kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ поэтического текста. Определение развития чувств автора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.»

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

-учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль;

-учить выразительно читать стихотворение и анализировать его.

Планируемые результаты:

-предметные: 1) выразительно читать стихотворение и отвечать на вопросы по тексту;

2)находить слова , на которые должно падать логическое ударение;

3)рассказывать о стихотворении

-метапредметные: 1)определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

2)анализировать поэтический текст, определять развитие чувства автора, создавать текст на основе анализа

-личностные: проявлять интерес к поэзии, к жизни и творчеству А.С. Пушкина

Межпредметные связи:

изобразительное искусство (темы «Уроки любования», «Умение видеть»); русский язык (темы «Обращение», «Однородные члены предложения».)

Ресурсы урока:

1) учебник

2)карточки с текстом

3)аудиозапись стихотворения

4)презентация

5) толковые словари

6) компьютер



Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Слайд №1.

Наш девиз: Я хочу много знать!

Наши правила:

-не выкрикиваем

-не перебиваем

-мы слышим друг друга

-учимся работать сообща

2. Проверка домашнего задания. Актуализация необходимых знаний.

Заслушиваются несколько рассказов учащихся на тему «Что нового я узнал о детских годах Пушкина» (из произведения А.Л. Слонимского). Дополнение пересказа учащимися. Слайд №2.

Чтение написанных на доске слов И.С. Аксакова : «Да будет же ей , этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.» Слайд 3.

-Подумайте, о какой няне идет речь? Вспомните, что вы знаете о ней? (Речь пойдет об Арине Родионовне -простой русской женщине, знавшей много сказок и песен.)

- Чему будем учиться на уроке? Слайд 4.

* Узнать больше об Арине Родионовне.

* Познакомиться с новым стихотворением.

* Учиться выразительно читать его.

* Анализировать стихотворение.

3. Мотивация познавательной деятельности.

Учащиеся читают текст на карточке о роли няни в жизни поэта и о Михайловской ссылке ,делают вывод о том , что долгие зимние вечера в Михайловском наедине с няней способствовали появлению у Пушкина любви к фольклору и созданию его знаменитых сказок.

К карточке прилагаются вопросы. Слайд №5.

Работа в паре.

-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.

Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.



Вопросы: Слайд 6

1) Кем была Арина Родионовна?

2) Кого из детей Пушкиных она особенно любила?

3) Почему царь сослал поэта в село Михайловское?

4) Как долго длилась ссылка?

5) Кто был рядом в это тяжелое время?



4. Физминутка.

5. Организация познавательной деятельности.

-Прослушайте стихотворение «Няне» в аудиозаписи в исполнении мастера художественного слова, артиста Василия Ивановича Качалова и скажите, картины какого цвета возникают в вашем представлении. ( темного, синего, черного цвета) Слайд 7.

-Назовите слова, которые отражают темную палитру красок .(одна, в глуши лесов, горюешь, забытые вороты, черный, отдаленный путь).

-Перечитайте стихотворение самостоятельно и опишите возникшие в воображении сюжеты . (маленькая деревенская избушка в глуши леса, у окна сидит женщина с вязанием в руках)

-Понравилось ли вам стихотворение? (Понравилось)

  • Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? (Чувство грусти, печали) Слайд 8.

  • От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)

  • Какое настроение у рассказчика? (грустное)

-Для чего автор написал это стихотворение?

  • Чтобы рассказать о своих чувствах.

  • Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

  • Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

  • Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).

  • Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя, определить ритм, рассмотреть рифму.

Словарно-лексическая работа.

Работа с компьютером, словарем.

-Как вы понимаете значение слов и выражений:

светлица

спицы

вороты

всечасно

теснят заботы

(Заслушиваются ответы детей). Слайд № 9

-Найдите в тексте обращение, предложение с однородными членами.

Работа в паре.

-Какие слова при чтении нужно выделить голосом? Чтение с выражением стихотворения несколькими учащимися. (Выразительное чтение стих., 3-4 уч-ся, самооценка).

-Как поэт относится к своей няне? В каких словах это выражено?

-Чему учит это произведение? (Любить и уважать старших).

Последний раз Пушкин видел свою няню через год после ссылки (в 1827 г.). Ещё через год Арина Родионовна умерла.

Слайд №10.

У кого из вас была няня или есть бабушка? Какие чувства вы испытываете к ним? Почему? Назовите И.О. своей бабушки.















-Предлагаю выполнить языковое исследование стихотворения и заполнить таблицу.

Работа в группах.

Средства художественной выразительности

Пример

Сравнение


Метафора


Метафора


Эпитет


Эпитет


Повторы




Средства художественной выразительности

Пример

Сравнение

«Будто на часах»

Метафора

«Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках»

Метафора

«Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

Эпитет

«Забытые ворота»

Эпитет

«Чёрный отдалённый путь»

Повторы

«Давно, давно ты ждёшь меня»



-Расскажите о стихотворении, используя план анализа. (В группе, в парах).

План.

1) Автор и название.

2) Главная мысль, настроение.

3) Ваше отношение к стихотворению.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

* Я познакомился с ...

* Сегодня я узнал…

* Было интересно…

* Я приобрел…



7.Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. По желанию проиллюстрировать.

Дополнительно составить образ няни.





Характерные черты


Я

Класс

Добросовестно



Кое-как



Старательно



Без интереса



Увлеченно



Спустя рукава






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

Автор: Русеева Светлана Ивановна

Дата: 26.08.2018

Номер свидетельства: 476357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому."
    ["seo_title"] => string(57) "a_s_pushkin_niane_avtorskoe_otnoshenie_k_izobrazhaemomu_1"
    ["file_id"] => string(6) "476358"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535267223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства