Тема: В.Осеева «Волшебное слово»
Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
- совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие качества личности ребёнка;
- воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Оборудование: памятки для работы в группах, фонограмма песни «Если добрый ты», разрезные карточки с пословицами, карточки с вопросами по содержанию произведения, карточки с заданиями творческого характера: кроссворды, магические квадраты; презентация по содержанию урока, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Мотивационная установка на урок)
Придумано кем-то Слайд 2
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
(Рефлексия)
- Улыбнись друг другу и гостям. Слайд 3
- Радуйся успеху.
- Береги своё здоровье.
- Не бойся ошибок, помни - в классе тебе всегда помогут.
II. Речевая разминка. «Яблоки», скороговорки. У вас на столах лежат «яблоки». Послушайте задание: вам необходимо найти и прочитать названия фруктов. Прочитали? Какие? (Мандарин, гранат, яблоко, банан, абрикос, слива, груша, киви, персик, черешня, апельсин, вишня, ананас). Поверните лист на другую сторону, почитайте скороговорки вслух.
III. Актуализация, сообщение темы и цели урока.
- Признайтесь, вам давно хотелось заняться чем - то интересным, небывалым, проявить все свои способности! Тогда считайте, что вам повезло!
- Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением, узнаем, о ком и о чём оно, закрепим навык употребления в речи «волшебных» слов, будем учиться совместной деятельности (в группах), учиться бережно относиться друг к другу. Цель нашего урока поговорить о «волшебных» словах и понять, как они действуют на людей. Правила работы в группах находятся в памятках на ваших партах, прочитайте их молча.
Памятка для работы в группе. Слайд 4 Успех зависит от деятельности каждого. Задания распределяйте так, чтобы каждый мог справиться после коллективного обсуждения. Обязательно приди на помощь тому, кто не успевает справиться с заданием. В группе равные возможности успеха. |
IV. Творческое задание
- А сейчас, творческое задание. Перед вами кроссворд. Впишите в клеточки кроссворда вежливые слова, обращая внимания на буквы подсказки.
Слайд 5 (с правильными ответами).
Молодцы! Спасибо!
V. Словарная работа.
Когда вы слышите слово «волшебник» Слайд 6 что вам представляется? (Старичок с бородой, который исполняет желания). Как вы понимаете значение этого слова? (Колдун).
Слайд 7. Из словаря С.И.Ожегова: «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О чём – то интересном, волшебном)
VI. Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
А сейчас послушайте рассказ в моем исполнении.
VII. Анализ прочитанного произведения.
- Понравилось ли вам это произведение? (Да.)
- Чем понравилось? (Понравилось тем, что благодаря старичку мальчик стал вежливым).
- Какое вы бы дали название этому рассказу? Подумайте в группах, напишите. (фломастером на подготовленном листочке) Спасибо! («Волшебник», «Добрый старик»).
Слайд 8. А автор В.Осеева назвала свой рассказ «Волшебное слово».
- Обратите внимание на выставку книг с произведениями В.Осеевой. Может быть, кто-то читал уже рассказы этой писательницы? Какие?
(Выставка книг В.Осеевой) Слайд 9
- А теперь вернемся к произведению В.Осеевой «Волшебное слово» и поговорим о его содержании.
- А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).
- Каким мы видим мальчика? Слайд 10.
Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
- Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
- Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)
- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
- Кто помог Павлику? (Старик).
- Как выглядел старик? Слайд 11
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? Слайд12
- Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)
- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
VIII.Физминутка. Под фонограмму песни «Если добрый ты»
IX. Работа с текстом. Чтение рассказа детьми.
А сейчас откройте учебники на странице 87. В.Осеева «Волшебное слово». Прочитайте по – цепочке.
- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.
По группам: Задания на столах.
1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. Слайд 13. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
Слайд 14. (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
Слайд 15 (За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось хорошим).
- Как звучит это слово? (Пожалуйста)
- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал).
- Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать добрым)
- Почему старик помог мальчику? (Потому что он поверил ему)
- Каким стал мальчик, после общения со стариком? Слайд 16
Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.
X. Закрепление
- Из частей соберите пословицы (одинакового цвета) и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек…. потом – говори.
Сначала думай….. добром и платят.
Вырасти вырос …….. добру и учит.
Век живи………. а ума не вынес.
За добро………. век учись.
- Какая пословица подходит к нашему произведению? (Добрый человек добру и учит)
- Так какова главная мысль рассказа? (За добро добром и платят)
- Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)
- Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)
- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? (По – доброму, с уважением)
- В чем состоит главная мысль рассказа? Слайд 17
(В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой).
XI. Итог урока.
- Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)
- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
- С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать)
- Показав замечательное творчество в группах, этим самым вы решили задачи, поставленные в начале урока. Посмотрим, как удалось нам их решить.
XII. Рефлексия
- Что в процессе работы для вас стало открытием? (Что «волшебные слова» творят чудеса)
- Что удалось? (Удалось выполнить все задания, не огорчить друг друга, работая в группах)
- Что не удалось?
XIII. Оценивание. В этих квадратах есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв получилось слово: «Пять». Это и есть ваша оценка за урок.
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество. Спасибо!
Литература:
Родная речь. Учебник для 2 класса (сост. Л.Ф.Климанова)- М. – Просвещение,2009
Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению»- М.- «ВАКО».2009
С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык». 1988.
4. В.Осеева. «Волшебное слово», Детская литература. 1988.
5. Песня «Если добрый ты», слова М. Пляцковского, музыка неизв. автора м/ф "День рождения Леопольда"
6. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя М.: Просвещение. 1991.
Приложение.
Самоанализ урока литературного чтения
Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово».
Структура урока:
1. Организационный момент
- мотивационная установка на урок;
- рефлексия.
2. Речевая разминка.
3. Актуализация знаний.
4. Творческое задание.
5. Словарная работа.
6. Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
7. Первичный анализ прочитанного произведения.
8. Физминутка:
9. Работа с текстом.
10.Закрепление. Творческое задание
11.Итог урока.
12.Рефлексия .
13.Оценивание.
Данный урок предлагает поразмышлять о взаимоотношениях между сверстниками, взрослыми, родными людьми, даёт возможность посмотреть на себя со стороны данного героя. В классе 21 человек: 8 мальчиков, 13 девочек. Есть группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют высокий уровень сформированности познавательных интересов, но есть и такие, которые проявляют себя на уроках пассивно. Для более успешной организации труда на уроке я применила работу в группах, где дети были распределены по принципу равных возможностей.
Цель данного урока заключалась в развитии у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающим.
Решаемые задачи:
Познакомить с творчеством Валентины Осеевой, с ее произведением «Волшебное слово»;
развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению, активизировать мыслительную деятельность, развивать творческие качества личности ребёнка;
воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Данная цель была достигнута, так как учащиеся выяснили, как действуют «волшебные слова» на людей. сравнили поведение мальчика в начале и конце рассказа и уяснили как «волшебные» слова действуют на людей.
Процесс обучения строился на основе принципов развивающего обучения, использовались инновационные технологии.
На уроке использовалась вербальная форма обучения (устное и печатное слово) и мультимедиальная (сочетание текстовой информации и графических изображений); методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Все этапы урока были логически связаны между собой с рациональным распределением времени.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, была включена здоровьесберегающая технология: физкультурная пауза, игровые моменты.
Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогала в полной мере реализовать принцип наглядности (создания ярких образов, воздействующих на все органы чувств ребенка), но и позволила активизировать познавательные процессы, оптимизировать процесс обучения, а также реализовать принципы развивающего обучения.
Задания на слайдах были информативны, что помогало в проведении анализа, классификации, обобщения языкового материала, а также при фронтальной проверке и взаимопроверке правильности выполнения заданий. Динамичная смена слайдов в сочетании с различными формами работы (индивидуальной, коллективной, в парах) позволила оптимизировать процесс обучения.
Контроль усвоения знаний осуществлялся после знакомства учащимися с новым произведением, когда дети искали ответы на данные вопросы по содержанию прочитанного. Здесь применялся частично - поисковый, или эвристический метод обучения. Ответы принимались в форме дискуссии.
На уроке применялись различные педагогические приемы, которые позволили актуализировать и обогатить личный опыт ребенка. Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога, способствовало созданию для учащихся ситуации успеха.
Все поставленные мною задачи на уроке были реализованы. Полагаю, что использование компьютерных технологий в процессе обучения необходимо, актуально, эффективно, поскольку они имеют ряд преимуществ, а именно:
- делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
- мотивируют познавательную деятельность учащихся;
- стимулируют самостоятельную работу учащихся;-
- развивают творческие способности учащихся;
- учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и иллюстративного материала.