Длительность паузы не должна превышать 7—10 с.

Также познавательная сфера и учебная мотивация младших школьников с ОВЗ активно развиваются в творческой деятельности:

- «вопросы к автору», когда младшим школьникам с ОВЗ предлагается домашнее задание в виде интервью с автором произведения, открытия и т.д.

- «урок самоуправления», когда ученикам предлагается представить себя учителем и подготовить самостоятельно изложение нового материала в классе другим ученикам.

- «коллективная дискуссия», когда класс разбивается на группы, каждая из которых будет отстаивать свою точку зрения по изучаемой проблеме.

- разгадывание и составление кроссвордов, ребусов, шарад при повторении и обобщении изученной темы, раздела, произведения.

Для активизации познавательной сферы младших школьников с ОВЗ важно проводить уроки в необычной форме: урок- сказка, урок- путешествие, урок- экскурсия, презентация. При подготовке к урокам данных форм важно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Такая работа вызывает у детей усиление интереса и мотивации обучения, развивает познавательную сферу.

Одной из наиболее удобных форм представления учебного материала относится создание мультимедийных презентаций, которые сочетают движение, звук и изображение, что помогает удерживать внимание младшего школьника. Осуществляется воздействие на слуховое и зрительное восприятие, что позволяет достичь наибольшего эффекта.

Применение ИКТ на уроках позволяет оптимизировать процесс обучения, создаёт обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала.

ИКТ позволяет индивидуализировать обучение, осуществлять дифференцированный подход к младшим школьникам с ОВЗ.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

1. Организационный момент.

Младшим школьникам с ОВЗ предлагается ряд слайдов (иллюстраций). Детям нужно определить тему, цель урока. Совместно с учащимися строится план изучения темы.

2. Этап актуализации знаний.

Знания на данном этапе урока показываются учителем в виде схем, графиков, диаграмм. Учащиеся «помогают» учителю либо подписать данные схемы, либо найти в них ошибки, либо добавить недостающую часть.

3. Проверка усвоения предыдущего материала.

Применяется тестирование (фронтальное, групповое, индивидуальное), опросники с высвечивающимися ответами и т.д.

4. Изучение нового материала.

При изучении нового материала средства ИКТ позволяют создавать зрительную опору, которая помогает младшим школьникам с ОВЗ полнее усвоить изучаемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала.

С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока целесообразно провести обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные сведения на экране.

Также учащимся целесообразно предлагать подготовку и защиту проектов по заданной теме (осуществлять проектную деятельность). Это позволяет совершенствовать не только качественные характеристики познавательной сферы, но и произвольность входящих в нее процессов.

Видами таких проектов могут стать:

- Доклад;

- Слайд-шоу;

- Игра;

- Концерт;

-Литературный альманах.

- Видеофильм;

- Реклама;

- Заочная экскурсия;

- Мультимедийная презентация.

Подробное применение проектной деятельности в школе рассмотрено в презентации Power Point «Проектная деятельность» (см. папку Приложение).

Таким образом, проблеме активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ является на сегодняшний день одной из актуальных проблем. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников с ОВЗ, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – это первостепенная задача педагога.


Литература, рекомендуемая для обучения:

  1. Кабирова Л.З., Головнева Е.В., Использование новых компьютерных (информационных) технологий в образовательном процессе начальной школы. – Стерлитамак.: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», факультет педагогики и психологии, 2006. – 26 с.

http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7562.pdf

  1. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной детельности : автореферат дис. / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : изд. НГПИ, 1989.

https://goo.gl/RhA56Q

  1. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / сост. Е. В. Языканова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 79 с.

https://goo.gl/cqyeYb

3


Просмотр содержимого документа
«модуль 3»

Модуль 3.

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности



Содержание: курс внеурочной деятельности «Развивай-ка», структура занятий, метод сказкотерапии, стратегии усиления успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, методы и приемы работы с родителями младших школьников с ОВЗ в рамках активизации познавательной деятельности.



Лекция.

В предыдущем модуле мы обсуждали какими методами и приемами можно активизировать познавательную деятельность младших школьников с ОВЗ на уроке.

Но кроме урока учитель с учеником взаимодействуем на переменах, в группе продленного дня, после уроков, во время внеурочной деятельности.

Таким образом, активизация познавательной деятельности не ограничивается только уроком.

Итак, развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ учитель осуществляет во время:

  1. Занятий по внеурочной деятельности.

  2. В группе продленного дня.

  3. В режимные моменты.

Рассмотрим подробнее внеурочную деятельность.

  1. Внеурочная деятельность

Как известно, с введением ФГОС НОО в школах появились часы на внеурочную деятельность. Учителя начальных классов могут пользоваться уже готовыми программами или составить их самостоятельно. В нашем модуле я предлагаю Вам познакомиться с курсом «Развивай-ка», который был апробирован на учащихся класса компенсирующего обучения.

Курс «Развивай-ка»

При реализации курса внеурочной деятельности «Развивай-ка» решались следующие задачи:

1. Формирование устойчивой учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ.

2. Выработка концентрированного и устойчивого внимания, увеличение объёма внимания, усиление способности к распределению и переключению внимания.

3. Компенсация и развитие объёма, точности, мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации.

4. Развитие волевой сферы, саморегуляции.

5. Развитие видов, форм и операций мышления.

6. Развитие воображения с целью привлечения его свойств к решению задач учебной деятельности.

7. Формирование социальных и коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

Полученные результаты:

  1. Учебная мотивация. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение продуктивности младших школьников с ОВЗ.

  2. Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости внимания.

  3. Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной, аудиальной, осязательной), эмоциональной и словесно-логической памяти. Развитие кратковременной и долговременной, произвольной памяти.

  4. Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия.

  5. Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие, суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

Разработанный курс развивающих занятий, включает в себя 2 блока:

1. Развитие мотивационной сферы, обеспечивающее формирование и усиление действенности внешних и внутренних побудителей учебной деятельности.

2. Развитие познавательной сферы, нацеленное на совершенствование слаборазвитых свойств познавательных процессов или компенсацию их действия.

Перспективное планирование курса «Развивай-ка», примерные игры и упражнения представлены в папке Приложение.

Каждое занятие включает в себя интегрированные упражнения и задания по двум блокам, причем уже организационный момент занятия пробуждает познавательный интерес. В структуре занятий отдельно не выделяется развитие мотивационной и познавательной сферы. Деление на блоки внутри занятия является условным, так как каждое упражнение и задание обеспечивает взаимопроникновение и взаиморазвитие данных сфер.

Задания представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию учебной мотивации, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Так же данные задания способствуют обучению учащихся способам учебной работы на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. Фактически это метапредметные результаты обучения по ФГОС НОО. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.

2. Сообщение темы занятия в занимательной или проблемной форме, что позволяет активизировать мотивационную сферу учащихся, создает благоприятный эмоциональный настрой. Например, педагог-экспериментатор сообщает учащимся, что к ним за помощью обратился мальчик Витя Перестукин из произведения Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Герой просит помочь ему выполнить задания, ведь только так он сможет вернуться домой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.

3. Основное содержание занятия, которое представляет собой совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на:

- формирование учебной мотивации, выработку способов учебной работы, социальных навыков. Например, обсуждение поступков героев книги М. А. Панфиловой «Лесная школа», составление рассказа-размышления на тему «Важность выполнения домашних заданий», «Зачем я хожу в школу?» и т. д. Данные задания и виды работы направлены, с одной стороны, на развитие внутренней, личностно-значимой мотивации учения, с другой стороны, на компенсацию нарушений в экспрессивной речи, развитие операций словесно-логического мышления;

- развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения. Например, упражнения «Анаграммы», «Пиктограммы», «Две линии», «Четвертый лишний» с использованием по преимуществу слов на школьную тематику, что позволяет не только работать над компенсацией слаборазвитых свойств познавательной сферы, но и обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся.

4. Итог занятия – рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия – флажок, значок).

Наполняемость каждого занятия определялась реализацией поставленных целей и задач.

Занятия проводились фронтально с первого по четвертый класс и были направлены на развитие мотивационной сферы и компенсацию слаборазвитых свойств познавательной сферы младших школьников с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Данная работа осуществлялась на протяжении всего учебного года (один раз в неделю).

В целях формирования устойчивой мотивации в 1 классе применялся метод сказкотерапии (использовались сказки из пособия М. А. Панфиловой «Лесная школа»)1. Данные сказки способствуют снижению школьной тревоги у детей, формированию позитивных моделей поведения в реальной жизни, учат первоклассников правильно обращаться со школьными атрибутами, адекватно относиться к ним, развивают самостоятельность и аккуратность. Также с помощью лесных героев у ребят развивается стремление к успеху, преодолению трудностей, происходит обогащение положительного эмоционального опыта и, как следствие, осуществляется усиление учебной мотивации. Но в тоже время в них встречаются слова и словосочетания сложные для восприятия и усвоения младшими школьниками с ОВЗ (например: чувство удовлетворения, свой личный опыт, мимика, отражают свое отношение, утвердительно качают головой, результат усвоенных знаний и умений), поэтому отдельные фрагменты данных сказок нами были адаптированы.

Все сказки объединены в четыре основные темы:

- cказки для школьной адаптации («Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила»);

- сказки об отношении учеников к вещам («Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко (воровство)», «Подарки в день рождения»);

- сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям («Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка», «Сказки о здоровье и о том, как стать большим», «Режим», «Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг»);

- сказки о школьных конфликтах («Ябеда», «Шапка-невидимка. (демонстративное поведение)», «Задача для Лисенка (ложь)», «Спорщик», «Обида», «Хвосты (межгрупповые конфликты)», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна (межполовые конфликты)», «Гордость школы»).

В целях развития и усиления мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ 2 – 4 классов применялся проблемный метод, специально подобранные игры и упражнения занимательного и развивающего характера, что обеспечивает внедрение стратегии «Усиление занимательности учебного материала».

Мотивационная составляющая – это психологическая основа учебной деятельности, и если у ребенка нет данной основы, то развитие его познавательной сферы не сможет привести его к школьной успешности.

Недостаточный уровень развития познавательных процессов и мотивационной сферы младших школьников с ОВЗ часто выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика, поэтому, наряду с упражнениями и заданиями мотивационного характера, применялись упражнения и задания на развитие познавательной сферы.

На каждом занятии реализовывались стратегии по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ.

Так на каждом занятии осуществлялась стратегия «Обучение в ситуации успеха» за счет учета «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Задания курса различались по содержанию, но имели единую структуру. Упражнения, предлагаемые младшим школьникам с ОВЗ, были выстроены в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Стратегия «устранение монотонности учебной деятельности» осуществлялась посредством смены видов деятельности на занятиях и игровой направленности заданий и упражнений, так как для данной категории учащихся игра остается той деятельностью, в которой раскрываются их возможности с наибольшей полнотой. Учащиеся на занятиях в игровой форме демонстрировали наибольшую заинтересованность, направленность, организованность. В целях формирования умения принимать правила, нормы и формы общения использовались игры с правилами, которые подготавливали и обучали ребят успешной коммуникации, что необходимо при работе в малых группах по решению учебных и познавательных задач. Формирование и закрепление навыков продуктивного общения приводит к выработке у младших школьников с ОВЗ в общеобразовательном учреждении способностей к успешной совместной деятельности. Также использовались игры-соревнования как эффективное средство, обеспечивающее повышение мотивации учебной деятельности.

В целях обеспечения внедрения стратегии «Ориентация на эмоциональное благополучие» задания курса были эмоционально насыщеными, так как эмоции являются одним из механизмов регуляции внешний и внутренней деятельности. Обеспечение эмоционального «принятия» реализовывалось через возможность свободного обмена мнениями, впечатлениями, переживаниями между учителем и учениками, учениками друг с другом. При этом каждое высказывание обсуждалось, поддерживалось, одобрялось или тактично и безлично отклонялось. На занятиях не обсуждались прошлые неудачи, внимание младших школьников с ОВЗ концентрировалось на собственном успехе в ходе текущего занятия и проводилось сравнение результатов деятельности по сравнению с предыдущим успехом самого ребенка, показывая детям динамику их успешности. Такая фиксация на результатах мотивировала учащихся на более успешную деятельность на последующих занятиях.

Также учителю важно в процессе формирования устойчивой мотивации учебной деятельности и познавательной сферы младших школьников с ОВЗ проводить работу с родителями.

Работа педагога с родителями

Данное направление работы осуществляется в формах:

- выступлений на родительских собраниях с целью разъяснения родителям младших школьников с ОВЗ важности развития и поддержания познавательной мотивации не только внешними, а, по преимуществу, внутренними стимулами;

- индивидуальных консультаций родителей по проблемам формирования мотивации учебной деятельности и познавательной сферы их детей; определение путей решения данных проблем;

- подбора для родителей специальной литературы по особенностям развития, обучения и воспитания детей, обучающихся с ОВЗ;

- организации и ведении Интернет-форума, адресной тематической рассылки информации по электронной почте.

Проводимая работа по данным направлениям помогает оценить родителям их значимость в становлении ребенка-ученика как субъекта учебной деятельности.

Таким образом, в ходе реализации представленной программы учителю начальных классов важно задействовать всех субъектов образовательного процесса (младших школьников с ОВЗ и родителей данной категории учащихся). Данная программа способствует активизации познавательной сферы, усилению влияния мотивации на учебную деятельность, обеспечивает ее продуктивность и гармоничное развитие личности младшего школьника с ОВЗ.





Литература, рекомендуемая для обучения:

  1. Лесная школа. Коррекционные сказки. М.А.Панфилова: URL: http://sch854zg.mskobr.ru/files/tmp/korrekcionnyieskazki.pdf

  2. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации : материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – 440 с.

https://goo.gl/B2Y2At



1 Лесная школа. Коррекционные сказки. М.А.Панфилова: URL: http://sch854zg.mskobr.ru/files/tmp/korrekcionnyieskazki.pdf

3


Просмотр содержимого документа
«модуль 4»

Модуль 4. Усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды


Содержание: связь обучения и развития, определение предметно-развивающей среды, задачи предметно-развивающей среды по направлениям деятельности (компьютерное оборудование, проектная деятельность, легооборудование, песочный стол).


Лекция.

Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового»1. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.

Рассмотрим подробнее каждое направление:

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.

Проектная деятельность









Подробно о применении проектной деятельности мы рассмотрели в Модуле 2.

Легооборудование

«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Применение «Лего» способствует:

1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Песочный стол Dusyma

Как известно, к моменту поступления в школу у каждого ребенка должны быть сформированы основные показатели готовности к школьному обучению. Одним из таких показателей является достаточное развитие зрительно-моторной координации, что позволит ребенку освоить навык письма и чтения. Однако практика работы показывает, что среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком Dusyma.

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Данное оборудование используется в арттерапии (песокотерапии).

Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного тем, что такой рисунок нельзя положить в альбом или подарить кому-либо. Он эфемерен, сиюминутен, что не дает измениться созидательному мотиву, когда происходит сдвиг с процесса деятельности на результат. Т.е., если у ребенка мотив – это результат деятельности и этот результат не удается достигнуть, тогда ребенок теряет интерес к процессу деятельности и отстраняется от неё. При работе на песке у ребенка удерживается мотив – деятельность ради деятельности, что заставляет его целиком погружаться в процесс рисования или письма. Данный факт обуславливает развивающую направленность данного оборудования.

Игры и упражнения при работе с песочным столом можно разделить на три группы:

  • в пропедевтический период обучения грамоте;

  • в добукварный период обучения грамоте;

  • в букварный период.

Рассмотрим примеры таких игр и упражнений в каждый период.

Пропедевтический период обучения грамоте.

На первых занятиях ребенку предлагается рисовать на свободную тему для знакомства с оборудованием. Затем предлагаются:

  • тактильные доски (ребенок обводит пальчиком рисунок на доске, воспроизводит его на песке с закрытыми глазами, сравнивает образец и результат, делает при необходимости корректировку);

  • зеркало (ребенок рисует половину симметричного предмета, вторая половина отражается в зеркале);

  • игры на развитие симметрии (относительно вертикали, горизонтали, диагонали);

  • игры на ориентирование на плоскости («Поросенок Ниф-ниф построил дом в верхнем правом углу, а Поросенок Наф-наф – в нижнем левом углу. Помоги поросятам расставить дома»; «Пираты спрятали сокровища в песке. Чтобы их найти, нужно из верхнего левого угла двигаться вниз, обогнуть пальму, дойти до центра и подняться в верхний правый угол»)

  • графический диктант на песке (помоги барашке попасть в домик зайчика);

  • бабочка и магнит (необходимо двигать бабочку с помощью магнита по определенной траектории);

  • Добукварный период обучения грамоте:

  • рисование стрелок и линий разной направленности;

  • рисование чередующихся линий;

  • рисование пересекающихся линий;

  • рисование орнамента-заборчика из элементов букв.

  • Букварный период обучения грамоте:

  • выкладывание букв;

  • письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);

  • узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);

  • написание буквы с помощью зеркала;

  • письмо слогов, слов, коротких предложений.

Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает их к самостоятельному, мотивированному творчеству.

Таким образом, применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.


Литература, рекомендуемая для обучения:


  1. Интегрированная творческая среда «ПервоЛого»

http://www.int-edu.ru/



  1. Математический он-лайн тренажер «Мат-Решка»

http://www.mat-reshka.com/



  1. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

http://ne-proza.ru/data/files/Tihomirova-L.-F.-Razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey..pdf


  1. Тормахова Н.В. Лего-конструирование — предметно игровая среда развития и обучения ребенка // Эксперимент и инновации в школе. - №5. – 2012. - С. 26-27.

https://goo.gl/TgzC5G

1 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ Астрель, 2010. - 671 с.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панова Марина Александровна

Дата: 29.01.2022

Номер свидетельства: 599104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства