kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Куприн "Слон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

- В каких крылатых выражениях используется слово “слон?”

Крылатые выражения:

- Слона - то не приметить;

- Слон в посудной лавке;

- Делать из мухи слона;

- Как слон.

Объяснение крылатых выражений:

- Слона-то и не приметить - не заметить главного.

- Слон в посудной лавке - о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

- Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение.

- Как слон - неуклюж, громоздок, неповоротлив.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Куприн "Слон" »

А. Куприн. "Слон"

Цель: воспитывать доброту силой художественного слова.

Задачи:

  • совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы.

  • укрепить навыки выборочного пересказа;

Оборудование:

  • экран;

  • проектор;

  • презентация;

Ход урока

I. Подготовительная беседа.

- Что вы можете сказать о слоне? Какой он?

- Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть?

- Какой комплимент женщине в Индии считается наивысшим?

Вывод: Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

- В каких крылатых выражениях используется слово “слон?”

Крылатые выражения:

- Слона - то не приметить;

- Слон в посудной лавке;

- Делать из мухи слона;

- Как слон.

Объяснение крылатых выражений:

- Слона-то и не приметить - не заметить главного.

- Слон в посудной лавке - о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

- Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение.

- Как слон - неуклюж, громоздок, неповоротлив.



II. Постановка учебной задачи.

1. Тема сегодняшнего урока рассказ А. Куприна “Слон”.

Это художественный рассказ. Художественный рассказ - это описаниевыражение своих чувств ко всему происходящему.

К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать этот рассказ.

- Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?

2. Давайте посмотрим словарь толкований.

- Гостиная - комната для приема гостей.

- Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

- Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

- Публикум, или публика - люди в качестве зрителей, слушателей.

- Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.

- Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

- Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

- Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

3. После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону?

4. Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы.

III. Анализ прочитанного.

1. Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?

Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)

2. Выборочное чтение.

- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона - это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.

Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

- Найдите и прочитайте описание слона.

Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?

(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.)

- Как девочка понимает «дружбу» со слоном?

(Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)

IV. Работа в группах.

- Подготовьте краткий или выборочный пересказ.

1 гр. – пересказ от имени Нади.

2 гр. – пересказ от имени Слона.

3 гр. – пересказ от имени отца.

4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.

V. Отчеты групп. Обсуждение.

- С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливается в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.)

VI. Фронтальная работа.

- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!

- Обоснуйте своё мнение.

- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?

- А легко ли быть добрым?

- Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.

- Что оно в себя включает?

Давайте посмотрим, что получилось у меня.

Добро – это:

  • красота

  • душевность

  • ласка

  • тепло

  • счастье

  • веселье

  • жизнь

  • отзывчивость

  • любовь

  • праздник

  • мама

  • смех

  • улыбка

  • семья

- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Дома ещё раз перечитать этот рассказ.

Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план.

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

- А о чем мечтаете вы?

Если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

VIII. Рефлексия

Смайликами покажите, какое настроение у вас осталось после проведённого урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.Куприн "Слон"

Автор: Шпотаковская Елена Ивановна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства