Модуль 3.
Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
Содержание: курс внеурочной деятельности «Развивай-ка», структура занятий, метод сказкотерапии, стратегии усиления успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, методы и приемы работы с родителями младших школьников с ОВЗ в рамках активизации познавательной деятельности.
Лекция.
В предыдущем модуле мы обсуждали какими методами и приемами можно активизировать познавательную деятельность младших школьников с ОВЗ на уроке.
Но кроме урока учитель с учеником взаимодействуем на переменах, в группе продленного дня, после уроков, во время внеурочной деятельности.
Таким образом, активизация познавательной деятельности не ограничивается только уроком.
Итак, развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ учитель осуществляет во время:
Занятий по внеурочной деятельности.
В группе продленного дня.
В режимные моменты.
Рассмотрим подробнее внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность
Как известно, с введением ФГОС НОО в школах появились часы на внеурочную деятельность. Учителя начальных классов могут пользоваться уже готовыми программами или составить их самостоятельно. В нашем модуле я предлагаю Вам познакомиться с курсом «Развивай-ка», который был апробирован на учащихся класса компенсирующего обучения.
Курс «Развивай-ка»
При реализации курса внеурочной деятельности «Развивай-ка» решались следующие задачи:
1. Формирование устойчивой учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ.
2. Выработка концентрированного и устойчивого внимания, увеличение объёма внимания, усиление способности к распределению и переключению внимания.
3. Компенсация и развитие объёма, точности, мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации.
4. Развитие волевой сферы, саморегуляции.
5. Развитие видов, форм и операций мышления.
6. Развитие воображения с целью привлечения его свойств к решению задач учебной деятельности.
7. Формирование социальных и коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
Полученные результаты:
Учебная мотивация. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение продуктивности младших школьников с ОВЗ.
Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости внимания.
Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной, аудиальной, осязательной), эмоциональной и словесно-логической памяти. Развитие кратковременной и долговременной, произвольной памяти.
Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия.
Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие, суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Разработанный курс развивающих занятий, включает в себя 2 блока:
1. Развитие мотивационной сферы, обеспечивающее формирование и усиление действенности внешних и внутренних побудителей учебной деятельности.
2. Развитие познавательной сферы, нацеленное на совершенствование слаборазвитых свойств познавательных процессов или компенсацию их действия.
Перспективное планирование курса «Развивай-ка», примерные игры и упражнения представлены в папке Приложение.
Каждое занятие включает в себя интегрированные упражнения и задания по двум блокам, причем уже организационный момент занятия пробуждает познавательный интерес. В структуре занятий отдельно не выделяется развитие мотивационной и познавательной сферы. Деление на блоки внутри занятия является условным, так как каждое упражнение и задание обеспечивает взаимопроникновение и взаиморазвитие данных сфер.
Задания представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию учебной мотивации, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Так же данные задания способствуют обучению учащихся способам учебной работы на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. Фактически это метапредметные результаты обучения по ФГОС НОО. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.
2. Сообщение темы занятия в занимательной или проблемной форме, что позволяет активизировать мотивационную сферу учащихся, создает благоприятный эмоциональный настрой. Например, педагог-экспериментатор сообщает учащимся, что к ним за помощью обратился мальчик Витя Перестукин из произведения Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Герой просит помочь ему выполнить задания, ведь только так он сможет вернуться домой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.
3. Основное содержание занятия, которое представляет собой совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на:
- формирование учебной мотивации, выработку способов учебной работы, социальных навыков. Например, обсуждение поступков героев книги М. А. Панфиловой «Лесная школа», составление рассказа-размышления на тему «Важность выполнения домашних заданий», «Зачем я хожу в школу?» и т. д. Данные задания и виды работы направлены, с одной стороны, на развитие внутренней, личностно-значимой мотивации учения, с другой стороны, на компенсацию нарушений в экспрессивной речи, развитие операций словесно-логического мышления;
- развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения. Например, упражнения «Анаграммы», «Пиктограммы», «Две линии», «Четвертый лишний» с использованием по преимуществу слов на школьную тематику, что позволяет не только работать над компенсацией слаборазвитых свойств познавательной сферы, но и обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся.
4. Итог занятия – рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия – флажок, значок).
Наполняемость каждого занятия определялась реализацией поставленных целей и задач.
Занятия проводились фронтально с первого по четвертый класс и были направлены на развитие мотивационной сферы и компенсацию слаборазвитых свойств познавательной сферы младших школьников с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Данная работа осуществлялась на протяжении всего учебного года (один раз в неделю).
В целях формирования устойчивой мотивации в 1 классе применялся метод сказкотерапии (использовались сказки из пособия М. А. Панфиловой «Лесная школа»)1. Данные сказки способствуют снижению школьной тревоги у детей, формированию позитивных моделей поведения в реальной жизни, учат первоклассников правильно обращаться со школьными атрибутами, адекватно относиться к ним, развивают самостоятельность и аккуратность. Также с помощью лесных героев у ребят развивается стремление к успеху, преодолению трудностей, происходит обогащение положительного эмоционального опыта и, как следствие, осуществляется усиление учебной мотивации. Но в тоже время в них встречаются слова и словосочетания сложные для восприятия и усвоения младшими школьниками с ОВЗ (например: чувство удовлетворения, свой личный опыт, мимика, отражают свое отношение, утвердительно качают головой, результат усвоенных знаний и умений), поэтому отдельные фрагменты данных сказок нами были адаптированы.
Все сказки объединены в четыре основные темы:
- cказки для школьной адаптации («Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила»);
- сказки об отношении учеников к вещам («Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко (воровство)», «Подарки в день рождения»);
- сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям («Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка», «Сказки о здоровье и о том, как стать большим», «Режим», «Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг»);
- сказки о школьных конфликтах («Ябеда», «Шапка-невидимка. (демонстративное поведение)», «Задача для Лисенка (ложь)», «Спорщик», «Обида», «Хвосты (межгрупповые конфликты)», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна (межполовые конфликты)», «Гордость школы»).
В целях развития и усиления мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ 2 – 4 классов применялся проблемный метод, специально подобранные игры и упражнения занимательного и развивающего характера, что обеспечивает внедрение стратегии «Усиление занимательности учебного материала».
Мотивационная составляющая – это психологическая основа учебной деятельности, и если у ребенка нет данной основы, то развитие его познавательной сферы не сможет привести его к школьной успешности.
Недостаточный уровень развития познавательных процессов и мотивационной сферы младших школьников с ОВЗ часто выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика, поэтому, наряду с упражнениями и заданиями мотивационного характера, применялись упражнения и задания на развитие познавательной сферы.
На каждом занятии реализовывались стратегии по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ.
Так на каждом занятии осуществлялась стратегия «Обучение в ситуации успеха» за счет учета «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Задания курса различались по содержанию, но имели единую структуру. Упражнения, предлагаемые младшим школьникам с ОВЗ, были выстроены в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Стратегия «устранение монотонности учебной деятельности» осуществлялась посредством смены видов деятельности на занятиях и игровой направленности заданий и упражнений, так как для данной категории учащихся игра остается той деятельностью, в которой раскрываются их возможности с наибольшей полнотой. Учащиеся на занятиях в игровой форме демонстрировали наибольшую заинтересованность, направленность, организованность. В целях формирования умения принимать правила, нормы и формы общения использовались игры с правилами, которые подготавливали и обучали ребят успешной коммуникации, что необходимо при работе в малых группах по решению учебных и познавательных задач. Формирование и закрепление навыков продуктивного общения приводит к выработке у младших школьников с ОВЗ в общеобразовательном учреждении способностей к успешной совместной деятельности. Также использовались игры-соревнования как эффективное средство, обеспечивающее повышение мотивации учебной деятельности.
В целях обеспечения внедрения стратегии «Ориентация на эмоциональное благополучие» задания курса были эмоционально насыщеными, так как эмоции являются одним из механизмов регуляции внешний и внутренней деятельности. Обеспечение эмоционального «принятия» реализовывалось через возможность свободного обмена мнениями, впечатлениями, переживаниями между учителем и учениками, учениками друг с другом. При этом каждое высказывание обсуждалось, поддерживалось, одобрялось или тактично и безлично отклонялось. На занятиях не обсуждались прошлые неудачи, внимание младших школьников с ОВЗ концентрировалось на собственном успехе в ходе текущего занятия и проводилось сравнение результатов деятельности по сравнению с предыдущим успехом самого ребенка, показывая детям динамику их успешности. Такая фиксация на результатах мотивировала учащихся на более успешную деятельность на последующих занятиях.
Также учителю важно в процессе формирования устойчивой мотивации учебной деятельности и познавательной сферы младших школьников с ОВЗ проводить работу с родителями.
Работа педагога с родителями
Данное направление работы осуществляется в формах:
- выступлений на родительских собраниях с целью разъяснения родителям младших школьников с ОВЗ важности развития и поддержания познавательной мотивации не только внешними, а, по преимуществу, внутренними стимулами;
- индивидуальных консультаций родителей по проблемам формирования мотивации учебной деятельности и познавательной сферы их детей; определение путей решения данных проблем;
- подбора для родителей специальной литературы по особенностям развития, обучения и воспитания детей, обучающихся с ОВЗ;
- организации и ведении Интернет-форума, адресной тематической рассылки информации по электронной почте.
Проводимая работа по данным направлениям помогает оценить родителям их значимость в становлении ребенка-ученика как субъекта учебной деятельности.
Таким образом, в ходе реализации представленной программы учителю начальных классов важно задействовать всех субъектов образовательного процесса (младших школьников с ОВЗ и родителей данной категории учащихся). Данная программа способствует активизации познавательной сферы, усилению влияния мотивации на учебную деятельность, обеспечивает ее продуктивность и гармоничное развитие личности младшего школьника с ОВЗ.
Литература, рекомендуемая для обучения:
3