kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Куприн "Слон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

- В каких крылатых выражениях используется слово “слон?”

Крылатые выражения:

- Слона - то не приметить;

- Слон в посудной лавке;

- Делать из мухи слона;

- Как слон.

Объяснение крылатых выражений:

- Слона-то и не приметить - не заметить главного.

- Слон в посудной лавке - о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

- Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение.

- Как слон - неуклюж, громоздок, неповоротлив.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Куприн "Слон" »

А. Куприн. "Слон"

Цель: воспитывать доброту силой художественного слова.

Задачи:

  • совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы.

  • укрепить навыки выборочного пересказа;

Оборудование:

  • экран;

  • проектор;

  • презентация;

Ход урока

I. Подготовительная беседа.

- Что вы можете сказать о слоне? Какой он?

- Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть?

- Какой комплимент женщине в Индии считается наивысшим?

Вывод: Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

- В каких крылатых выражениях используется слово “слон?”

Крылатые выражения:

- Слона - то не приметить;

- Слон в посудной лавке;

- Делать из мухи слона;

- Как слон.

Объяснение крылатых выражений:

- Слона-то и не приметить - не заметить главного.

- Слон в посудной лавке - о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

- Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение.

- Как слон - неуклюж, громоздок, неповоротлив.



II. Постановка учебной задачи.

1. Тема сегодняшнего урока рассказ А. Куприна “Слон”.

Это художественный рассказ. Художественный рассказ - это описаниевыражение своих чувств ко всему происходящему.

К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать этот рассказ.

- Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?

2. Давайте посмотрим словарь толкований.

- Гостиная - комната для приема гостей.

- Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

- Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

- Публикум, или публика - люди в качестве зрителей, слушателей.

- Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.

- Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

- Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

- Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

3. После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону?

4. Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы.

III. Анализ прочитанного.

1. Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?

Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)

2. Выборочное чтение.

- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона - это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.

Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

- Найдите и прочитайте описание слона.

Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?

(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.)

- Как девочка понимает «дружбу» со слоном?

(Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)

IV. Работа в группах.

- Подготовьте краткий или выборочный пересказ.

1 гр. – пересказ от имени Нади.

2 гр. – пересказ от имени Слона.

3 гр. – пересказ от имени отца.

4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.

V. Отчеты групп. Обсуждение.

- С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливается в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.)

VI. Фронтальная работа.

- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!

- Обоснуйте своё мнение.

- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?

- А легко ли быть добрым?

- Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.

- Что оно в себя включает?

Давайте посмотрим, что получилось у меня.

Добро – это:

  • красота

  • душевность

  • ласка

  • тепло

  • счастье

  • веселье

  • жизнь

  • отзывчивость

  • любовь

  • праздник

  • мама

  • смех

  • улыбка

  • семья

- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Дома ещё раз перечитать этот рассказ.

Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план.

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

- А о чем мечтаете вы?

Если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

VIII. Рефлексия

Смайликами покажите, какое настроение у вас осталось после проведённого урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.Куприн "Слон"

Автор: Шпотаковская Елена Ивановна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства