Заслушиваются несколько рассказов учащихся на тему «Что нового я узнал о детских годах Пушкина» (из произведения А.Л. Слонимского). Дополнение пересказа учащимися. Слайд №2.
Чтение написанных на доске слов И.С. Аксакова : «Да будет же ей , этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.» Слайд 3.
-Подумайте, о какой няне идет речь? Вспомните, что вы знаете о ней? (Речь пойдет об Арине Родионовне -простой русской женщине, знавшей много сказок и песен.)
- Чему будем учиться на уроке? Слайд 4.
* Узнать больше об Арине Родионовне.
* Познакомиться с новым стихотворением.
* Учиться выразительно читать его.
* Анализировать стихотворение.
3. Мотивация познавательной деятельности.
Учащиеся читают текст на карточке о роли няни в жизни поэта и о Михайловской ссылке ,делают вывод о том , что долгие зимние вечера в Михайловском наедине с няней способствовали появлению у Пушкина любви к фольклору и созданию его знаменитых сказок.
К карточке прилагаются вопросы. Слайд №5.
Работа в паре.
-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.
Вопросы: Слайд 6
1) Кем была Арина Родионовна?
2) Кого из детей Пушкиных она особенно любила?
3) Почему царь сослал поэта в село Михайловское?
4) Как долго длилась ссылка?
5) Кто был рядом в это тяжелое время?
4. Физминутка.
5. Организация познавательной деятельности.
-Прослушайте стихотворение «Няне» в аудиозаписи в исполнении мастера художественного слова, артиста Василия Ивановича Качалова и скажите, картины какого цвета возникают в вашем представлении. ( темного, синего, черного цвета) Слайд 7.
-Назовите слова, которые отражают темную палитру красок .(одна, в глуши лесов, горюешь, забытые вороты, черный, отдаленный путь).
-Перечитайте стихотворение самостоятельно и опишите возникшие в воображении сюжеты . (маленькая деревенская избушка в глуши леса, у окна сидит женщина с вязанием в руках)
-Понравилось ли вам стихотворение? (Понравилось)
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? (Чувство грусти, печали) Слайд 8.
От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)
Какое настроение у рассказчика? (грустное)
-Для чего автор написал это стихотворение?
Чтобы рассказать о своих чувствах.
Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.
Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)
Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).
Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя, определить ритм, рассмотреть рифму.
Словарно-лексическая работа.
Работа с компьютером, словарем.
-Как вы понимаете значение слов и выражений:
светлица
спицы
вороты
всечасно
теснят заботы
(Заслушиваются ответы детей). Слайд № 9
-Найдите в тексте обращение, предложение с однородными членами.
Работа в паре.
-Какие слова при чтении нужно выделить голосом? Чтение с выражением стихотворения несколькими учащимися. (Выразительное чтение стих., 3-4 уч-ся, самооценка).
-Как поэт относится к своей няне? В каких словах это выражено?
-Чему учит это произведение? (Любить и уважать старших).
Последний раз Пушкин видел свою няню через год после ссылки (в 1827 г.). Ещё через год Арина Родионовна умерла.
Слайд №10.
У кого из вас была няня или есть бабушка? Какие чувства вы испытываете к ним? Почему? Назовите И.О. своей бабушки.
-Предлагаю выполнить языковое исследование стихотворения и заполнить таблицу.