воспитательная: дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика
Оборудование: рисунки учащихся, учебник.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Упражнения для подготовки к чтению.
-Посмотрите прямо; теперь, не поворачивая головы, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз ( несколько раз). Глазами двигайте по стрелкам.
Дети выполняют задание.
- прочитайте скороговорку, записанную на доске.
Бредут бобры
В сырые боры.
Бобры храбры,
Для бобрят добры.
Дети читают хором – сначала в медленном, затем в среднем и быстром темпах.
3. Новый материал.
- Ребята, на предыдущем уроке вы вспоминали стихотворения, принадлежащие перу великого поэта, читали наизусть его наиболее известные стихотворения. Мы выяснили, что он сочинял не только прекрасные стихотворения, но и писал удивительные по своему содержанию сказки. А кто такой сказочник.
Ответы детей.
-Да, я с вами согласна. Добавлю только, что сказочник- это человек, который до конца верит в добро. Он находит в себе мужество осуждать в людях зло, жадность, зависть… и верить, что главная побеждающая сила- в самом человеке, в его добродетелях.
В этом мы убедимся, прочитав « Сказку о рыбаке и рыбке», которую написал Александр Сергеевич Пушкин.
А теперь давайте прочитаем сказку.
( Дети читают сказку – сначала « по цепочке» . затем по ролям.)
У…- Что вы узнали о жизни старика и старухи
Д. -жили они бедно.
У.- Сколько раз закидывал старик невод
Д…- три раза
У…-с чем пришел невод в первый , второй и третий раз
Д…- В первый раз- с тиной.
- Во второй- с травой морской.
- В третий – с золотой рыбкой.
У… Почему старик отпустил рыбку
Д…Он ее пожалел.
У.- Найдите и прочитайте, кем становилась старуха с помощью золотой рыбки. Как она относилась к старику и слугам.
( дети выполняют задание, после этого дают оценку поведения старухи. )
У…-Как и народ в своем устном творчестве, Пушкин показывает природу, способность сочувствовать человеку, участвовать в событиях его жизни, в выражать свое отношение к тем или иным человеческим поступкам. Море в сказке все время « отказывается» на растущую жадность старухи. С каждой новой просьбой старика все неспокойнее оно становится. Давайте последовательно проследим это изменение.
Д …-Море слегка разыгралось.
-Помутилось.
-Неспокойно.
-Почернело. У…-В финальной картине по морю нетрудно уловить развязку драмы: наступаем возмездие за использование волшебных даров во зло человеку. Прочитайте этот отрывок .
Д…-« На море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют». У… -Почему в такой последовательности автор расположил описание моря Д…- Потому что старуха начала с просьбы о новом корыте, а закончила тем, что захотела стать владычицей морской. -Ее желания с каждым разом все росли и росли. У…-Пушкин, изменяя в сказке одни и те же диалоги действующих лиц, достигает большого художественного эффекта. Так, каждая новая просьба старика, обращенная к золотой рыбке, содержит все больше осуждения. Докажите это, используя текст. Д…-« Разбранилась моя старуха». -« Еще пуще старуха бранится». -« Пуще прежнего старуха вздурилась». -« Опять моя старуха бунтует». -«Что мне делать с проклятою бабой»
У…-Как золотая рыбка проучила старуху Д…-Старуха осталась у разбитого корыта.
5. Рефлексия.
-О чем мы сегодня говорили на уроке
-С какого раза старик поймал золотую рыбку
- Как она относилась к старику и слугам.
- С чем осталась старуха в конце сказки…
6. Подведение итогов
7.Домашнее задание.
У…-Ребята, дома вы нарисуйте рисунки к сказке и мы сделаем из них выставку.