-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (унылое, спокойное).
IV. Сообщение темы урока.
а) -У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме. Очень много художников, поэтов, писателей пишут произведения о зиме. Вот и сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта А Плещеева «Осень наступила».
б)Знакомство с биографией А Плещеева. (вывешиваю на доску портрет А Плещеева, учитель рассказывает биографию).
Родился 4 декабря 1825 года в Костроме. Отец был чиновником и умер, когда Алексею Николаевичу исполнилось всего два года. Мать, Елена Александровна, воспитывала сына одна, Плещеев получил прекрасное домашнее образование. Детство будущего поэта прошло в Нижнем Новгороде. Умер Плещеев 8 октября 1893 года в Париже, похоронен в Москве. Произведения Плещеева вошли в хрестоматию русской поэзии, прозы, детской литературы и стали основой около сотни романсов русских композиторов.
в) – Как вы думаете, о чём это стихотворение? ( об осени)
- Вы часто гуляете на улице, а наблюдали ли вы, как падают листья? (медленно, плавно, кружась, летая)
- А кто был в осеннем лесу? Красив ли он? (ответы детей)
V. Первичное чтение стихотворения учителем.
- Сейчас послушайте стихотворение «Осень» А Плещеева, в котором поэт по-своему увидел осенний луг, листья, поле и его тоже что-то поразило. А вы постарайтесь мысленно, закрыв глаза, представить себе картины, которые увидел поэт и описал вам. (Читает чтец под музыку)
- Что же поразило поэта? всё покрыто: поле, лес принакрылся шапкой)
- Какие картины увидели вы? ( листья тихо падают на землю, поле голое….)
- Очень хорошо!
VI. Чтение слов со сложной звуко-слоговой строй.
-Сейчас вы будете читать стихотворение А Плещеева «Осень». В нём встретятся трудные слова. Прочитаем их отдельно. Когда будете читать стихотворение, читайте слова правильно. (на доске заранее написаны слова: зеленеет, блестит)
-Ребята, прочитайте слово про себя (зеленеет).
-Прочитаем слово по слогам, все вместе. (зе-ле-не-ет).
-А теперь читаем хором целым словом с правильным ударением. (остальные слова разбираем аналогично).
-Молодцы!
Словарная работа.
- Ребята, как вы понимаете слово озимь?
Озимь- всходы осеннего посева зерна. Слайд
(Учитель объясняет значение слова с соблюдением методики проведения словарной работы).
Видеофизминутка для глаз.
VII. Чтение стихотворения детьми про себя. -Откройте учебник на стр. 63.
- Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на паузы, над которыми мы работали (отметьте их карандашом). Читайте их правильно, ставя ударение.
VIII. Физминутка.
Желтый лист, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
IX. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.
-А теперь давайте прочитаем вместе со мной. Старайтесь читать так же как я. (при чтении учитель обращает внимание на знаки препинания, выдерживает паузы, соблюдает интонацию).
- Будьте очень наблюдательны, потому что вам придётся отвечать на вопросы словами из стихотворения.
- Итак, представьте: мы вышли на поляну, справа – высохшие цветы, слева – голые кусты.
Чтение по четверостишиям.
а) Читаем первые 4 строчки.
- Каким вы увидели цветы? (высохшими)
- Какими вы увидели кусты? (голыми)
Найдите такой рисунок на парте.
б) Читаем следующее четверостишие.
-Каким вы увидели луг? (желтая трава) А какое же вы увидели поле?(зеленое).
Найдите рисунок к этому четверостишью
в) Прочитаем третье четверостишие.
- Какое небо? (тёмное)
- Почему тёмное?
Что происходит в поле?
Найдите рисунок к этому четверостишью.
- Молодцы!
г) Читаем последнее четверостишие.
- Прочитайте, что сказано о ручье?(воды зашумели…) О Птичках? (улетели в теплые края…)
- Какое время года пришло? (осень)
(Дети раскладывают на парте по порядку рисунки, учитель на доске)
X. Чтение стихотворения целиком.
-Ребята, сейчас подготовьтесь и потренируйтесь к чтению у доски, а поможет нам наша зарисовка.
-Прочитайте выразительно стихотворение про себя. (затем вызываются к доске ребята, которые активно участвовали на уроке, и читают выразительно стихотворение на оценку; 2-3 ученика)